Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения на праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения на праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня

14 Август 2020

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения, посвященные празднику Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и памяти мучеников Маккавейских.

Вечером 13 августа клириками собора была совершена вечерня и славословная утреня с выносом Креста.

Утром 14 августа была совершена Божественная литургия, служение которой возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерей Василия Корнуты, протоиерей Игоря Рогатенюка, протодиакона Алексея Мандрыки. По окончании литургии во дворе храма был совершен водосвятный молебен с молитвой об освящении меда нового урожая.

Проповедь после окончания молебна произнес протоиерей Александр Якушечкин.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня, в день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня и памяти святых мучеников Маккавеев, мне представилось, как многие из вас в детстве играли с игрушечной посудой – тарелки, кастрюльки, варили борщ, суп, и сейчас многие дети так играют. Не все в компьютер играют, некоторые еще играют в такую посудку. Кстати, очень полезная и хорошая игра. Ребенок научается кормить кого-то, готовить, в дочки-матери, в семью играют. Это на самом деле очень полезно, потому что таким образом ребенок познает мир. Но я сейчас не об этом. Вот ребенок играет в эти тарелочки, в посудку, а потом проголодается, вроде только что кушал борщик, а все равно проголодается и идет к маме: «Мама, я кушать хочу». Правда? То есть, не накушается он из этих игрушечных тарелок, не насытится. Почему я об этом говорю? Потому что, к сожалению, вот такое происходит и с нашими праздниками. Как бы внешняя форма иногда у нас соблюдается, и даже в храм иные люди приходят, а насыщения духовного не происходит, не наступает, потому что сохраняется только внешняя форма, а иногда и путается даже. Вот как с сегодняшним днем. Многие по телефону, по всяким так вайберам и ватсаппам и прочим мессенджерам пополучали, и я в том числе тоже, поздравления в праздником Маковеев. И там большая такая картинка – булка с маком аппетитная нарисована. Какое отношение имеет мак к этому празднику? Люди, которые жили в советское время, когда не давали возможность почитать ни закон Божий, ни посещать воскресную школу, даже – о ужас, как хорошо, здорово придумали: сказал же батюшка, что освящать мед будут отдельно, на столиках, мы все равно тащим свои склянки и банки сюда, на стол. Идет молитва, идет проповедь… Сейчас на поклоны поставлю и помощников моих, которые творят беззаконие, и прихожан тоже, а батюшек попрошу на исповеди отлучать от причастия – на неделю, на две, на три, а то у нас не церковь, а санатория какая-то, телесная, не духовная. Надо же как-то думать об этом. Вот сейчас возьму и начну спрашивать историю праздника. Интересно, скажет мне это раба Божия или нет? Причем здесь булка с маком к сегодняшнему дню? Ни при чем! Потому что в старину говорили, когда не было Закона Божьего у бедных бабушек, которые только помнили в детстве своем, и они думали, что вот мак веют в это время (я не знаю, что такое мак веять, но вроде бы от этого мака все это и произошло). Вот это то же самое, как детская посудка: ты будешь из этой кастрюльки есть, но ты не наешься, потому что мак никакого отношения к празднику не имеет. И те, кто пришел сегодня освятить мак, спрячьте его подальше. Освящают зелье, т.е. начатки растительности, в честь того, что Господь дал нам такую возможность жить и видеть эти листочки, радоваться Божьему свету, радоваться растениям. Освящаем мы воду на молебне. А день памяти семи мучеников Маккавеев – это мученики Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, их мать Соломония и учитель их Елеазар. Это было ветхозаветные мученики, которые отказались вкушать идоложертвенное мясо. Они не просо отказались кушать, они через это отказались отречься от Единого Бога, отречься от своей веры. И за это вместе – семь братьев, мать их Соломония и учитель духовный, 90-летний старец Елеазар выбрали мученическую смерть, но сохранили свою веру. Вот сегодня мы им и молимся. А еще в этот день Церковь совершает праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день (праздник был установлен древней Греческой Церковью в девятом веке в Константинополе), начало августа, в это время большая жара, не хватает воды, а это – антисанитария, руки не моем как положено, что-то напоминает? И начинались моровые поветрия, заболевания, язвы, эпидемии, как могли бы сейчас сказать – пандемии. И как боролись тогда? Антисептиков тогда не было, масок тоже не существовало, и прививок тоже, кстати, не было. Кстати, о прививках. Когда прививки появились, тогда такие явления и прекратились, между прочим. А раньше до половины населения Европы умирало, например, от бубонной чумы, которая, кстати, началась здесь, от Крыма. Потому что когда монголо-татары пытались взять генуэзский город, они понимали, что силой взять его не могут, они тогда взяли и забросили через стену больной чумой труп, произошло заражение, а потом из города больные неизведанной болезнью поплыли в Геную, в Италию, и пошло распространение и половины Европы не стало. Это я к тому, что некоторые «умники» до сих пор рассуждают: «А можно ли православным детям делать прививки?» Да не делайте, пожалуйста! Хотите, чтобы ваш ребенок умер в трех-, пяти-, десятилетнем возрасте вместе с вами – можете поэкспериментировать. Нельзя путать то, что Бог нам дал как Свой Закон Божий, с суевериями и мракобесием. И вот, когда начиналась эта моровая язва, так называются в Церкви всевозможные эпидемии, и мы сегодня с вами молились, вы слышали, как священник читал молитвы, которые священноначалие благословило читать за каждой Божественной литургией сейчас, когда мы живем в такое непростое время, время пандемии. В древности в Константинополе, из императорской сокровищницы, выносили величайшую святыню – частицу Честнаго Животворящего Креста Господня. Кстати, эту частицу вы можете видеть сейчас в середине храма нашего – частица Креста Господня не в каждом храме пребывает. Поэтому кто еще ему не поклонился, на забудьте это сделать. И вот частицу Креста Господня выносили и проносили (износили) из сокровищницы, из храма крестным ходом проходили по всему городу, останавливались. Служили молебны, как мы сейчас с вами помолились (ну, кто помолился, а кто думал, чтобы банку свою не потерять). Если кто молился – слава Тебе, Господи, а кто про банку думал – тот весь в банке и остался. И, кстати говоря, неизвестно, что у него в банке теперь – святая ли вода там? Потому что  по вере вашей да будет вам. А если у тебя вера вся в банку ушла, в стеклотару? Ну и всё – отсюда делайте вывод. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что мы освящаем святыню не для того, чтобы использовать ее в магических ритуалах, а с верой, что она дается нам во спасение, в избавление от всевозможных телесных недугов, но самое главное – мы должны прикасаться и употреблять ее с верой. Вера прежде всего должна быть в нашем сердце. Вера в Господа Бога, в то, что Спаситель наш есть Христос, Избавитель всего рода человеческого. Поэтому сегодня, когда вы будете освящать и мед, потому что тоже милость Божия – Господь дал этим трудолюбивым пчелкам собирать нектар, потом получился мед, который тоже Господь нам дарует, мы его тоже освящаем и тоже с благоговением в течение года вкушаем. Еще раз напоминаю: вы должны помнить, что не мед спасает, и даже не вода спасает, а спасает Господь Бог. А мы к этому спасению может прийти только через веру в Него. Аминь.



назад к списку новостей