Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

02 Ноябрь 2020

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 31 октября клириками собора было совершено всенощное бдение. Утром 1 ноября были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил протоиерей Алексей Астапов.

По окончании литургии был совершен водосвятный молебен. Служение второй литургии совершил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Игоря Рогатенюка и протодиакона Алексея Мандрыки. Проповедь после пения запричастного стиха произнёс протоиерей Александр Якушечкин.

Во время совершения литургии были вознесены особые прошения и молитва об избавлении от коронавирусной инфекции.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

За каждой Божественной литургией в течение всего церковного года ежедневно читаются различные фрагменты Евангелия, которые Церковь определяет для нашего спасения, для нашего вразумления. Церковь учит нас, что когда звучит Евангелие в храме, когда читает священнослужитель Евангелие, то мы слышим голос священнослужителя внешне, в внутренне Господь Сам обращается к нам, т.е. Бог обращается к душе и сердцу каждого человека. Вот почему принято во время чтения Евангелия в храме не двигаться, не ходить, переходить с места на места, тем более не разговаривать, соблюдать благоговейную тишину, и даже сотрудники храма, которые обычно сидят на своих стульчиках, вы заметили, тоже встают. Ну, конечно, представьте, что если Бог обращается к каждому из вас – вдруг вы услышали голос Бога, как мы будем – сидеть? Конечно, нет. Мы будем отвлекаться, думать о чем-то другом, будем переговариваться, будем свечку ставить? Нет, конечно, мы все оставим, все свои земные попечения. Вот что есть чтение Евангелия в храме.

Сегодня, в этот воскресный день, полагается чтение Евангелия от Луки, 8 глава с 5 по 15 стих. Это притча. Я бы сказал, что, наверное, самая известная, самая популярная, если так можно сказать, из евангельских притч, которая есть в Святом Евангелии. Но, как это часто в жизни бывает, что самое печальное, самое известное, самое простое, для нас бывает самым недостижимым, самым неизвестным применительно к нашей жизни. Как бы ты это тысячу раз слышали, но выполнить это, а самое главное – не просто услышать, самое главное – выполнить. А вот выполнить услышанное бывает очень затруднительно. И вот сегодняшняя самая известная, самая популярная притча о сеятеле. Давайте ее еще раз прочитаем на русском языке, вы слышали ее на службе на церковнославянском, и подумаем, к чему Господь призывает нас.

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия:»

Вот здесь удивительный момент, редкий момент в Евангелии: Господь Сам разъясняет эту притчу. Обычно если Он говорит притчу, то толкования её не дает, а здесь уникальное явление: Господь Сам растолковывает, разъясняет нам эту притчу… Вот когда дети бегают, это уже не есть хорошо, поэтому можно ребеночка вынести на улицу, если его принесли на причастие, это замечательно, но никому не дано срывать Богослужение Божие. Разные есть обстоятельства, разные есть родители, кто-то может это сделать, кто-то нет, но по крайней мере если видите, что ребенок бегает и явно не поет «аллилуйя», то, конечно, лучше в это время с ребенком выйти, чтобы не искушать остальных. К остальным скажу тоже так: не надо злиться на ребенка. Я напомню, как к митрополиту Антонию Сурожскому однажды подошли и спросили: «Что делать, дети мешают молиться в храме? Они там шумят, бегают, кричат и все такое, мешают». Он говорит: «А вы молитесь». Вот если ты будешь по-настоящему молиться, никто не будет мешать, даже землетрясение в девять баллов. Но это к вопросу и к одним, и к другим. Конечно, если вы видите, если вы родители, знакомые, близкие, лучше, конечно, такие соблазны предотвратить и с ребенком выйти погулять, а потом, когда начнется причастие, слава Богу, в нашем соборе есть звукоусиление, даже для тех, кто не успел зайти в храм или не поместился здесь, соблюдая социальную дистанцию в полтора метра, мы, кстати, обязаны много людей в храм не запускать, поэтому, дорогие, если вы будете нарушать правила, которые положены медицинской наукой, нам придется делать ограниченный доступ в храм. Т.е., если люди будут забывать мыть руки, санитайзером пользоваться, маски надевать и т. д. – это все наше не просто медицинское требование, это духовное послушание, это есть благословение Церкви. Поэтому здесь тоже небольшая проверка – насколько мы действительно послушны и насколько мы действительно христиане, а насколько мы только кажемся себе таковыми. Но мы немножко отвлеклись от Евангелия, хотя, наверное, тоже не случайно. Ничего просто так бесполезного в нашей жизни не бывает. Каждый фрагмент нашей жизни, каждая минута, прожитая нами, а мы не знаем сколько нам дано прожить на этой земле: у кого-то, может, сегодняшний день будет последним днем посещения Божьего храма, или, например, последнее причастие, последняя исповедь. На все воля Божья. Поэтому день каждый нужно проживать так, как будто это последний день в твоей жизни. И вот тогда, может быть, ты придешь на ту дорогу, которая называется дорогой ко спасению, дорогой к жизни вечной. Итак, что же говорит, как растолковывает эту притчу Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос:

семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото'м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Вот такая замечательная притча была сегодня дана нам на Божественной Литургии. Что здесь сказать? Сказать невозможно ничего. Сам Господь все сказал и все объяснил. Святитель Григорий Двоеслов, наш великий святой, святой единой Церкви, еще до разделения на католическую и православную, живший в VI веке по Р.Х., как его еще называют, Григорий I или Григорий Великий, почитается и в католической Церкви, и в православной, разумеется, и англикане, и лютеране, и многие протестанты его чтут, который был удивительно образованным человеком, прекрасным оратором, богословом, проповедником, который даже был избран префектом города Рима. Префект – это управитель города, когда отсутствует в Риме император, и в это время управляет городом префект. Но его тяготила эта внешняя светская слава и труды, он стремился всегда к уединению, принимает монашество, но и здесь уединение ему не достается, ему приходится быть представителем при императорском дворе в Константинополе Византийской империи. Он воспринимал эти послушания, которые нужно было проходить как действительно послушания, он должен был терпеть все это. И он терпел, и как мог, помогал Церкви Святой. Так вот, святитель Григорий Двоеслов, который еще и стандартизировал музыкальный ряд богослужения древней Церкви, и появились его хоралы, известные сейчас как григорианское пение, как ни удивительно, даже среди популярной музыки это григорианское пение сейчас тоже вошло в употребление, и многие далекие от духовных песнопений коллективы используют это григорианское пение и имеют большой успех по всему миру. Так вот, Григорий Двоеслов, мы его называем Двоеслов по имени его главного богословского труда, говорил об этой притче так прихожанам на проповеди. Я постараюсь приблизительно к его тексту произнести его слова, что здесь невозможно ничего прокомментировать человеку в этой притче, потому что Сам Господь уже все сказал, и любая человеческая немощь, которая попытается что-то здесь разъяснять, это будет все тщетно и суетно и, может быть, даже неправильно. Объяснить здесь ничего уже нельзя, можно только увещевать. Вот к этой притче объяснять ее нельзя, можно увещевать. Что значит увещевать? Увещевать к ее исполнению. И вот действительно, мы здесь должны поразмыслить: а как мы эту притчу исполняем в своей жизни? Что характерно, в Евангелии от Луки и в этой притче прозвучала фраза: «Имеющий уши да услышит». Вообще в Евангелии от Луки три раза эта фраза употребляется, которую произнес Господь – имеющий уши да услышит, и два раза это употребляется именно в этой притче. И еще здесь есть парафраз на эту тему, т.е. как бы похожие слова: «видя не видят и слыша не слышат». Что значит: «Имеющий уши да услышит»? Речь идет, конечно, не о проверке слуха, как это бывает у отоларинголога, когда нам шепотом говорят слова, а мы должны повторить это. Речь идет не о физическом слышании, не о слухе, как органе чувств человека. Что значит слышать притчу? Слышать притчу – это значит воплотить ее в своей жизни, а не так, как в одно ухо вошло, в другое вылетело, в одни двери храма вошел, в другие вышел, пошел на троллейбус, на маршрутку, зашел к себе в дом, на работу – и куда все эти притчи делись? И куда делось все это Евангелие, все эти добродетели, все эти заповеди Божьи? Вот слышать притчу, дорогие, это значит слышать ее не просто сердцем и душой, а слышать ее всей своей жизнью, и в жизни постараться все это исполнить. Вот те слова Божьи, которые попадают нам в сердце, пусть они не затмеваются нашими житейскими трудностями, нашими заботами, нашими хлопотами, нашими, казалось бы, уважительными делами, которыми каждый дома занимается. Да, пусть они будут, Господь никогда не говорит: все бросьте, и пусть у вас плесенью все дома покроется. Нет, но Господь говорит, помните, Марфе, которая хлопотать принялась, а не слушать Господа. Он говорит ей: Марфа, ты печешься и хлопочешь о многом, но одно есть на потребу. Из этого всего многого есть самое главное. Вот правильно расставить приоритеты своей жизни и правильно расставить ориентиры, куда двигаться – Евангелие это наш компас, по которому мы должны идти по жизни, и идти в нужную, верную, спасительную сторону. Все нам дал Господь. Как оказывается, ничего сложного здесь нет. Мы иногда сами специально усложняем свою жизнь, задаем себе вопросы, бегаем, ищем неведомых старцев в неведомых обителях, уезжаем за тридевять земель, вместо того, чтобы открыть Евангелие или Закон Божий и прочитать и искренне, честно спросить у себя: так что же я сделал или сделала, чтобы жить настоящей жизнью христианина? Дело в том, что сесть на поезд и поехать в неведомую даль гораздо проще, чем спросить себя, честно признаться самому себе и Богу и начать исправлять свою жизнь. Вот для этого и дает нам Господь дни этой жизни: для того, чтобы не просто мы вопрошали свою душу и сердце, а самое главное – встали с дивана и пошли по пути спасения, Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей