Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Служение 1-й Пассии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Служение 1-й Пассии

16 Март 2020

В воскресенье 15 марта за вечерним богослужением в Петро-Павловском соборе было совершено служение 1-й в этом Великом посту Пассии. Чинопоследование Пассии состоит из вечерни, к которой присоединяется акафист Страстям Христовым, написанный святителем Иннокентием (Борисовым), архиепископом Херсонским и Таврическим, евангельского зачала, посвященному крестным страданиям Спасителя, после чего обычно следует проповедь. Богослужение возглавил настоятель Петро-Павловского собора в сослужении клириков.

Во имя Отца и сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Мы только что внимали словам акафиста страстем Господним и слышали евангельские строки, повествующие об этих страшных событиях, свершили тем самым первую пассию. Пассия – есть страдания, страсти, есть страдания Господни, особое богослужение, которое свершается в церкви во дни Великого поста. Мы слышали о том, как предал Христа один из самых близких Ему людей – Его ученик Иуда, апостол Иуда. Мы слышали о том, как Христа схватили и как Его водили побиваемого из двора во двор, во двор Анны и Каиафы, во двор Понтия Пилата, во двор Ирода, и нигде, ни в одном из этих мест, ни на одной из улиц Христос не встретил ни сочувствия, ни сострадания. Наоборот, люди, которые, казалось бы, совсем недавно встречали его радостными ликованиями, пытались дотронуться до края риз Его, ожидая чуда исцеления, эти же люди кричали, свистели, хулили Господа, пытались ударить Его, воины Его побивали, плевали в Него, надели Ему на голову терновый венец так, что эти колючки терна пронзили Его тело, и кровь Его обагрила иерусалимские улицы. Нигде Христос не встретил сочувствия. Все разбежались, разбежались даже Его ученики. И вот, когда Он был на кресте, только жены, жены мироносицы стояли там, и плакали, и рыдали. И казалось бы, Христос, видя, как рыдают о Нем, должен был, может быть, их поблагодарить за то, что они не побоялись, не убежали, как сделали это все, а проявили сочувствие, сострадание. Но это мы рассуждаем так по земному, исходя из своих земных, материальных представлений. О чем же говорит Господь? Он обращается к этим женщинам, к этим дочерям иерусалимским: «Не плачьте обо Мне, дочери иерусалимские. Не обо Мне плачьте, плачьте о себе и о детях ваших». Действительно, когда мы взираем на распятие Господа и Спасителя нашего, вспоминаем все эти страдания, невольно и наша душа содрогается, и невольно слезы наворачиваются на глаза. Это, конечно, лучше, чем просто безучастно взирать на распятие или, не дай Господи, еще и богохульствовать, что очень модно стало, к сожалению, в наше время. В прошлом году на одной из проповедей я даже рассказывал, что в Европе, закрытой на карантин сегодня, кстати, даже конструктор для детей выпустили: крест, тело Христа, таблички, гвозди, молоточек, чтобы детки могли распинать Господа и Спасителя. Вот такое познавательное обучение богохульству. Стоит ли удивляться, что происходит. Я не говорю сейчас о болезнях. Я говорю сейчас о духовном и нравственном, моральном падении, в котором мир пребывает и нас заглатывает в эту пучину бурных вод житейских. Конечно, лучше сострадать Господу, но вдумаемся, и к нам Господь обращает эти слова, не только к иерусалимским женщинам, и к нам тоже: «О себе плачьте и о детях ваших». О их грехах плачьте, потому что именно грехами своими всякий раз мы распинаем Господа. Мы участвуем в этой страшной казни, мы доставляем великие страдания, распинаем Христа. Плакать о детях своих, которые рядом с нами, и которые, взирая на наш греховный путь, идут той же дорогой, хотя мы пытаемся их наставить, говорим им нужные, красивые, верные, мудрые и добрые слова. Но мир устал от слов. Что слова? Звук, в одно ухо вошедший, из другого вышедший. Не словами, а делами, образом своей жизни должны воспитываться наши дети, образом нашей праведной жизни. А как мы их воспитываем, какой образ им являем? Пусть каждый вспомнит себя, и даст сам ответ. Ответ не только себе, но и Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Пусть же, дорогие братья и сестры, эти спасительные дни Великого поста будут поистине спасительными для нас. Пусть они будут тем лекарством, может быть, не всегда приятным на вкус, может быть, не всегда желаемым, иногда горьким, но пусть это будет лекарство, которое послужит исцелению наших душ и сердец, исправлению жизни нашей. Чтобы и мы могли шествовать, взяв крест на рамена свои, шествовать за Христом, за Господом, взяв свой крест, и путь этот был спасительным. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей