Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Наш собор окормляет общеобразовательную школу I-III ступеней № 13 города Симферополя – «Школу-Семьи»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Наш собор окормляет общеобразовательную школу I-III ступеней № 13 города Симферополя – «Школу-Семьи»

Школа Семьи.

Читайте интервью с директором школы Руллой Ириной Владимировной.

По данным Главного управления статистики в АРК в текущем году Крыму наблюдается резкое уменьшение количества разводов. За первое полугодие текущего года брак расторгли 1485 пар, в то время как за этот же период прошлого года их было 3206. При этом в городах за шесть месяцев нынешнего года развелись 1157 семей, а в сельской местности — 328.

Кроме того, в этом году в Крыму увеличилось количество зарегистрированных браков: 4623 за полугодие этого года и 4494 — прошлого. Опять же большое количество браков зафиксировано в городах — 3628. В сельской местности официально отношения зарегистрировали 995 пар. И это весьма радует. Деятельность Симферопольской и Крымской епархии направлена на создание института, способного эффективно противостоять распаду семьи. Православная церковь дает знания, опыт духовных традиций которые в дальнейшем помогут молодым семьям сохранить супружескую верность, заботу о детях, о старших поколениях, что в свою очередь является важнейшими духовными ценностями. Также в приходах епархии работают детские и взрослые воскресные школы, создаются православные молодежные группы, к примеру: «Общество православных следопытов», школьников-знатоков православной культуры Крыма и др. Симферопольской и Крымской епархией издаются такие печатные издания как газета «Таврида Православная» и журнал «Островок спасения» (ориентированный на самых маленьких читателей). В большинстве крымских школах введен курс «Основы православной культуры Крыма» — потому что православная нравственность формируется путем религиозного воспитания и образования. Ведь испокон веков Церковь учит, что семья дарит не только радость материнства и отцовства, но и формирует жизненные ценности, дает опору и поддержку, способствует формированию высоких духовно-нравственных идеалов. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие Церкви с педагогами, родителями и учащимися как раз и направлено на создание благоприятной семейной воспитательной среды. 9 - го июля 2011 года Министром Науки, Молодежи и Спорта Украины, Дмитрием Владимировичем Табачником, был подписан приказ о проведении исследовательско-эксперементальной работы, на базе общеобразовательной школы I-II ступени №13 Симферопольского городского совета Автономной республики Крым. На основании этого приказа, школе предан статус эксперементального учебного заведения общеукраинского уровня. О том, какие изменения будут происходить в новом учебном году, рассказала директор 13-й школы или, как ее называют: «Школы – Семьи», Рулла Ирина Владимировна.

Ирина Владимировна вопросы школьного и семейного воспитания обширны, сейчас изменилось название школы, а какие измениния еще будут?

"Школа - центр духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания» так теперь называется школа, в которой будет проходить наша эксперементальная программа, но изменено не только название, обогащен и сам образовательный процесс. Всю нашу работу мы попытались представить в виде схемы. Есть такое понятия: «школьное воспитание» и «семейное воспитание», они могут различаться и быть абсолютно разными, в семье воспитывают по-одному, а в школе пропагандируют совсем другое. Поэтому и слово сопровождение оно близко по смыслу, мы сопровождаем и дополняем семейное воспитание, школьное и семейное воспитание идут параллельно.

В чем суть программы и как она будет осуществляться?

Программа идет по трем направлениям: во-первых, формирование у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей, мы должны готовить их к будушей семейной жизни, второе - педагогическое просвещение родителей, и третье- приобретение фамилистической компетентности самих учителей. У нас есть совет школы, это не наше новшество, он есть во всех школах, но у нас именно он становится в центре жизни учебного заведения. Сейчас принято в школах, что совет школы, в основном, решает финансовые вопросы и все остальное в школе решает педагогический совет. Мы же хотим от от этого уйти. Наша основная цель: максимально приблизить родителей к совету школы. Именно совет школы должен быть ее центром, потому что центр - это дети, родители и учителя вместе, объединенные общими целями и задачами. Родители должны иметь возможность обсудить друг с другом радости и проблемы воспитания детей, сейчас люди очень мало общаются друг с другом и этот недостаток живого общения доставляет проблемы. Мы все, как бы, варимся в своем соку, а так важно, чтобы каждый родитель из своего педагогического опыта мог дать совет и послушать советы других. Мы оставили родительский лекторий, так как есть такие темы, которые родители должны знать, например, основы прсихологии разных возрастов и мы, конечно же, будем приглашать для этого специалистов, которые будут помогать родителям найти нужное русло в решении встающих перед ними вопросов. Кроме Лектория, мы хотим сделать еще и Дискуссионный Клуб. По теме "Курение в младшем возрасте", лучше не прослушать лекцию, а обсудить, что нужно предпринять, чтобы ребенок не приобрел эту пагубную для здоровья и рекламируемую во всех СМИ привычку. Встает, к примеру. одна мама и говорит: «Вы знаете, у нас пробовал курить, но мы сделали то-то и то-то и все бросили, другая мама встает и говорит: « А я вот это пробовала и, с моим ребенком, у меня не получается – как быть?». От такого понятия «родительские собрания» мы полностью отошли, потому что на них никто не ходит, это устаревшая система из прошлых лет, когда ругают плохих и хвалят хороших. Вместо этого, мы проводим Родительские Советы классов, по принципу Дисскуссионного Клуба. Задается, к примеру, тема «Низкая успеваемость класса», и узнаем, что кто из родителей думает. Мы уже проводили такие родительские советы в конце года. Парты расставляем посреди класса в квадрат, и все родители садятся лицом друг к другу и учитель садится с ними, так все могут видеть друг друга и ведется живой диалог. Наша задача: чтобы родители не оказались сторонними наблюдателями, просто вносящими деньги на ремонт школы. Приобщаясь к школьному воспитанию своих детей, они и сами будут видеть, что необходимио сделать для улучшения и это будет им интересно. Школа должна стать вторым домом не только для детей, но и для их родителей, и только это сохранит целостность семейного воспитания. Для полного участие семьи, мы хотим превлечь мам и бабушек в группу продленного дня. Обычно учителя смотрят за детьми, пока они играют на площадке, наша идея обогатить и это время, организовав «Бабушкин час», чтобы одна из бабушек приходила и читала детям сказку в этом гораздо больше семейной теплоты и заботы. «Интересные встречи» - это новые формы встреч, на которые мы будем приглашать самих родителей, это будут и мастер-классы по профессиям, которые очень важны и интересны для родителей и детей. Часто бывает, что при возникновении каких либо школьных проблем родители боятся говорить правду, чтобы не навредить своему ребенку, у нас будет висеть для этой цели «Ящик доверия». Его будут вскрывать участники общественной приемной, а если они не смогут что-либо сами решить, то будем решать совместно. В службе «911» будут консультации психолога, социального педагога из числа родителей. И мы хотим сделать иноформационный стенд: " А в нашей семье так". Там будут освещаться и какие-то проблемные темы и, так же, на этот стенд мы будем вывешивать ответы на анонимные вопросы из «Ящика доверия». У нас уже есть свой молодежный пресс-центр и свой сайт, и в этом году мы хотим сделать свое телевидение. На этом телевидении мы будем запускать познавательные ролики и социальную рекламу: «Не пей», «Не кури» и т.п. «Мы в контакте» - наш клуб общения школьников. Это дискуссионный клуб для молодежи, куда будут привлекаться и дети, и родители.

Каковы формы дополнения семейного воспитания?

Формы образования очень разные. Это и традиционные праздники в рамках семейного воспитания, которые кстати, проводятся в школе не первый год. Пасху и Рождество - исконно семейные праздники, мы празднуем уже много лет. День святого Николая в первый год мы провели только для своих первоклассников, детям очень понравилось празднование, и на второй год мы провели праздник уже для всех детей микрорайона. Большую роль в деле подготовки молодых людей к семейной жизни играет сотрудничество Симферопольской и Крымской епархии с государственными и общественными организациями и прежде всего с учебными заведениями. В международный день семьи у нас уже традиционно большое празднество: выставки, конкурсы выступления детских коллективов. В прошлом году мы провели совместно с Симферопольской и Крымской Епархией и организовали с помощью Петро-Павловского кафедрального собора, семейный праздник День семьи любви и верности, вместо непонятного дня «Святого Валентина». В этом году, в этот день, в школу привезли икону Петра и Февронии. Задачи этого праздника и конкурсов сводятся к формированию православных взглядов и семейных ценностей, воспитания уважения к старшему поколению, повышению роли семьи в духовно-нравственном воспитании, воспитание патриотизма через творческое исследование семьи, сопричастности конкретной семьи к истории страны, привлечение внимания молодежи к семейным ценностям общества. Конкурсы были направлены на развитие у школьников творческой инициативы и интереса к истории своей семьи, района, города, региона, страны, формирование личностных нравственных, эстетических качеств школьников, выявление способных и одаренных детей, развитие предметных и содержательных связей между детьми, родителями, дедушками, бабушками в процессе творческой деятельности, были представлены работы, отражающие позитивные стороны семейной жизни. В этом году у нас была интересная выставка «Семейная реликвия», приносили все: и Библии, и старинные Иконы, и Кораны и благодарственное письмо Сталина, и паспорта 1947 года, и ордена, и медали и т.д. Выставка «Семейный промысел», показала какие умения в каждой семье передаются из поколения в поколения. Была красивая идея, но она оказалась еще и очень достойной нашей семейной темы. Это конкурс «Рамка к семейному фото». Нужно было сделать и украсить оформить рамку к семейной фотографии. Из чего только не делали рамки, но самое интересное было в том, что это подтолкнуло многих родителей сделать семейное фото, у многих семей его просто не было, дети даже вырезали из разных фотографий лица и склеивали в общее семейное фото, а один ребенок просто нарисовал свою семью. Один из плюсов конкурса еще и в том, что он возродил традицию семейных фотографий, которые должны быть в каждой семье. В этот день у нас прошли классные часы, на которых дети рассказывали о семейных традициях. На показательный классный час «Семейные традиции народов Крыма» мы пригласили Митрополита Симферопольского и Крымского Владыку Лазаря. Класс был разделен на три группы: русские, украинцы и крымские татары, в каждой группе сидели и дети и родители. Некоторые народные семейные традиции ребята показали в сценках и записали на доске, русская группа написала традицию уважать ролителей, а ребята из группы крымские татар и украинцев говорят: «И у нас такая традиция есть», соединили традицию общей стрелкой. Крымские татары говорят: «У нас есть такая-то традиция», русские говорят : «У нас тоже такая традиция есть, но по другому называется», и в конце урока получилось, что все три группы на доске сомкнулись стрелками в круг. В конце урока Владыка спросил: Ребята, а что же самое главное для семьи? Они стушевались, ведь на доске уже так много написано, а Владыка сказал: «Самое главное это же ЛЮБОВЬ».

Как именно дополняется и изменяется ли образовательный процесс?

В школьном отделении Малой Академии Наук «Искатель», наши детки пишут научные работы, в том числе и о семейных ценностях. Что касается учителей они действительно с душой работают над темой семьи, Лариса Михайловна Забуга, учитель начальных классов, уже давно, во Всеукраинском журнале «Начальная школа» ведет рубрику: «Родительский уголок». С 8 по 11 класс Татьяной Дмитриевной Кирильчук будет вестись спец курс «Поговорим о главном». Будут проводится встречи со священниками, чтобы они могли ответить на вопросы детей о нравственности и семейных ценностях. Этика и психология семьи и культура общения - спецкурс разработанный нашим психологом. Разработан и очень ценный для детей курс по экономике «Основы семейного хозяйствования», из него ребята узнают, как создать семейный бизнес, как вести семейный бюджет. А в младших классах будут проводится уроки устойчивого развития «Моя счастливая планета». Школьную программу мы менять не имеем права, но дополнять можем. Например, для развития речи детей пятого класса есть задание описать интерьер и мы просим описать интерьер семейной гостиной. В литературе мы собрали воедино произведения, в которых описываются семейные устои и традиции. В правоведении, разбросанные по всей программе части семейного права, мы собрали в отдельный блок на четыре часа.

Это был язык и литература, а вот как такой предмет как химия связать с темой семьи?

Дети должны описать химические вещества и процессы на домашней кухне и провести химический анализ домашней аптечки, ребенок сам его не сделает, они достанут аптечку и будут разбираться вместе с мамой. Так мы в существующую программу вносим дополнения связанные с семейными традициями ценностями, чтобы дети в учебном процессе слышали и помнили о семье.

А как родилась сама идея именно семейного уклона школы?

Тема семьи органично связана с историей школы, с самого основания школы в 1939 году в ней учатся поколениями и бывшие выпускники уже приводят в нее своих внуков. Сейчас модно портфолио. В нашей школе оно будет не только у отличников, ведь не все дети имеют заслуги в науке или искусств. Мы решили создать семейное портфолио для каждого нашего ученика. Первой страничкой будет родословное дерево и семейный герб, в портфолио будет вносится участие ребенка и его семьи во всех конкурсах и праздниках. Портфолио должно быть совместной деятельностью всей семьи. Не все дети, когда вырастут будут профессорами и академиками, но для их будущего и будущего страны, важно, чтобы они стали хорошими людьми, создали хорошие полноценные семьи. Сейчас наша школа единственнная в Украине занимается вопросом духовно-нравственного обогащения семейного воспитания, так что в этом начинании мы - первопроходцы.


Назад к списку