Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Слово Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на Республиканской конференции «Современная семья: духовно-нравственное возрождение, тенденции и перспективы развития»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Слово Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на Республиканской конференции «Современная семья: духовно-нравственное возрождение, тенденции и перспективы развития»

Уважаемые участники нашего религиозно-педагогического форума, дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на этой конференции. Для нее выбрано прекрасное название, которое, на мой взгляд, вполне отражает весь спектр тех проблем, с которыми сегодня столкнулось наше Отечество. Семья, как известно, это основа любого общества, маленький кирпичик, из которого построено как само общество, так и наше государство. Апостол Павел в Послании к Римлянам прямо называет семью «малой церковью» (Рим. 16, 4).

К сожалению, те негативные явления, с которыми сталкивается сегодня наш мир, отрицательно отражаются и на жизни каждой отдельно взятой семьи. И пути решения этих проблем можно найти лишь во многовековом опыте нашего народа, прежде всего в традиционных духовно-нравственных ценностях, сформированных Святым Православием.

Святая Церковь с первых дней своего существования заботилась о семье как особенно важном институте. В Священном Писании мы находим множество наставлений родителям о богоугодном воспитании детей, о христианских взаимоотношениях между супругами. Пятая заповедь, данная Богом пророку Моисею на горе Синай, гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20: 12). Семейная жизнь благословляется целым рядом церковных Таинств и молитв.

Сегодня серьезной проблемой, расшатывающей институт брака и семьи, стало появление так называемого «гражданского брака». Но если в XIX или тем более в предшествующих столетиях гражданский брак означал форму открытого вызова со стороны двух людей по отношению к христианскому обществу, их своевольное настояние на пребывании вместе вопреки каноническим нормам или иным запретам, и тем самым фактически свидетельствовал о том, что они противопоставляют себя полноте церковной, а потому, естественно, осуждался церковным обществом, — то теперь мы говорим о гражданском браке в совершенно ином смысле.

Под гражданским браком сейчас общество понимает сожительство двух людей без регистрации супружеского союза в соответствующих государственных органах. Но церковный взгляд с несомненностью отличает беспорядочные, нравственно-безответственные связи от гражданской семьи (то есть семьи, зарегистрированной государством), являющей в своем бытии и исполнение слов Апостола о ношении бремен друг друга, и богоданную задачу чадородия и воспитания детей, и самостеснения себя ради другого человека, ради других членов семьи. Семьи, о которой можно в иных случаях сказать, что ей не достает лишь того благодатного освящения, той помощи свыше, которая делает из союза двух просто хороших людей малую церковь как составляющую Тела Христова.

Невозможно обойти и такой трагически массовый феномен нынешней жизни, как разводы. Каждую неделю, по четвергам, в приемные дни к Правящему Архиерею в Симферопольской и Крымской епархии большинство приходящих обращаются с просьбой о «церковном разводе». И это притом, что Церковь, основываясь на священном Писании, на словах Самого Господа нашего Иисуса Христа продолжает настаивать на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, ибо сказал Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19: 6, 9).

В наши дни создать, а тем более сохранить христианскую семью труднее, чем когда-либо. Разрушительные силы действуют на нее со всех сторон, из средств массовой информации, телевидения, радио, интернета и, особенно, сильно их влияние на душевную жизнь детей. Наша с вами задача сегодня состоит в том, чтобы помочь современной семье, молодому поколению, детям выработать иммунитет против такого влияния.

Симферопольская и Крымская епархия на протяжении ряда последних лет проводит целенаправленную работу, прежде всего среди учащейся молодежи, по возрождению традиционных семейных ценностей. Так, например, в разработанном и изданном Симферопольской и Крымской епархией общим тиражом 16 500 экземпляров учебном пособии «Основы Православной культуры Крыма» целый раздел посвящен православным традициям семейных отношений. В прошлом 2009 году, в качестве альтернативы псевдохристианскому западному так называемому дню «святого» Валентина (который на самом деле пропагандирует не любовь, а распущенность и имеет сугубо коммерческий характер), мы предложили школьникам в выходной субботний день 14 февраля прийти на молебен к иконе православных покровителей семьи — святых Петра и Февронии. 8 июля минувшего года Симферопольской и Крымской епархией был впервые проведен «День семьи, любви и верности», который включал в себя массу увлекательных для современной молодежи событий. Безусловно, подобную деятельность мы будем проводить и впредь, дабы молодежь наша знала те богатые духовные семейные традиции, которые оставили нам наши благочестивые предки.

Один из известных отечественных богословов, середины XX века, Преосвященный Сергий епископ Казанский говорил «В чем духовный смысл жизни в семье? В несемейной жизни человек живет лицевой своей стороной — не внутренней. В семейной жизни каждый день надо реагировать на то, что в семье совершается, и это заставляет человека как бы обнажаться. Семья — это среда, заставляющая не прятать чувства внутри. И хорошее, и плохое выходит наружу. Это дает нам ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи является как бы нас спасающей. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, утверждает силу, ослабляет зло…».

Есть один весьма поучительный рассказ из жизни преподобного Антония Великого — основателя монашества, который горячо молился Богу, чтобы показал ему Господь настоящую святость, настоящего праведника. Господь сказал ему пойти в Александрию, на такую-то улицу, и там он найдет пример богоугодной жизни. Преподобный Антоний пошел в указанное место, нашел живущих там двух женщин-прачек, жен двух братьев. Пустынник стал расспрашивать женщин, как они спасаются. Жены очень удивились и сказали, что живут просто, дружно, в любви, не ссорятся, молятся Богу и заботятся о своих семьях, целый день проводя в труде. — Вот это и есть семейная жизнь — школа любви и для детей, и для супругов, и для родителей.

Любовь — это труд, и за умение любить надо бороться. В нашей семейной жизни мы должны каждый день реагировать так или иначе на все, что происходит, и мы открываемся друг другу такими, как мы есть, а не только такими, какими мы показываем себя. В семейной жизни выявляются наши грехи, все наши недостатки, и это помогает нам бороться с ними.

Чтобы научить наших детей любви, мы должны сами научиться любить по-настоящему. Удивительно глубокое описание настоящей любви дает Апостол Павел в своем Послании к коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая… Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто…» (1. Кор. 13.1).

Так будем же и мы, воспитывая и давая образование нашим детям, напитывать их юные сердца прежде всего любовью: любовью к Богу, к сотворенному Им миру, к ближним своим.
Молитвенно желаю всем участникам этой конференции плодотворной работы, творческих успехов, и да поможет всем нам Всемилостивый Господь в этом благом деле.


Назад к списку