Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Симферопольские храмы в период лихолетий
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Симферопольские храмы в период лихолетий

В 1941-1944 годах в оккупированном немецко-румынскими войсками Симферополе Городским управлением массовым тиражом издавалась профашистская газета «Голос Крыма». Газета информировала читателей о событиях международной жизни, содержала сводки с театров боевых действий, печатала приказы, постановления, объявления и другие распорядительного характера документы оккупационных властей, рассказывала о хозяйственной, культурной и религиозной жизни в «освобожденном» от большевиков Крыму, публиковала статьи и заметки по истории дореволюционной России, СССР и Крыма, истории отечественной и зарубежной культуры, знакомила с литературными произведениями. Предлагаемая статья рассказывает о судьбе симферопольских храмов, уничтоженных и оскверненных большевиками, в том числе и о Петропавловском соборе.

 

СПИСОК СВЯТОТАТСТВ

Р. Кудьминский

23 августа 1942 г.

Глубочайшая религиозность русского народа четверть века подвергалась грубому издевательству. Далее такой защитник советского режима, как Максим Горький, признался в 1921 году, что большевики, объявив войну церкви, "плюнули в душу русского народа".

Святотатству подверглись при большевиках и храмы Симферополя. Теперь уже мало кто помнит, что в городе было 24 православных церкви. Большевики подвергли их уничтожению.

Уничтожены целиком, снесены до основания: часовня на вокзале; архиерейская церковь на Почтовой улице; церковь Духовного училища; старо-кладбищенская Преображенская церковь (попутно стерто с лица земли и самое кладбище); новогородская Спасская церковь; церковь Пензенского женского монастыря; церковь при приюте Фабра; тюремная церковь.

Превращены в детские учреждения и амбулатории: Благовещенская церковь Косьмо-Дамиановского женского монастыря; церковь при б. Тарановской больнице; Скорбященская церковь при Богоугодном заведении. Церковь при приюте Адлерберг отдана под музей.

Превращены в клубы: церковь Епархиального училища; церковь при свечном заводе; церковь при женской гимназии.

В помещении Трехсвятительской церкви был устроен архив. В греческой церкви пекарня и оборудована сушильня для галет и сухарей; в Петро-Павловском соборе — военный склад и затем мебельный склад; в военной церкви - зерновой склад, а затем — физкультурный зал, причем лики святых были отчетливо видны сквозь побелку. В Константино-Еленинской церкви помещался военкомат; в церкви подворья Бахчисарайского монастыря — радиоузел и радиомастерская; в церкви мужской гимназии — мастерская инвалидов.

Петропавловский собор после многих лет запустения

 

По соседству с собором – храм святых равноапостольных Константина и Елены в руинах

Сколько же церквей было оставлено населению? Одна на новом русском кладбище, да и у ней сняты все колокола, а дома притча взяты под аэроклуб.

А что было сделано с русскими кладбищами? В 1932—1933 гг. там устраивались "золотые ночи ": вскрывались могилы и склепы в поисках золота. Затем для "обороны" были снесены все могильные решетки.

Следует особо остановиться на судьбе лучшей церкви города – соборе св. Александра Невского.

Была поднята соответствующая "кампания", пущен для подписи лист, на котором граждане должны были дать свою подпись, что они требуют закрытия собора. Сбор подписей обставлялся обычной для большевиков "добровольностью": отказывающихся "убеждали", т.е. запугивали, прозрачно намекая, что собор все равно будет закрыт.

По окраинам шныряли подозрительные личности, собиравшие подписи под якобы заявками на галоши; действительно, в верхней части листа стояли строчки заявления о снабжении галошами; доверчивые люди подписывались, а ловкачи отрезали верхнюю часть подписного листа и подклеивали подписи под заявления о закрытии собора. Собор был закрыт. Хулиганы превратили его в уличную уборную. Надо было уничтожить самое здание собора, одно из красивейших сооружений города.

Этому предшествовало снятие колоколов. Руководил этим начальник пожарной охраны Крыма. Через несколько часов после падения последнего колокола этот святотатец умер от кровоизлияния в мозг. В городе эта смерть произвела огромное впечатление. А 13 сентября 1930 года, в канун двунадесятого праздника Воздвижения, здание собора было взорвано. На его месте горсовет разбил сквер, в котором на месте лучшего храма города была поставлена крохотная статуэтка.

И пришло ли возмездие за эти святотатства?

Да, пришло. Большевики прогнаны, и освобожденный народ взялся за восстановление своих поруганных святынь. Уже торжествующе звучит и над Симферополем благовест колоколов, возвещая полную победу религии.

Голос Крыма. — Симферополь, 1942, — 23 августа. — № 80 (86) //С.Б. Филимонов. Запретно-забытые страницы истории Крыма.
Симферополь: Н. Орiанда. 2012 г.


Назад к списку