Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Богослужения в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

16 Ноябрь 2020

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 14 ноября клириками собора было совершено всенощное бдение.

Утром 15 ноября были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил протоиерей Алексей Астапов в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании литургии был совершен водосвятный молебен. Служение второй литургии совершил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерей Игоря Рогатенюка и протодиакона Алексея Мандрыки.

Как всегда в эти дни, по ектении "Рцем вси" была совершена молитва читаемая по благословению Его Святейшества, Святейшего Кирилла Патриарха Московского и всея Руси и Его Блаженства, Блаженнейшего Онуфрия Митрополита Киевского и всея Украины во время пандемии коронавирусной инфекции

Проповедь после пения запричастного стиха произнес протоиерей Александр Якушечкин.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие от Луки об исцелении гадаринского бесноватого. И приплыли в страну Гадаринскую

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Вот такое замечательное Евангелие, которое должно обратить наше внимание на три момента. Первое: это отношение темных злобных поднебесных сил к человеку, отношение бесов к человеку павшему и грешному. Каждый из нас подвержен тем или иным грехам. Нет людей, которые не грешны. Хотя среди наших прихожан достаточно много таких удивительных граждан, которые приходят на исповедь и удивляются: в чем я каюсь? Вроде бы ничего не сделала, батюшка, никого не убила… Как будто когда она осудила словом, она человека не убила. Никого не убила и т.д. – в общем – всё, готовьте новую рамочку, киот, я святая, канонизируйте меня, будете на меня молиться. Это говорит о слепоте духовной человека, потому что он имеет уши и не слышит, имеет глаза – и не видит, все воспринимает и ничего не понимает. А человек, который решился уже встать на путь покаяния, понимает, что у него столько много грехов, что иногда даже он в противоположность впадает, в другой грех – грех уныния и отчаяния: я такой грешный, такой плохой. Действительно, правда, если каждый сам с собой побеседует наедине, а я надеюсь, что иногда вы это делаете, то вы поймете, что вы самый грешный человек на земле. Если начнешь себя сравнивать с соседями, со знакомыми, еще с кем-то… Ну, что сосед? Сосед невоцерковленный человек, он живет как живет, но ничего не знает, как нужно жить. А я-то все знаю, я-то знаю, что этого не надо делать, а я это делаю. И что спросят с соседа, и что спросят с меня? Конечно, каждый должен осознавать эту свою греховность, и с этого осознания своего греха начинается путь к спасению. Он только начинается, это еще не значит, что мы спаслись, как некоторые протестанты говорят: «Ты уверовал? Аллилуйя! Всё – ты спасён! Улыбнись! Возьмемся за руки, включим барабаны, дудки, синтезаторы, петь начнем, прыгать, подскакивать, улыбаться и радоваться!». Человек, который стал на путь спасения, никак не может понять, утирая слезы покаяния, когда же подскакивать ему и подпрыгивать, и где это и кто ему в рай билет выписал, сказав, что он спасен.

Итак, отношение духов злобы поднебесных к человеку очень хорошо здесь видно. Никогда дьявол, при всем при том, что он искушает нас, преподает все блага земли, помните, как Христа искушал дьявол в пустыне, всё Ему давал, самое главное, самое трудное, но что Христос выдержал – это искушение властью. Ох, как трудно тем людям, которым приходится претерпевать вот эти вериги власти. Это в истории всегда было – от великих князей, императоров всероссийских, заканчивая руководителями городов, государства президента – это очень трудное послушание и очень близкое к искушению. Всё будет бес обещать человеку, всякие приятности и привлекательные вещи. А уж, конечно, быть руководителем – это для многих весьма привлекательно. Поэтому у нас нигде не висит объявление «Требуются депутаты». Требуются грузчики, водители, сборщики овощей и фруктов, но нигде не пишется: «Требуются депутаты, руководители сельских поселений, главы поссоветов, мэры», хотя иногда, оглянувшись налево и направо, и увидев, где и как мы живем, мы понимаем, что такие люди нам требуются. Но сейчас не об этом разговор. Сейчас разговор об отношении беса к человеку. Всё он будет предлагать, всё привлекательное, всё заманчивое, но чем это заканчивается?  Заканчивается это погибелью. Вот эти бесы, которые вышли из этого бесноватого, они не хотели в бездну, они просили Христа, чтобы Он вселил их в стадо свиней. Кстати, почему свиней? Свиньи считались нечистыми животными, и все, что было связано со свиньями, связывалось с грязью. С грязью – значит, с грехом. Вот туда им и дорога. И они просились именно в это свиное стадо. Потому что они уже вышли из человека и потеряли власть над этим человеком. Очень важный момент, я уже много раз повторял замечательное изречение нашего великого русского православного писателя-философа Федора Михайловича Достоевского о том, что дьявол с Богом борется, а поле битвы – это сердце человеческое. Дьявол понимает, что он слабее Бога, он не в состоянии даже вступить в схватку с Ним, он борется, но поле битвы он выбирает какое? Сердце человека. Куда человек склонит чашу своих весов? На чью сторону он перейдет? На сторону Бога, там, где трудно, тяжело, слезы, кровь и мозоли духовные, или на сторону дьявола, где легко, весело, уютненько, комфортненько, богатенько, вкусненько, в общем, хорошо всё. Вот это сражение дьявольские силы всегда ведут за человека. И когда Бог вмешивается, как в данном случае, когда Господь освободил этого бесноватого, а он действительно был бесноватым, вы слышали только что, что он жил без одежды, жил во гробах, т.е. в пещерах каменных, если его сковывали оковами железными, он их разрывал. Все, кто видели бесноватых людей, а такие люди встречаются, правда, очень часто бесноватых путают с просто душевно больным человеком. Есть физический недуг, а есть недуг духовный, а не телесный. Только священник может сказать, где одно, а где другое. Лучше таким образом поступать. И вот эти люди, которые одержимы бесами, действительно имеют неимоверную физическую силу. Они говорят разными голосами. Не приведи, Господи, лишний раз встречаться, но если все-таки это происходит, не забывайте, что с нами Бог, что всегда есть крестное знамение, всегда можно помолиться, перекреститься, и, в общем-то, самое главное – самому не дать себя для беса сделать вместилищем. Так вот, этот человек был исцелен Богом, и бесы эти вселяются в стадо свиней, грязное стадо, и что происходит с этими животными? Они бросаются с обрыва и тонут в водоеме. Вот отношение беса к тому, в кого он вселяется. Мы только что говорили, что бес будет предлагать все, что угодно: власть большую, деньги, богатство, сытую жизнь, но помните: он никогда вам не даст блага. За этими посулами, за этими приманками – у каждого они разные, «несть человек еже не согрешит», вот сегодня, когда мы читали молитву о упокоении душ, эти слова там есть замечательные: «Нет человека, который безгрешен», и каждому бес будет предлагать своё, на каждого из нас у бесов свой рецепт, свой алгоритм нашей погибели, и каждый поймается: кто-то на тщеславии, на гордыни, кто-то на жадности, кто-то на любострастии и т.д. У каждого своя книга грехов, к сожалению, а то даже не одна, а несколько книг – полное собрание сочинений, и каждому бес будет предлагать свое, свою уловку, но это все будет вести к погибели. В результате это закончится гибелью, никогда это не закончится желаемым спокойствием, упокоением души и жизнью вечной. Вот это очень важный момент, который мы должны осознавать и дать себе ответ на вопрос: «Ты хочешь погибнуть?» Тогда на, бери, что тебе дают, пользуйся и радуйся, ешь, пей, веселись. Или ты хочешь спасаться? Да, ты можешь обладать властью, но для чего? Во имя чего? Для того, чтобы спасаться и помогать спасаться окружающим? Такая власть тоже нужна. Святой князь равноапостольный Владимир князем же был, но каким? Крестился сам, крестил всю Русь. И таких примеров мы можем привести очень много. Второй момент, на который я хотел обратить ваше внимание, мы уже видели, как дьявол относится к человеку. В конце концов, это погибель. А как Господь отнесся к человеку? Наверняка, Его ждали многие, и у Него было очень много дел. Но Он останавливается, всё бросает и обращается к этому несчастному страждущему человеку, к этому бесноватому. Оставляет всё Свое попечение и исцеляет его. А что делаем мы, когда видим, что кто-то ждет нашей помощи? Кто-то ждет нашей братской руки, нашей любви? Мы бежим в сторону, мы опаздываем, нам некогда… да вы что? Помогать, тут кто-то упал? Да я на службу в храм Божий опаздываю помолиться! Сейчас литургия закончится – и всё! Вот так однажды один главврач одной из симферопольских больниц, к сожалению, уже не работающий главврачом, ехал на конференцию православных врачей. И произошла авария. И он видит, как одна машина проезжает, другая, а конференция была в Тополевке, в Топловском монастыре, и говорит: «Стойте, это хирург поехал там наш, а это другой поехал», и никто не остановился. И он приехал на эту медицинскую конференцию к концу, он опоздал, но он помог этому человеку, он дождался, когда приедет «скорая», выписал еще и выговор, потому что был не просто главврач, а замминистра здравоохранения, почему так долго «скорая» добиралась до места происшествия, разобрался в этом и успел к самому концу этой конференции. Когда его просили, почему вы опоздали, он признался, что выполнял свой профессиональный долг. Ну, а потом, поскольку он был председателем квалификационной комиссии Министерства здравоохранения, он побеседовал уже в своем кабинете с теми врачами, которые проехали мимо, но ехали на очень важное мероприятие: встреча с Владыкой, с православными коллегами, врачами-медиками и т.д. Вот такие случаи подбрасывает нам жизнь, а если правильно сказать: не жизнь, а уготовляет нам Господь для того, чтобы как через лакмусовую бумажку проверить – где наша вера и где мы. И вот это третий момент, на который я хочу обратить ваше внимание. Каждый раз спросите себя: где ты? Евангелие – это не просто дано нам, чтобы показать какие-то образы, важные поучительные вещи, хотя там и образы и вещи важные, много премудрости Божией в нем заключено, но Евангелие – это, прежде всего, призыв к человеку, к его сердцу, к его душе. Где ты, человек? С кем ты? С Богом, со Христом? Или с выдуманными приоритетами в жизни, которые выдуманы не тобой, но силами духа злобы поднебесной. Будем об этом спрашивать, будем осознавать, что это очень трудные вопросы и очень трудно дать на них ответы, но в этих трудностях мы не одни. С нами всегда Господь, с нами всегда Матерь Божия, с нами всегда святые угодники Божии, во всем мире воссиявшие. Аминь.



назад к списку новостей