Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - По стопам Святого Апостола Андрея Первозванного
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

По стопам Святого Апостола Андрея Первозванного

По стопам Святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Андрей Первозванный первый христианский просветитель на земле Таврической.

«Да ведают потомки православных
земли родной минувшую судьбу…..»
А.С. Пушкин

Крым, Таврия, Таврика, Таврида по преданиям, дошедших из глубины веков, была освящена светом христианства уже в первом веке - через несколько лет после распятия Иисуса Христа. Первым, кто начал проповедовать слово Божье в Крыму, был Апостол Андрей Первозванный. С давних времён он считается основателем Константинопольской церкви. Во все времена Апостол Андрей Первозванный воспринимался, как символ преемственности восточно-славянской и византийской культуры, как символ внутреннего единства всего христианского мира, обширные земли которого Апостол, как нитью, связал своим хождением.

Апостол Андрей Первозванный родом из Вифсаиды (Палестина), небольшого Галилейского города, лежащего на берегу Геннисаретского озера, брат Апостола Петра и, подобно ему рыбарь. Он был учеником Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию, он был первым призван Иисусом Христом, отсюда – Первозванный. Слово «Апостол» с греческого означает «посланник», странствующий проповедник. Апостолы – приемники Христовы, им дана была власть и сила нести Слово Господне по всей Земле, им первым был ниспослан Дух Божий – Святой Дух. После сошествия на Апостола Андрея Святого Духа, он отправился на проповедь Евангелия. Древние летописи сообщают нам, что Апостол Андрей основал церковь в Византии. Где поставил епископом Стахия. Апостол Андрей получил по жребию – Скифию, Северное Пречерноморье. Это было в первом веке. Наша начальная летопись свидетельствует о пребывании Апостола в Русских землях. Свидетельство нашей летописи восполняется другими данными. Знаменитый Ориген пишет, что Апостол Андрей «получил жребий себе Скифию», то есть области к северу от Чёрного моря. Об этом говорит и Святитель Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним и др. В 4 веке историки церкви святители Епифаний Кипрский и Евсевий Памфил Кессарийский прямо называют Апостола Андрея «просветителем скифов». Греческая церковь никогда не сомневалась в этом. Так, Никита Пафлагонский (9 век) в «Похвальном слове к Апостолу Андрею» свидетельствует о нём: «Получив в удел север, ты обходил иверов и сарматов, тавров и скифов, всякую страну и народ, которые лежат к северу от Евксинского Понта» (то есть Черного моря).

В нашей «Степенной книге» (16 век) в первом систематическом изложении русской истории записано предание, согласно которому Апостол Андрей побывал в новгородских и псковских землях. Из Тавриды Апостол по Днепру доплыл до того места, где ныне стоит Киев. Летописец Нестор повествует, что, зайдя на одну из киевских гор, Апостол Андрей водрузил Крест и сказал спутникам своим: « На этом месте воссияет благодать Божия, воздвигнутся храмы Богу, и свет истинный изыдет отсюда на всю страну». Есть ещё интересные сведения о миссионерском подвиге Апостола Андрея Первозванного. В 9 веке иерусалимский монах Епифаний обошёл Причерноморье. Как поведали ему причерноморские христиане, Андрей проповедовал в Иверии, Абхазии, Осетии, а затем продолжил свою деятельность на Боспоре и в Феодосии, а потом попал в Херсонес, «где и оставался долгое время». Древняя церковная традиция истоки христианства в Крыму и Киевской Руси искала не на Боспоре, а в Херсонесе. Но вот составитель жития Апостола Андрея монах Епифаний отметил успех проповеди Апостола Андрея из всех городов полуострова на Боспоре. Епифаний серьёзно отнёсся к своему труду и не только использовал при написании сочинения Евсевия Кесарийского (6 век) и Евхерия Лионского (первая половина 5 века), но и сам лично посетил места проповеди Апостола Андрея. Вот, что он пишет: « Апостол пришёл в Боспор (Керчь), находящийся по ту сторону Понта, город, до которого и мы достигали. Жители его, увидев чудеса, которые творил Андрей скоро оказали послушание, как они сами нам рассказывали».

Из Боспора (Керчь) Андрей прибыл в Феодосию, город многолюдный и образованный, в котором царём был Савромат. Уверовали здесь не многие. Оставив их, Апостол отправился в Херсонес. «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра. Андрей пробыл у них довольно дней». В этом городе была большая иудейская община, в таких общинах, прежде всего и начинали проповедовать Апостолы, переходя затем и к просвещению язычников. В самом центре Херсонеса, на главной улице городища (3 квартал) находится загадочное подземелье. Археологи называют его Подземным храмом. Одно из предположений говорит о том, что это было место тайных молений первых христиан Херсонеса. Поскольку подземный храм находится на главной улице, рядом с главной площадью, было высказано предположение, что святилище находилось в доме знатного горожанина. Храм представляет собой вырубленное в скале подземное помещение, имеющее форму креста. Его длина - около 8 метров. Наибольшая ширина- 4, 5 метра. В подземелье ведут 8 каменных ступеней, которые обрываются на высоте около 4 метров от пола. Далее вниз вела деревянная лестница, которая поддерживалась массивным каменным столбом.

Если судить по сохранившимся древним следам христианства, то можно определить путь Апостола Андрея по Тавриде. Керчь (Пантикопей) – Феодосия – Щебетовка, через Сугдею (Судак), к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня находится село Малореченское, где проповедовал Апостол слово Божье, ибо есть источник, сохранивший название – «Ай-Андрей», вероятно в честь Апостола; близ источника существуют развалины храма древнего способа кладки камня. Далее через Алушту, гору Кастель, Кучук- Ламбат, Гурзуф, Массандра- Ялта, хребтом яйлы по горе Ай-Петри, Байдарская долина, Чургунь(с. Черноречье), Инкерман, мыс Фиолент, и Херсонес. Во время проповеди Апостола по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, ибо через 30 лет Святой Климент Римский в одном только Инкермане встретил до 2 тысяч христиан. В «Степенной книге» (1560-1563г.г.) сообщается о том, что в «Херсонесе сохранились отпечатки стоп Андрея Первозванного на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной». Итак, первые христиане появились в Крыму в 1 веке по Рождестве Хрестовом. Поэтому вполне справедливо можно считать наш маленький Крымский полуостров одним из самых ранних очагов распространения христианства и его культуры. А Священное Предание большую роль в этом отводит Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Начиная с эпохи Киевской Руси, в православном мире Апостолу Андрею воздаётся особое почитание. Исследователи отмечают, что особый интерес к деятельности Святого Апостола Андрея Первозванного усиливается в 11 веке. Память Святому Андрею Первозванному вносится во все виды православных календарей, упоминания о нём мы находим в месяцеслове Остромирова Евангелия (1056-1057 г.г.) в соответствии с местными преданиями о пребывании Апостола Андрея в Крыму, память его особо чтится в таких монастырях Севастополя как Балаклавский Свято-Георгиевский на мысе Фиолент и Инкерманский Свято-Климентовский. В эпоху Петра Первого восходит традиция изображения на флотском флаге так называемого Андреевского креста Х-образной формы, на котором он принял мученическую кончину в Патрах в 67году по Рождеству Христову в период правления императора Нерона. Ныне он изображён на флаге Черноморского флота Российской Федерации. А первой высшей наградой страны ещё при Петре Первом стал орден Святого Апостола Андрея Первозванного.


Назад к списку