Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
08 Апрель 2017

Екатерина спрашивает:
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, в Великие праздники, когда не положены земные поклоны, если я причащаюсь, после выноса чаши со Святым Причастием я могу делать земной поклон? И можно ли в день после Причастия вставать на колени, когда читается молитва Ефрема Сирина(например, в страстную среду)? спасибо.

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Здравствуйте!
Действительно, мы можем увидеть в корпусе канонического права Православной Церкви запрет на совершение коленопреклонений в дни воскресные, в период от Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Богоявления, а также в Господские праздники. Об этом говорят, к примеру, 20-е правило 1 Вселенского собора, а также 90-е правило Трульского собора. Причем, если говорить о воскресных днях, то действия этих правил распространяется с субботнего вечера вплоть до вечера воскресного. Это связано с тем, что богослужебный день начинается именно с вечера.
Однако, если задаться вопросом и спросить: распространяется ли запрет на совершение коленоприклонений в воскресные, к примеру, дни на необходимость сделать поклон перед чашей со Святыми Дарами, то можно увидеть здесь два подхода. Первый говорит о том, что преклонять колени перед чашей не нужно, т. к. канонические правила запрещают совершать земные поклоны. Второй подход не отрицая запрета на земные поклоны в дни воскресные предлагает сделать из этого правила исключения ради Святых Даров. Поэтому, на мой взгляд, Вы не согрешите, если будете следовать одному из этих подходов.
Что же касается вопроса о молитве прп. Ефрема Сирина в Великую Среду, то она предписана богослужебным уставом, а читает ее священник совершавший литургию, который, конечно, причащался.

13 Март 2017

Юлия спрашивает:
Здравствуйте! У меня погиб сын, 18 лет, разбился на машине (сам), очень хороший ребенок, не пил, отличник. Знакомые говорят: "...столько нянек и не уберегли.". А я не понимаю, что мы не так сделали? Получается, что все вокруг все делают правильно, а мы - так сильно согрешили, что больше нет моего сына. Как понять почему Господь так рано забрал моего ребенка? За что это все с нами? Родственники говорят ".. вы еще молодые, надо родить второго ребенка, чтобы был смысл дальше жить..". А мне кажется, что это предательство. Все говорят, надо молиться больше, чтобы Господь принял сына в рай. И я каждый день читаю 17-ю кафизму Псалтырь, Акафист по единоумершему, но буквально заставляю себя это делать. Очень тяжело, хочется выть. И как я узнаю в раю ли мой сын? Помогите, пожалуйста, разобраться и понять. Спасибо

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Понять Промысел Божий и Его судьбы полностью мы не можем, поэтому Вам не стоит гадать что и почему. Об этом хорошо сказал свт. Игнатий (Брянчанинов): Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.
Я также бы посоветовал Вам с определенностью не связывать смерть сына с Вашими личными грехами. Лучше Вам сходить на Исповедь и открыть свое сердце Богу в присутствии священника.
Действительно нужно усердно молиться за Вашего сына. Хочу заметить, что молитвы родителей обладают большой силой, но не пренебрегайте и молитвой церковной, а также делами милосердия, совершаемыми за упокой души Вашего сына.
Я бы Вам посоветовал соединить молитву за сына с личным воцерковлением, с углублением вашего духовного опыта посредством более частого хождения в храм, участия в Таинствах Исповеди и Причастия, чтения Священного Писания и творений святых Отцов (например, советую Вам прочесть книгу святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) «Илиотропион»».
Вы неправильно думаете, что рождение других детей будет с Вашей стороны предательством, т.к. одной из целей брака как раз и является чадородие.
Вы правильно делаете, что читаете 17-ю кафизму и акафист. И не стоит удивляться, что к молитве Вам приходится себя понуждать. Царство Божие берется силой.
По учению Православной Церкви души умерших людей после смерти находятся либо в ожидании вечного осуждения, либо в ожидании вечного блаженства. Но окончательная участь человека решится после Второго Пришествия Спасителя и Страшного Суда. Поэтому, если Ваш сын был крещен Вы можете помочь ему Вашей и церковной молитвой.
Как бы Вам тяжело не было, помните, что путь в Царство Божие узок и скорбен. Вспомните скорбь Божией Матери, стоящей у Креста Своего Сына, Который, будучи безгрешный, умер за нас, грешных. Не унывайте и не отчаивайтесь. Господь не дает испытаний выше сил. Желаю Вам помощи Божией.
В качестве утешения предлагаю Вам набор святоотеческих цитат, которые да помогут Вам в Вашей скорби.

1. Смертность, т.е. возможность умереть для падших людей является благом. Иначе бы мы вечно грешили:

Свт. Иоанн Златоуст: «За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева».
Свт. Кирилл Александрийский: «Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой - избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание».

2. Смерть не является КОНЦОМ нашего существования:

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его».

3. Рано или поздно, но смертны ВСЕ люди:

Свт. Тихон Задонский: «Смерть никого не оставляет, и чем дольше живем, тем ближе она к нам. Этот предел Божий как неизвестен нам, так и весьма страшен, Неизвестен, поскольку смерть похищает без разбора старых и молодых, младенцев и юношей, готовых и неготовых, праведных и грешных. Страшен, поскольку отсюда начинается нескончаемая, непрестающая, всегда пребывающая вечность. Отсюда мы отходим или в вечное блаженство, или в вечную муку; 'или в место радости, или в место плача. Отсюда мы начинаем или вечно жить, или вечно умирать; или вечно царствовать на Небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать в аду с сатаной и ангелами его».

4. Праведным людям не стоит бояться смерти:

Свт. Иоанн Златоуст: «Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине, как бы отпускаются на свободу от страданий и уз».

5. Смерть других людей дает нам повод задуматься о своей жизни:

Свт. Феофан Затворник: «Пилат смешал кровь галилеян с жертвами их - Господь сказал: "если не покаетесь, все так же погибнете"; упал столп силоамский и убил восемнадцать человек - Господь тоже сказал: "если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк. 13, 3, 5). Этим дается понять, что, когда беда постигает других, нам надо рассуждать не о том, отчего и за что это случилось, а поскорее обратиться к себе и посмотреть, нет ли за нами каких грехов, достойных временного наказания для вразумления других, и поспешить изгладить их покаянием. Покаяние очищает грех и отстраняет причину, привлекающую беду. Пока человек в грехе, секира лежит при корне его жизни, готовая посечь его. Не сечет же потому, что ожидается покаяние. Покайся - и отнята будет секира, и жизнь твоя потечет к концу естественным порядком; не покаешься - жди посечения. Кто знает, доживешь ли до будущего года. Притча о бесплодной смоковнице показывает, что Спаситель молит правду Божию щадить каждого грешника в надежде, не покается ли он и не принесет ли плодов добрых (1 Тим. 2, 4). Но бывает, что правда Божия уже не слушает ходатайства и разве кого-нибудь соглашается оставить еще на один год в живых. А уверен ли ты, грешник, что проживаешь не последний год, не последний месяц, день и час?»

6. До Страшного Суда мы можем еще помочь усопшим:

«Православной исповедание»: «Каждый должен знать, что души праведных, хотя и находятся на Небесах, до Последнего Суда не получают совершенной награды, так же как и души осужденных не претерпевают совершенного наказания. Только после Суда души вместе с телами окончательно получат или венец славы, или наказание».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Воздаяние как для праведников, так и для грешников весьма различно... Не только небесных обителей бесчисленное множество... но и ад имеет множество различных темниц и различного рода мучений».

«Послание Восточных Патриархов»: Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним),- души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.

Свт. Иоанн Златоуст: «Есть, действительно есть возможность облегчить наказание усопшего грешника, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя бы он сам был и недостоин, Бог услышит нас. Если ради Павла Он спасал других и ради одних милует других, то не сделает ли того же самого и ради нас? Из собственного его имения, из твоего, из чьего хочешь, окажи помощь, возлей на него елей или, по крайней мере, воду. Он не может представить собственных дел милосердия? Пусть они будут совершены за него. Таким образом, жена может ходатайствовать за мужа, сделав за него необходимое для его спасения. Чем в больших он виновен грехах, тем более необходима для него милостыня. И не поэтому только, но и потому, что теперь она уже не имеет той силы, но гораздо меньше, ибо совсем не все равно, творит ли ее кто-либо сам, или другой за него. Итак, чем она меньше по силе, тем более мы должны увеличивать ее по количеству.
Собери вдовиц, скажи имя покойного, пусть они творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя не он сам, но другой за него совершит милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Стоящие вокруг и плачущие вдовицы могут спасти если не от настоящей, то от будущей смерти. Многие получили пользу от милостыни, совершаемой за них другими, ибо если они и не совершенно помилованы, то по крайней мере получили некоторое утешение».

06 Март 2017

Валентина спрашивает:
Здравствуйте! Напишите пожалуйста можно ли во время Великого поста в будние дни совершить Таинство Исповеди и Причастия? Или все же только в Воскресную службу? Спасибо

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Исповедь может совершаться ежедневно, Причастие - Среда, Пятница(на Литургии преждеосвященных даров, младенцев не причащают) и Суббота, Воскресенье (Литургия Свт.Василия Великого,можно причастить и младенцев). В дни совершения Литургий - Таинство исповеди совершается во всех храмах, в другие дни - лучше заранее договориться (в храме - регистратор или непосредственно со священнослужителем).

27 Февраль 2017

Валентина спрашивает:
Добрый вечер! Подскажите пожалуйста можно ли совершить Таинство Крещения ребенка во время Великого Поста?

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Да. Таинство св.Крещения совершается (в отличии, например, от Венчания) в любой день года, без ограничений.

25 Февраль 2017

Екатерина спрашивает:
Еще раз добрый день. Возможно я некорректно задала свой предыдущий вопрос. Но во время моих, так называемых диет, я постоянно приходила в храм, искала ответы на вопросы, касающиеся соблюдения поста, таинств и т.д. И сейчас я снова слышу ответ, состоящий из общих фраз: подготовка к исповеди - исповедь - таинство покаяния - подготовка к причастию - причастие. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, куда, к кому или к каким источникам обратиться, чтобы узнать, что есть ПОДГОТОВКА К ИСПОВЕДИ, что есть тщательная ПОДГОТОВКА К ПРИЧАСТИЮ, что есть сами эти Таинства? Вокруг нас, в том числе в интернете, огромное количество информации. И не всегда эта информация достоверна. Поэтому я обращаюсь к Вам за помощью!

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
К священнику в храме - самое доступное и достоверное. Для подготовки к исповеди порекомендую главный и наиболее известный (да и распространенный) источник - замечательная книга Святителя Игнатия (Брянчанинова) "В помощь кающемуся". А вот уже после первой осознанной исповеди советую еще раз подойти к священнику (лучше к тому, который исповедовал Вас) и попросить у него наставлений, каким образом подготовиться ко Св.Причастию. Вы правы - информации много и это хорошо. Она конечно может быть разной, особенно в интернете. Но в приходской библиотеке и церковной лавке сегодня каждый найдет по этим важным вопросам достойную литературу. Дорогу осилит идущий и Бог в помощь на этом спасительном пути!

25 Февраль 2017

Екатерина спрашивает:
Добрый день! Несколько лет подряд соблюдаю Великий пост. Очень хочу исповедаться и причаститься, но не знаю с чего начать.

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Не думаю что Вы несколько лет постились - без исповеди и причастия, то что в Вашем понимании является "соблюдением поста", корректнее всего будет именовать диетой, а это совсем другое дело, более относящееся к кишечно-желудочному тракту организма, нежели к духовной жизни человека. Итак...с чего начать? Дерзну посоветовать с ПОДГОТОВКИ к исповеди, а затем (б.м. через неделю, после еще одного таинства покаяния) и с причастия (конечно же с тщательной подготовкой к нему). Бог в помощь!

17 Февраль 2017

Олег спрашивает:
Какое покаяние приносится за сожительство с женщиной вне брака.и можно ли принять Причастие.если исповедуешь этот грех.но мои намерения к ней серьёзные,хочу видеть её своей супругой.

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Это все решается индивидуально, конкретным священником во время исповеди.

12 Февраль 2017

Светлана спрашивает:
Здравствуйте! Я начала по четвергам читать акафист Николаю Чудотворцу, хочу продолжить чтение и других акафистов,но приближается Великий Пост. Можно ли читать акафисты в Великий Пост? Благодарю.

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Бог в помощь, молитесь во Славу Божию!

12 Февраль 2017

Людмила спрашивает:
Добрый вечер, подскажите -как правильно поступить? Боюсь греха на душу. я живу в коммунальной квартире ( с семьей), в квартире живет с нами сосед 50 лет ему, пьет почти всю жизнь, не работает лет 30 уже, жил на пенсию своей мамы (она умерла в декабре 2016 г), в комнате -в которой проживает сосед(клопы,тараканы, мусор, пол годами не мылся, посуду он не моет, ест из грязной, сосед может сварить рыбный суп -потом в этой же кастрюле (не вымов ее) сварить другую еду, сам не моется… и т.д- картина ужасная ), места общего пользования( коридор,ванну и т.д- много лет моем мы, т.е. — хотя должен быть график, по очереди. Сосед остался один(мама умерла), родственникам он не нужен (детей, супруги у него нет), мы много раз- просили приберись, помой посуду, постирай и т.д — бесполезно, он говорит у меня чисто!!!!Мы его стараемся кормить, помогать — деньги он пропивает которые мы даем ему. Менять свою жизнь -он не собирается. Тяжело с таким соседом жить , у нас есть возможность- продать свои 2 комнаты — добавить ден.средств и купить отдельное жилье, но мы боимся его оставлять , ведь с ним ни кто жить не будет.( просто ужасные условия-это надо видеть), может то, что он с нами рядом под боком живет и остался без матери (жил много лет на ее пенсию)- может это наш крест и Господь смотрит, что мы сделает, как поступим , бросим или нет. НО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ- ОН НЕ РОДСТВЕННИК, А ПРОСТО СОСЕД ПО КВАРТИРЕ. Как правильно поступить, чтобы не взять грех на душу???! И еще вопрос, так как он не убирается вообще и от него не добьешься этого, мы посовещались с семьей и решили, просто взять и убрать самим все у него в комнате, мыть посуду ему, пол и т.д .Но родственники, говорят -что он итак живет паразитическим образом, кормим мы его каждый день -это доброе дело, отказывать в еде нельзя (даже в войну хлебом делились) но если еще и убирать его грязь — то он может вообще на шею сесть. Еще говорят, что будешь так у него убирать, то энергетика ( в комнате даже паутина на стенах и потолке)— будет на тебя влиять. Но мне то, не трудно. И мы ему поможем, и себе( запах идет по всей квартире, и клопы и тараканы) Как поступить ?

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Думаю что вы сами знаете ответ на свой вопрос. Поэтому мое письмо - можете расценивать как духовную поддержку. Соседа - осуждать не надо, а вот пожалеть (с любовью) и помолиться - да. Тяжело с ним конечно. Но разве Господь когда-то о комфорте проповедовал? Кстати, Он вообще о "материально-технических благах" (к которым так стремиться всю свою земную историю человечество) ничего не говорил. Вот ведь странно... Современникам многим и да и родственникам непонятно. Скажу в ответ на это, что за две тысячи лет ничего не изменилось .Вспомним апостольские слова :«Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:22–24). Но, скажут некоторые, ведь ОН НЕ РОДСТВЕННИК, А ПРОСТО СОСЕД ПО КВАРТИРЕ... А давайте поразмыслим и обратимся к Евангелию с вопросом: кто есть мой ближний? Перечитайте притчу о милосердном самарянине и вспомните, что ближними друг для друга являются те, кто оказывает милость(проявляет милосердие). Значит и вы для соседа, и он для вас - близкие люди! Кстати, не забудьте и возблагодарить Бога за то, что послал вам этого бедолагу, которому вы имеете возможность здесь, еще на земле оказать милость. Потом, там в жизни вечной - и рады будем, да будет поздно. Конечно вера наша - не сберкасса (банк, кредитный союз, ипотека). Не должно рассуждать так: я здесь бомжа отогрею, а Ты Господи, там, после земного моего пути, пару (а лучше десяток) должков мне прости. Но приучать себя к добру и милосердию непременно стоит уже сейчас ибо сказано: " От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его..."(Мф.11:12).
А вот про бредовые идеи относительно "энергетической паутины" - позвольте данный пассаж оставить без комментариев и лишь посочувствовать тем, кто всерьез считает так. Может подарить им Евангелие (но только с Любовью)? Подумайте над этим...

08 Февраль 2017

Фотиния спрашивает:
Добрый вечер, подскажите пожалуйста.
В интернете просмотрела многие проповеди, в одной из которых было сказано, что «Господь слышит только те молитвы, в которых человек просит о Воле Божьей, то что совпадает с волей человека и Господа, и что если человек просит, и это «просимое» не совпадает с волей Бога, то хоть как проси, хоть как стучи, Господь такие молитвы не слышит и не ответит на них (и не поможет даже усердная молитва). Слушала притчу о судье который не боялся Бога и людей не стыдился и помог вдове только потому, что она надоела ему со своей просьбой (т.е докучала ему, усердно просила помощи).
Мне 25 лет, я очень хочу семью (мужа и деток), и решила просить Господа о помощи в устройстве моей личной жизни. Правильно ли я понимаю, что просьба о семье — это не нарушает волю Господа и Господь может помочь именно в этой просьбе? (даровать семью). Ранее в отношениях уже состояла (на исповеди, грех блуда исповедовала). Подскажите, как правильно просить Господа о даровании семьи? Кому еще можно молится? Я слышала о молитве по соглашению (говорят, очень сильная молитва) и о том, что можно 40 дней читать акафист любому Святому и просить помощи! Можно ли так делать?

Протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора отвечает:
Конечно можно! Молитесь и уповайте на всеблагую помощь Божию и его святых угодников. Часто, о даровании семьи молятся св.Петру и Февронии, а также свв.Гурию, Самону и Авиву. Найдите их жития, почитайте акафист этим святым покровителям супружества и да поможет Вам Господь!