Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

29 Сентябрь 2020

В Петро-Павловском соборе состоялись богослужения, посвященные великому Господскому двунадесятому празднику - Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.

26 сентября было совершено всенощное бдение. Во время пения Великого славления из алтаря храма был изнесен украшенный Крест с частицей Животворящего Креста Господня и совершен Чин воздвижения, который возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин.

Утром 27 сентября было совершено служение двух Божественных литургий. Служение ранней литургии совершил протоиерей Игорь Рогатенюк в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании литургии был совершен водосвятный молебен. Служение второй литургии литургий возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении иерея Андрея Халюты и протодиакона Алексея Мандрыки. Проповедь после пения запричастного стиха произнёс протоиерей Александр Якушечкин. После отпуста литургии был совершен чин славления.

За богослужением были вознесены особые молитвы и прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

Все, кто когда-нибудь изучал в школе драматическую историю нашей страны, 1917 год, знают, что октябрьский переворот случился после того, как было свергнуто Временное правительство. Некоторые думают, что Временное правительство – это изобретение нашей страны, наших революционеров. На самом деле, всё это было гораздо раньше. После беспорядков, которые были в Иудее, в Иерусалиме в 66 году, было образовано Временное правительство, которое потом римские оккупанты свергли, разрушили Иерусалим, и от всего города осталось буквально несколько зданий. Войска римлян под руководством будущего императора Тита все разрушили, постарались разрушить всё. Правда, и по сей день сохранилась западная стена храма Иерусалимского. Храм был тоже разграблен и разрушен, западная стена сохранилась и поныне, Кстати, и поныне в Риме сохранилась победная арка Тита в память о разрушении Иерусалима. Это было в 70 году по Рождеству Христову. И римляне вновь овладели городом, вернее, руинами его, и поскольку, будучи язычниками, они постарались стереть в памяти все, что было связано с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Все святыни были разрушены, где Он пребывал, сама гора Голгофа была сравнена с землей, это место было засыпано, и на этом месте и на этом месте построили капище в честь языческой богини сладострастия Венеры. Постарались сделать все, чтобы стереть с памяти людской все, что было связано с Христом, с распятием на кресте. Прошло несколько столетий. Затем, когда императором Римской империи стал святой равноапостольный Константин, он посылает свою мать, царицу Елену (в честь которых назвал близлежащий храм), Елена едет в Иерусалим, чтобы найти место, где распяли Господа. Она нанимает землекопов, исследователей. Кстати, так родилась наука археология – первые в истории человечества археологические раскопки состоялись именно тогда, там, в третьем веке, в поисках Креста, на котором был распят Господь. И обнаружили эту гору Голгофу. Раскапывая ее, предание доносит, что святая Елена, настолько ей не терпелось увидеть эту святыню, она старалась стимулировать этих археологов-землекопов стоя на краю раскопа и бросая внутрь золотые монеты. И вот нашли три креста, нашли табличку «Иисус Назорей Царь Иудейский». Чудо Божье было явлено, ибо как узнать, на котором из них был распят Христос – произошло воскрешение покойника, с которым похоронная процессия мимо проходила, и когда его поочередно приложили к трем крестам, и возле креста, к котором его приложили, произошло воскрешение и стало ясно, что Божье чудо. И тогда Патриарх берет этот крест и высоко воздвигает его, т.е. поднимает его высоко, чтобы его видели, на все четыре стороны. Вот так, как мы вчера на вечерней службе. В кафедральных соборах это совершается, либо в тех соборах, где благословляет Правящий Архиерей, но поскольку наш собор является кафедральным, в нем также происходит чин Воздвижения Креста Господня. Вот отсюда и возникло название этого праздника – Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня. Этот крест мы сегодня видим с вами посреди храма украшенный, причем посреди нашего храма мы видим не просто крест. Я, правда, вчера пожурил наших помощников, потому чтор взяли, у нас есть два креста, один специально для Воздвижения, потому что когда мы воздвигаем крест, поливается святая вода, она омывает этот крест и мы видели, в лохань ее собирают, а верующие, прихожане, разбирают потом эту святую воду, которая омыла Крест Господень, домой. Но помощники вчера перестарались и выставили величайшую святыню, которая обычно у нас находится вот здесь, под стеклом, т.е. крест, в который вмонтирована маленькая частичка того самого Честнаго Животворящего Креста. Вы сейчас видите, в мощевике она есть. Вчера поздно было Крест менять. А почему мы обычно это делаем? Понятно, если на святыню раз в год лить воду, то недолго ей останется. Поэтому мы стараемся бережно, трепетно относиться, но, как говорят в народе, не было бы счастья, да несчастье помогло. Невнимательность помощников предоставила вам возможность приложиться сейчас, поклониться этой святыне, непосредственно в центре храма открытой. Мы украшаем крест цветами, и некоторые люди не понимают, зачем мы это делаем. Например, члены секты Свидетелей Иеговы, деятельность которых, кстати, сейчас запрещена в РФ, как деструктивная религиозная организация, говорят: ну что вы на кресте распяли Христа вашего, а вы поклоняетесь орудию убийства. То же самое, на шее крестик носите, это то же самое, что топор, орудие убийства, надеть. Казалось бы, действительно: распятие на кресте – это была тяжелейшая, болезненная казнь, мучительная и постыдная, кстати, потому что к ней приговаривали наиболее отъявленных преступников. А мы крест украсили цветами, мы поклоняемся ему, мы крест водружаем над куполами храмов, мы крест носим на своих персях. В чем же дело? Как такое происходит? Почему? Да, действительно, крест есть то место, орудие казни. Но прежде всего крест есть то, куда Господь Сам взошел добровольно, пролил Свою пречистую Кровь, принял на себя все грехи мира и тем самым даровал нам надежду на спасение. «Крест – хранитель всея Вселенныя», - воспевает Церковь Святая, воспевает Честный и Животворящий Крест Господень. Даже в советские гшоды, когда нам было невозможно держать в руках Библию, мы могли по сценарию Михаила Булгакова в снятом фильме про Ивана Васильевича, с детских лет запомнили эту фразу: «Вот что творит Честный Животворящий Крест Господень». И это была не просто шутка. Это есть не просто фраза из комедии. Это есть фраза, которую прекрасно знали наши предки. Вот почему мы осеняем крестом и свое ложе, когда готовимся отойти ко сну, вот почему благочестивый водитель, прежде чем начать движение, осенит крестом свой предстоящий путь, благочестивые родители, провожая детей в школу, глядя из окна, как идет их любимое чадо, топает своими ножками в первый класс, не как ворона из гнезда выглядывает, а осеняет крестом, творит молитву, напутствие. И священник, когда нас благословляет, тоже совершает над нами крест. Крест – хранитель всея Вселенныя. Действительно, крест есть то, куда Господь всходит по смирению. И этому смирению, почему христиане так особенно трепетно относятся ко кресту, не только потому, что он имеет геометрическую, простую и одновременно красивую форму, но прежде всего потому, что Господь, взойдя на крест, показал все Свое смирение. Ведь Он, Господь, был Бог, Одна из ипостасей Троицы, Бог Сын. Если бы Он хотел, Он мог бы очень просто сказать: все, что происходит в Иерусалиме, уходит с Голгофы, заново рождается новый Адам, вся история человечества начинается. Но Бог так не делает. Ибо, как читаем мы в Евангелии от Матфея, так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И Господь смиряется. Он ребеночком приходит в этот мир, Он рождается в пещере, Он вынужден под угрозой убегать на ослике в Египет, Он вынужден ходить в простых одеждах, на ослике въезжать в Иерусалим, терпеть поношение, после того, как Его взяли в Гефсиманском саду, Он вынужден терпеть крестные муки, страдание, распятие, испытывая те же телесные, физические страдания, которые испытывал бы каждый человек, ибо Господь и Спаситель наш сочетал в Себе два естества – Божественное и человеческое. Господь учит нас смирению. Он смирением Своим восходит на этот крест, имея любовь ко всему роду человеческому. Этому смирению должны мы научиться. Ведь именно смирения не хватало ангелу Сатаниилу, который становится сатаной. Именно отсутствие смирения приводит, дорогие братья и сестры, ко многим грехам. Именно отсутствие смирения приводит многих из вас, когда вы подходите к исповеди к священнику, у которого шестеро детей, и на расстоянии пятнадцати сантиметров дышите ему в лицо, и он воздыхает ваши молекулы. И уходят священники, к сожалению, как и уходят наши прихожане. И это не просто страшные сказки. Я вчера на вечерней службу говорил об этом, но не все из вам, по несмирению своему, бывают на вечерней службе, к сожалению. Там было гораздо меньше людей, чем стоит сейчас, а сегодня вторая уже служба. А нужно помнить, что богослужение начинается вечером. Если у вас нет особых оснований, нужно помнить, чтить Бога начиная со всенощного бдения. Именно отсутствие этого смирения перед обстоятельствами, ведь все по воле Божьей происходит, ведь это заболевание, которое постигло сейчас весь мир, не только наше отечество Богоспасаемое, это ведь не просто действие физического порядка, медицинского характера. Я усматриваю в этом, прежде всего, духовное содержание. Потому что человеческий мир возгордился. Мы строим мечты об интеллектуальном разуме, о всяких роботах, о технике, которая заменит человека. Ну вот, вылечите себя хотя бы от земной болячки – и не получается. И понять не можем, что делать. И не хотим делать элементарные вещи. Я уже вчера говорил, но еще раз повторюсь: перед входом в храм установлен санитайзер, т.е. чтобы помыть руки. Я специально стоял и смотрел. Из десяти человек только один подошел, т.е. выйдя из маршрутки, троллейбуса, общественного транспорта, и приходим в храм и прикасаемся к иконам, берем свечи и т.д. Ну вот, стоит же перед вами – возьми и помой руки. Что говорят сейчас врачи, наши православные в том числе? Самое главное средство6 как можно чаще мыть руки с мылом либо их дезинфицировать, и носить маску. Трудно носить маску, тяжело дышать, тяжело привыкнуть к ней. Как сказал один прихожанин нашего собора, одно время он у нас был алтарником, Владимир, он своим пациентам, а он один из первых врачей крымских переболел коронавирусом, потому что первым принял на себя удар от больных, и он говорит своим пациентам: «Ну что ж, трудно привыкать к лекарствам, привыкайте к земле». В этом есть не просто юмор, в этом есть суровая правда. И суровая правда духовная. Если говорят врачи, если говорит священноначалие, что нужно выполнять те или иные требования, мы должны это делать. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем учиться смирению. Аминь.



назад к списку новостей