Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - В Петро-Павловском кафедральном соборе прошел праздник Святителя Николая Чудотворца
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

В Петро-Павловском кафедральном соборе прошел праздник Святителя Николая Чудотворца

19 Декабрь 2011

19 декабря Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых в православном мире, все, даже те кто редко бывает в храме, поздравляют друг друга с праздником и желают помощи Святителя Николая в жизненном пути. В этот день в Петро-Павловском кафедральном соборе, где находится чудотворная икона Святителя Николая, праздничная служба была особенно торжественной и многолюдной. После чтения Евангелия, настоятель, протоиерей Александр Якушечкин, обратился к моляшимся со словами проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня Святая православная Церковь чтит память великого угодника Божия, Святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Этот святой равно почитается во всем мире, многие на Руси думали даже, что он русский святой, не догадываясь, по простоте своей, о том, что жил святой Николай далеко за пределами нашего земного Отечества. Пожалуй, если посмотреть, в честь кого из святых угодников Божиих построено больше всего храмов, то одним из первых будет имя святого Николая Чудотворца. Почему же таким образом Святая Церковь и верующий народ чтят его? Ведь жил он давно, на рубеже третьего и четвертого веков, почти 1700 лет назад, а память о нем всегда жива в верующих сердцах. Например, то что мы учили в школе готовясь к экзаменам, уже через три дня мы забывали, а сейчас если спросить теорему Пифагора, некоторые не смогут и формулу ее вспомнить, потому что это память мертвая. Совсем иное память церковная, память живая, память которая изо дня в день входит в жизнь человека, это и есть Священное Предание, тот второй, по мимо Священного Писания, краеугольный камень, на котором зиждется наша православная вера и которым мы отличаемся, например, от протестантов, которые этого Предания увы не имеют. Именно Предание доносит до нас и Житие Святителя Николая и память о нем. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему», - так воспевает о нем Церковь. Действительно, в нем соединилась и правильность веры и образ кротости. Вспомните, когда мы последний раз говорили о кротости, или упоминали о том что тот или иной человек кроток? Слово «кротость» не только в современном языке, оно в сегодня исчезает, наоборот современная жизнь сама по себе соревновательная: « Я первым должен быть!», «Я самым успешным должен быть!», «Я должен быть лучшим!», и так далее…

Современная цивилизация толкает человека в эту гонку за первое место, будь то работа или творчество, учеба или спорт – всегда современный человек стремится быть первым. В этой страшной погоне за успехом кротости и воздержанию места не оказывается, а ведь именно такими качествами обладал святитель Николай, который родился у благочестивых родителей, Феофана и Нонны и праведная жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, тоже по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, епископ посвятил его во пресвитерн. Когда святитель Николай отправился путешествовать в Палестину, на Святую Землю, в пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. Мы должны помнить и о том, что когда он прибыл на Святую Землю, его сердце верующего человека настолько преисполнилось благодати и любви к этой земле, по которой стопами ходил Господь и Спаситель наш Иисус Христос, что он больше ничего не желал, кроме того, чтобы остаться на Святой Земле и посвятить свою жизнь главному – молитве. Как он любил Бога! Как он любил молиться! Но как бы ему не хотелось остаться, он возвращается домой, потому что Господь на Святой Земле возвестил ему, что он должен служить людям.

Послушание очень важное качество и для нас, которые считают себя прихожанами, приходят в храм, берут благословение, и, часто, забывают, что в Церкви нужно делать не то, что нравится, даже, может, не то, к чему у тебя талант, а то, что тебе благословила Святая Церковь. Об этом мы часто забываем, и являем свое своеволие даже незаметно для себя. Покойный протоиерей Глеб Каледа, который в 80-е годы возрождал Церковное служение в больницах и тюрьмах, говорил, что с нашими современными женщинами-прихожанками невозможно заниматься социальной работой, например служением сестер милосердия, которые сидят у постели тяжело больных. - Почему невозможно ? - спрашивали его. - Ну как же, - вот одна добровольно записалась на дежурство у койки больного и, вдруг, ей позвонили, что где-то, на каком то приходе в Москве, служит Патриарх. Все! Она сорвалась и уехала, как будто без нее там не справятся. А то благословение, которое она получила, то послушание, которое она сама попросила, она о нем тут же забыла. Так же как забываем его и мы, это можно сказать о каждом из нас. А Святитель Николай смиренно возвращается на Родину, в Мирликийскую епархию. Первое чудо, которое он сотворил, мы все знаем. Бедняк, не имевший денег, должен был отдать на поругание своих троих дочерей, и святитель Николай, ночью, тайно подбрасывал ему мешочки с золотыми монетами. Этот бедняк, когда Николай Чудотворец приходил в третий раз, подкараулил его, чтобы поблагодарить, и святитель взял с него обещание, что он никому об этом не раскажет. Он делал доброе дело, угодное Богу, в тайне, во истину соблюдая Слова Писания: ”У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф.6:3). А так ли мы живем? Мы, иногда, не можем своим близким не напомнить:«Смотри Маша - это я тебя в Церковь привела», мы не применем намекнуть человеку, о том, что мы для него что-то сделали доброе. Но, как только мы целенаправленно сделали известным для окружающих какое-то богоугодное свое дело, сразу можно вычеркивать его из своей жизни, потому что оно перестает быть угодным Богу, а становится рекламой наших «православных» достоинств и качеств, а ведь именно гордыня и тщеславие не дают нам вступить на Путь Спасения - тот путь, по которому шел Святитель Николай. Нужно стараться научиться у Святителя простым практическим навыкам: делать что-то доброе тайно, чтобы никто об этом не знал, и не проговориться об этом никому, и не восхвалять себя даже в мыслях за это доброе дело.

Сделал доброе дело и забудь об этом, а, еще лучше, поблагодари Бога, потому что не ты сам сделал это доброе дело, а Господь тебе помог. Когда Святитель Николай приносил мешочки с золотом этой бедной семье, многие думают, ну, какое же в этом чудо, обычное милосердие, чудо, когда он матроса воскресил, бурю укротил, а здесь милосердие, по современному – социальная работа. Нет – это чудо, потому что человеку все равно, как Бог ему помогает, а Бог послал Святителя Николая к этому человеку и были спасены от поругания его дочери. Чудо заключается в том, что даже мы грешные, недостойные, если мы сподобимся этого, можем стать орудием Божиим, через которое Господь сотворяет чудо. Мы должны помнить, что любое благое дело, которое мы совершаем – Божие дело, Бог его совершает, а не мы. Нам, Господи, дай лишь оказаться рядом, и, если возможно, свои руки приложить к этому доброму делу, став орудием Твоего Милосердия и человеколюбия. Таким орудием Божьего Милосердия, Любви Бодией и был Святитель Николай. Тот святой, о котором помнит весь род людской. Когда было нужно святитель Николай проявлял и твердость, на Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее, во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, (которые учил что, якобы, Иисус Христос – это не Божий Сын, что он просто высшее создание, а это, конечно, была ересь, потому что если Христос - не Божий Сын, если Христос - не Ипостась Троицы, то как через Него возможно спасение, как возможно было Его воскресение? Таким образом рушилась вся вера христианская, рушилось все о чем проповедовал Христос. Святитель Николай ударил этого еретика по щеке в праведном гневе, ибо он не за себя гневался, а гневался Христа ради. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что и самому Святителю Николаю и многим из них приснился сон, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они увидели что, действительно, над этим дивным человеком присутствует Божие благословение и оправдали его. Будем, дорогие братья и сестры, помнить, что святых Господь дает нам для того, чтобы мы не просто умилились их житию, и, закрыв книжку, пошли дальше жить так, как мы жили раньше.

Господь дает нам святых для того, чтобы мы их почитали, а это значит старались походить на них, подражать им в своей жизни. Конечно, нам не дано стать такими как святитель Николай, но, хотя бы, одну тысячную долю из того, что делал он, нам, наверное, возможно. Нужно только духовно потрудиться, заставить себя быть кротким, смиренным, изживать по капле свою гордыню и тщеславие, и возрастать духовно. Все это возможно, если мы будем пребывать в храме Божием, в ограде Церковной, пребывать настоящими христианами, не пассивными слушателями Литургии, которые стоят на службе, как стоит в поле телеграфный столб. Мы в храме должны не просто стоять, мы должны молиться, и, выйдя из храма, продолжать свою жизнь во Христе, расточать окружающим ту любовь, которую Бог нам дает здесь в Церкви Святой в Своих Таинствах. Мы должны меняться, менять свою жизнь и быть христианами и дома, со своими близкими, и на работе со своими сослуживцами, и в транспорте с чужими, незнакомыми людьми. Мы должны нести в себе образ Христов, который дан нам в Таинстве Святого Крещения, то подобие Божие, которое дано нам при рождении и пусть Святитель Николай Чудотворец Мирликийский поможет нам в этом. Святителю, Отче Николае, моли Бога о нас. Аминь».

После Литургии был отслужен водосвятный молебен с Акафистом Святителю Николаю.



назад к списку новостей