Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Православие в жизни Чехова: паломническая поездка отряда православных следопытов Петро-Павловского кафедрального собора в дом-музей А.П. Чехова, г.Ялта - часть 2
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Православие в жизни Чехова: паломническая поездка отряда православных следопытов Петро-Павловского кафедрального собора в дом-музей А.П. Чехова, г.Ялта - часть 2

30 Сентябрь 2012

Долгожданный дом-музей А. П. Чехова гостеприимно встретил наших юных путешественников. Здесь они познакомились со старейшей сотрудницей музея, заведующей отделом экспозициии просто удивительно интересным человеком Аллой Васильевной Ханило. В музей она пришла, когда ей было 18 лет. На работу ее принимала сама сестра писателя: Мария Павловна Чехова, которая тогда была директором музея. Трудовая книжка с записью, сделанной рукой Марии Павловны, до сих пор хранится в музее, а А.В. Ханило и по сей день трудится, как всегда, подвижная, энергичная и беззаветно преданная памяти великого писателя и чеховским идеалам. В нынешнем 2012 году ей исполнилось 84 года. Помимо Марии Павловны Чеховой она была знакома с Ольгой Леонардовной Книппер (женой писателя), внучатыми племянниками Чехова, а также со многими другими известными людьми ушедшего века.

Про Чехова она знает все! Алла Васильевна одна из первых исследователей творческого наследия Чехова заговорила о роли Православия в жизни выдающегося писателя, известного не только на Родине, но и далеко за ее пределами (согласно последним данным, по своей популярности среди зарубежных читателей А.П. Чехов опередил Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского).

Экскурсия началась со знакомства с небольшим, но очень уютным садом, немалая часть растений которого была посажена лично Антоном Павловичем. Здесь под тенью деревьев наша путеводительница поведала нам, что А.П. Чехов вырос в очень религи­озной семье. Отец его, Павел Егорович, был глубоко верующим человеком, увлекался церковной службой, церковным пением. Своих старших сыновей Александра, Николая и Антона он воспитывал в строгом религиозном духе с обязательными посещениями церкви, они с детства пели в церковном хоре и хорошо знали все службы.

В доме отца было много книг религиозного содержания. По этим книгам обучались грамоте все детиПавла Егоровича, в том числе и Антон Павлович. Будущего писателя с юных лет окружали церков­ные святыни: иконы, кресты, лампады. Эти предме­ты сопровождали его всю жизнь. Они были в Таганроге, в Москве, в Мелихове, их пере­везли позже в ялтинский дом. Каждая икона имела свою историю, а с некото­рыми были связаны семейные предания. Об этом часто вспо­минала сестра писателя Мария Павловна. Эти иконы очень берегли в семье. К ним особенно бережно отно­сился и Антон Павлович. Во всех комнатах ялтинс­кого дома висели святые образа. Некоторые из них сохрани­лись до сегодняшнего дня. В гостиной чеховского дома в Ялте висела икона с изображением Святителя Ни­колая Чудотворца - одна из первых в чеховской семье. Она принадлежала родителям матери писателя Евгении Яковлевны Морозовой. Этим образом благо­словили Евгению Яковлевну на брак с Павлом Егоро­вичем Чеховым в октябре 1854 г.

В комнате Марии Павловны в ялтинском доме висит икона Пресвятой Богородицы Шуйская-Смолен­ская, Этот образ приобретен отцом Чехова в Таганроге в 1862 г., и тогда же он заказал на него серебряный оклад-ризу, на котором указана дата — 1862 г. Эта икона тоже имеет свою историю. У Пав­ла Егоровича к тому времени было уже четверо сы­новей, но ему и Евгении Яковлевне хотелось иметь девочку. Он постоянно об этом молился. Шуйскую икону приобрел потому, что Евгения Яковлевна в дет­стве вместе с матерью и сестрой некоторое время жила в г. Шуе Владимирской губернии. 31 июля (12 авгус­та) 1863 г., на следующий год после приобретения иконы, в семье Чеховых родилась девочка, которой дали имя Мария.

В 1862 г. Павел Егорович заказывает еще одну семейную икону — Господь Вседержитель, на кото­рой изображены все святые, имена которых носила его семья: Павел, Евгения, Александр, Антон, Иван. На иконе в центре во весь рост изображен сидящий Иисус Христос, в левой руке раскрытое Евангелие с текстом на церковнославянском языке: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успо­кою вас, возьмите иго Мое на себя и научитеся от Ме­ня" (Мф. 11, 28-29). Эту семейную реликвию Антон Павлович бе­режно хранил. После смерти отца она находилась в спальне писателя в ялтинском доме и сейчас сохра­няется там же.

В комнате матери писателя Евгении Яковлевны находится икона начала XVIII в. На ней изображены три святых мученика Гурий, Самон и Авив — покровители супружеской жизни.

В Ялту А.П. Чехов привез также икону, которую ему подарили крестьяне в благодарность за постройку школы для их детей. Икона второй поло­вины XIX в. "Господь Вседержитель" с изображени­ем Иисуса Христа. На обратной сто­роне ее укреплена бронзовая пластинка с выграви­рованной надписью: "От благодарных крестьян села Но­воселки и деревень Лютарецкой. Курниковой и Кузь­миной Благотворителю Антону Павловичу Чехову. 29 июня 1897 г.". При жизни писателя икона-складень в ореховом фут­ляре находилась в ялтинс­ком кабинете на небольшом столике между книжным шкафом и камином, сейчас она хранится в его спальне в шкафу.

В доме хранится еще несколько маленьких натель­ных иконок, которые Антон Павлович часто привозил матери, сестре и тетке Федосье из своих поездок по монастырям. Летом 1888 г. Чехов из Феодосии по­ехал на Кавказ, по дороге заезжал в монастырь Но­вый Афон. Домой своим близким писал: "Ночь ноче­вал в монастыре "Новый Афон", познакомился с архи­ереем Геннадием. Любопытная личность. Купил ма­тери образок, который привезу". Характерной особенностью Чехова было то, что из всех своих братьев он был наиболее внимателен к своим родителям и живо отзывался на просьбы нуждающихся. «Какое наслаждение – писал Антон Павлович, - уважать других людей!». В Ялтинском доме Чехова всегда были рады гостям, еще до завершения его строительства многие знакомые Антона Павловича были приглашены на новоселье. Здесь бывали И.И. Левитан, И.А. Бунин, М. Горький, Ф.И. Шаляпин и многие другие.

В доме-музее хранятся кресты, принад­лежавшие Антону Павловичу. Один из них при жиз­ни писателя висел в его спальне. Висел он многие го­ды и после смерти писателя, вплоть до начала 1950-х годов. Этот кипарисовый крест с Распятием А.П. Чехо­ву подарил священник находившейся неподалеку от дома писателя церкви великомуче­ника Феодора Тирона о. Василий Феодори, с кото­рым писатель познакомился вскоре после начала по­стройки своего ялтинского дома. А.П. Чехов принимал горячее участие в судьбе этого храма. Священник Василий Феодори часто бы­вал в доме Чеховых.

Сохранился и маленький золотой нательный крест Антона Павлови­ча, заказанный Павлом Егоровичем (отцом писателя) специально для сына, собиравшегося в поездку на Сахалин.

Особое отношение у Чехова было не только к цер­ковным святыням. Очень уважительно относился он и к священнослужителям, часто встречался с ними, с некоторыми вел переписку и хранил у себя их фо­тографии. Об­щался Чехов и со священником Василием Дмитрие­вичем Бреневым, мужем своей двоюродной сестры Александры Митрофановны.

Известно, что Чехов посещал храмы. Упомина­ния об этом можно найти в его письмах. Весной 25 мая 1901 г. в церкви Воздвижения на Овражке, в Воздви­женском переулке на Плющихе (г. Москва), состоялось венчание Антона Павловича с Ольгой Леонардовной Книппер.

По воспоминаниям сестры писателя Марии Пав­ловны, вся чеховская семья и Антон Павлович чаще всего бывали в церкви св. великомученика Феодора Тирона, о которой упоминалось выше. Писатель был членом попечительского совета Аутского училища, находившегося при этой церкви.

«Долгие годы в некоторых работах и статьях Че­хова называли атеистом. Но этот термин к нему не подходит, - поведала нам Алла Васильевна. – Вопрос поиска веры и Бога для каждого человека всегда сложен, но на­личие икон, церковных книг и других предметов — приоткрывают нам еще одну страницу в жизни писателя, помогают лучше понять его самого и его творчество. Такие рассказы Чехова как "Архиерей", "Студент", "Святою ночью" (который при жизни писателя был назван шедевром) приоткрывают читателю духовный мир Антона Павловича».

«В 1975 г. – продолжила Алла Васильевна,– в Ялту на Чеховские чтения приехал ак­тер Московского Художественного театра Иннокен­тий Михайлович Смоктуновский. В те годы он начи­нал свою работу над образом Иванова из одновре­менной пьесы Чехова. Увидев в книжном шкафу пи­сателя несколько молитвенников, Псалтирь, Новый Завет и другие книги религиозного содержания, он тут же задал чеховедам вопрос, был ли Чехов веру­ющим, и получил стереотипный ответ о его отрица­тельном отношении к религии. Он объяснил, что ему трудно играть в пьесе, если он не понимает и не познает душу автора. Тогда я решила ему показать иконы и кре­сты Чехова. Увидев все, он сказал, что это очень для него важно, и сам в знак доверия показал мне свой на­тельный крест».

Закончилось посещение дома-музея А.П. Чехова выражением глубокой благодарности нашему экскурсоводу А.В. Ханило. Секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора города Симферополя протоиерей Александр Якушечкин благословил Аллу Васильевну иконой Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и, вручив красивый букет цветов, пожелал ей Божьей помощи в ее трудах и еще многих лет жизни. На прощание благодарные следопыты пропели нашему экскурсоводу многолетие и услышали от нее пожелание, которое, надеемся, они сохранят в своем сердце: «Любите родителей, как любил своих родителей Антон Павлович Чехов!».

(начало статьи)



назад к списку новостей