Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Богослужения 2-й Недели Великого поста (Свт. Григория Паламы)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения 2-й Недели Великого поста (Свт. Григория Паламы)

16 Март 2020

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 14 марта клириками собора было совершено всенощное бдение.

Утром 15 марта были совершены две Божественные литургии. Первую литургию совершил протоиерей Алексей Астапов. По окончании литургии был отслужен водосвятный молебен. Служение второй литургии возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Игоря Рогатенюка, иерея Андрея Халюты и диакона Михаила Форкавца. Проповедь после пения запричастного стиха произнес протоиерей Александр Якушечкин.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Как часто бывает в нашей жизни так, что, слава Богу, сейчас очень много доступной хорошей духовной литературы, которую все мы стремимся прочитать, есть православные даже телеканалы на телевидении, где замечательные прекрасные передачи, советы духовные преподаются, журналы и газеты православные. Проповеди можем мы слышать в храме. И вот, почерпнув из этой духовной сокровищницы книжной, мы стараемся найти ответы на вопросы, которые возникают в нашей жизни, но очень часто, наверное, многие ловили себя на мысли о том, что когда, казалось бы, из мудрых книг, из хороших добрых советов почерпнув ту или иную душеспасительную информацию, мы, например, обращаемся к своим детям: нужно молиться, нужно ходить в храм Божий, нужно вести себя так, а не по-другому – а эти слова наши как об стенку горохом. Или мы пытаемся рассказать кому-то из своих родных и близких, научить их чему-то, и вроде бы слова правильные говорим, да не свои даже слова, а наизусть даже можем зазубрить, что там говорил кто-то из святых отцов, а все равно это не приносит никакого результата. В чем здесь дело, почему так происходит? Может, нам громче говорить нужно, или с большим выражением, недостаточно в детстве театральный кружок посещали, невыразительно говорим? Непонятно. Те же слова, те же запятые, те же точки, те же буквы – а не работает. В чем здесь дело? Вот ответ на этот вопрос сегодня дает нам житие того угодника Божия, неделю которого, целую неделю посвящает Святая Церковь. Сегодня мы празднуем день святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Святитель Григорий был действительно ученым человеком, весьма просвещенным, но он был и великим молитвенником и подвижником. Он имел в своей жизни опыт жительства на Святой горе Афон, он мог видеть там афонских подвижников, с ними общаться и быть самому таким же подвижником, как и они. Святитель Григорий известен своим учением о фаворском свете, о том, что когда Господь преобразился на горе Фавор, мы читаем из Евангелия, что Он осиял, был освещен необычным светом, нетварным светом. Именно святитель Григорий утверждал, что это был не просто свет как физическое явление, которое исходит от солнца, например, или от осветительных приборов. Да, это было чудо, от Господа исходил свет, но святитель Григорий говорил, что это был не просто свет, это не просто упорядоченное какое-то движение каких-то частиц, как бы сейчас сказали ученые-физики, он говорил, что этот свет был нетварным, что это был свет той божественной энергии, которая исходила от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И воспринимался он лишь внешне как свет. Действительно, даже евангелист не может подобрать слов, описывая этот свет, он говорит: белее снега. Что может быть белее снега? И даже в Евангелии мы не можем прочитать человеческим языком, земным языком описание этого света. И это не случайно, потому что святитель Григорий говорил, что это был особый свет, фаворский нетварный свет. Но вот, спросите вы, при чем же здесь наши вопросы, попытки вразумить своих близких и самого себя, собственно говоря? Толку от того, сколько книг мы прочитали, толку от того, какая у нас дома библиотека духовная скопилась, а как жили, так и живем, только с осознанием того, что неправильно живем или того еще хуже. Дело в том, что святитель Григорий черпал вот эту свою особую духовную премудрость, которая преображала его жизнь, черпал ее не только из книжных источников, вот что очень важно, он черпал ее через свой личный духовный подвиг прохождения Великого поста, подвиг молитв, подвиг покаяния, подвиг уединения и миросозерцания, подвиг умной молитвы. Вот это то, чего нам не хватает. То есть он шел не только через мудрость книжную, он воспринимал дарованный Богом мир не только через книжную премудрость, но и прежде всего через собственное духовное преображение, через свой собственный духовный подвиг, отсекая не только грехи на стадии их появления, но даже на стадии помыслов об этих грехах. Вот об этом, дорогие братья и сестры, мы не должны забывать, потому что пост – как раз именно то время, а не случайно Церковь дает нам память этого угодника Божия именно в этот день, во 2-й неделе Великого поста, потому что пост – это как раз то самое время, когда душа человека должна упражняться в подвиге духовном, очищаться от греховной скверны, очистить свое сердце каждый из нас должен, и вот тогда, мы помним по евангельской заповеди, только чистые сердцем увидят Бога, узрят Бога. Вот очистить свое сердце от греха, очистить через что? Через пост, через молитву, через уединение, через созерцание и своей жизни и той духовной жизни, которую приуготовил для каждого христианина Господь. Именно к этому призывает нас житие святителя Григория Паламы. Да, нам не даны, к сожалению, по греховности нашей те многие великие духовные подвиги, которые совершали те, кто молился рядом со святителем Григорием, те безвестные угодники Божьи, которые сами светились, а действительно история Церкви свидетельствует о том, что от некоторых подвижников, которые уединялись в молитве, исходил так же необычный свет, необычное свечение, и многие терялись в догадках – что это, но самые прозорливые понимали, что это тоже тот нетварный свет, который дарует Господь, потому что эти люди, воистину чистые сердцем, узрели Бога, и Господь каждому из нас протягивает свою десницу, невзирая на нашу греховность, невзирая на все наши деяния постыдные и мысли греховные. Господь каждому дает такую возможность, обетовает каждому возможность покаяния. Будем помнить, как говорил преподобный Максим Исповедник, Господь каждому обетовает покаяние, но завтрашний день – никому. Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем откладывать на потом, на завтра, на понедельник и другие дни недели время своего духовного очищения. Своего духовного просветления. Будем использовать каждую минуту своей жизни, жизни, которая есть дар Божий, и мы не знаем, сколько этой жизни отмерено каждому из нас, поэтому мудрые говорят, что каждый день нужно жить так, как будто ты живешь этот день последний. Вот когда мы будем уединяться в своей молитве, углубляться в совершение той духовной практики, которая дарована нам Богом через Святую Церковь, а что это за практика? Еще раз: пост, это молитва, церковные таинства. И самое главное – это преображение своей жизни. Вот почему глухими остаются наши дети и внуки, когда мы говорим. Умно мы говорим, но сердцем холодным, грязным, нечистым, греховным. Говорим-то мы правильные слова, но очистили ли мы свое сердце даже от греховных мыслей, даже от греховных помыслов? Попытались ли мы хотя бы на тысячную долю исправить свою жизнь или мы только христиане-теоретики, которые знают, как правильно сказать, как правильно ответить, как правильно решить кроссворд на православную тематику, но жизнь свою не меняют. Вот в этом причина того, что вроде читаешь – а не работает, потому что сердце свое нужно очистить, ибо только те, кто чистые сердцем, блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей