Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения в Неделю мясопустную
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю мясопустную

23 Февраль 2020

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 22 февраля клириками собора было совершено всенощное бдение.

Утром 23 февраля были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил протоиерей Василий Корнута в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании литургии был совершен водосвятный молебен. Служение второй литургии совершил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Игоря Рогатенюка, протоиерея Алексея Астапова и протодиакона Алексея Мандрыки. За литургией была вознесена молитва о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнес прооиерей Александр Якушечкин.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня начинается Сырная седмица, именуемая в народе еще как масленица. Сырная потому что с этого дня уже не вкушаются мясные продукты, но вкушаются еще продукты молокосодержащие – сыр, молоко, яйца и т.д. Масленицей она еще называется в народе, потому что пекут масляные блины. Очень часто в нашей жизни самое главное вытесняет второстепенное. Конечно, блин масленичный для язычников имел сакральное значение. Это очень древнее блюдо, язычники его вкушали, потому что блин был символом солнца. Очень часто наши церковные праздники подминали под себя языческие, вытесняли их. Церковь, как любящая мать, не выжигала каленым железом из памяти народной пусть даже и неблагочестивые обычаи, а старалась вместить в них новое, угодное Богу содержание. Поэтому, конечно, если мы сегодня начнем жарить блины и будем делать это всю последующую неделю, в этом никакого греха нет, даже несмотря на языческое происхождение блина. Главное, чтобы мы проводили эти дни угодно Богу, чтобы в жизни своей мы избегали языческих обычаев и традиций, таких, например, какие никак нельзя назвать христианскими, как : первый день масленицы такой, второй день масленицы такой-то. Пока запомнишь, когда нужно к теще идти на блины, уже запутаешься во всех этих днях. Очень, к сожалению, часто эти непотребства были распространены не только в нашем народе, но в нашем народе особенно, потому что очень часто многие историки Церкви говорят, что Русь была крещена, но не просвещена. Вот в этом наш тяжелый удел, тяжелый крест Божий, действительно крест, потому что нужно просвещать себя истинным светом веры Христовой. Когда святителя Тихона Задонского в XVII веке – подумайте, в XVII веке, когда Церковь Святая Православная занимала господствующее положение в государстве, когда государство заботилось о храмах, о монастырях, строило обители, выплачивало даже заработную плату священнослужителям и многое другое, так вот, когда он пришел на свою кафедру, то увидел такие непотребства на воронежской земле, где и чучело сжигали на масленицу, да и не только – выбирали самого доброго молодца, который в центре города был, поп-звездой, мы бы его так назвали, сидел и орал непотребные матерные частушки богохульные. И это тоже в народе воспринималось как празднование масленицы перед Великим постом, когда уже всего этого не надо и не стоит делать. Так же, как, кстати, и у других народов. Поляки в четверг перед постом наедались так, чтобы чуть не лопнуть, в Латинской Америке проводили праздники «Прощай, мясо». Мы все их знаем – карнавалы. Но все, кто смотрел новости  еще из «Международной панорамы», что творилось в добрые христианские 70-е годы на Западе, ужасались внешнему виду участников карнавала, не говоря о том, что там происходит сегодня. А это вот тоже традиции западноевропейские, католические, празднования масленицы. Поэтому еще раз говорю, что не будет греха скушать блин, не будет греха съесть что-то другое, но так, чтобы это было не вредно для здоровья, но самое главное – не погрешить, не согрешить и не вытеснить того самого главного, что несет нам Церковь в эту неделю. А в церкви, между прочим, эта неделя называется, прежде всего, не Сырной седмицей (масленицей), хотя об этом в церковном календаре тоже написано, но прежде всего в Церкви Православной, да и не только, эта неделя именуется Неделей о Страшном Суде. И это уже гораздо интереснее для всех нас, как великих грешников и профессионалов в этом деле. Эта неделя для нас и о нас. Но, добираясь сегодня в Божий храм, как-то милостью Божьей меня посетила такая идея, как соединить эти самые блины с неделей о Страшном Суде. Но этот секрет я вам открою в конце. А пока наберитесь терпения, я прочитаю на русском языке. В храме мы слушаем Евангелие на церковнославянском, и это абсолютно верно, потому что сейчас раздается очень много голосов, что давайте службу на русский язык переведем: какая красота будет, всем будет понятно и все ясно. А что, сейчас непонятно? Непонятно: Господи, помилуй? Или: миром Господу помолимся? Или: мир всем? Неужели будет понятно, когда: Отче, который существует на небесах? Да язык это даже не выговорит! Зачем приносить в святая святых тот язык, на котором мы ругаемся, скандалим, грешим, разговариваем в своей земной греховной жизни? Мы, когда посещаем больницу, нас заставляют надевать бахилы и белые халаты, а в реанимацию даже и в бахилах не пустят. И это не простая формальность. Всё должно иметь свои формы, и всё должно иметь свою потребу. Так же, как и язык, сакральный язык молитвы. Уже сама мысль о том, что наши прадеды тысячу лет назад этими же самыми словами обращались к Богу. Уже сама мысль, что если бы кто-нибудь из наших прапрадедов попал сегодня в храм, он ничего бы не услышал непонятного, как мы не понимали церковнославянский язык когда-то, в свое время, а теперь понимаем, что «паки и паки миром Господу помолимся» - еще и еще раз миром помолимся Господу. Ну, а кому непонятно – есть учебники, есть книжки, в конце концов, есть Гугл – что такое паки и паки? И этот самый Гугл вам все расскажет, если уж будет такая потребность обратиться к интернету, а не к книжке, к учебнику церковнославянского языка и ли к прекрасному учебнику по Закону Божьему. Итак, неделя о Страшном Суде. Уже в самом этом названии нечто страшное для человека представляется. Каждый из нас видел хотя бы по телевизору, как суд происходит, и каждый себе представляет эту картину, потому что каждый предстанет на этом Страшном Суде. Действительно, ничего веселого там не будет. Но там будет нечто удивительное, что удивит всех нас, надеюсь, сегодня, если мы внимательно прочитаем сегодняшнее Евангелие. Потому что «мудрость» языческого народа представляет какие-то сковородки, котлы кипящие, всякие неземные существа с вилами, копытами, рогами и т.п., хотя трудно их уже назвать неземными. Когда посмотришь сейчас некоторые фильмы, «Аватар» или еще что-нибудь там такое, сразу становится понятно, в каком мире мы живем – в демоническом и сатанинском. Эти персонажи бесовские, да что мы там говорим – бесы, эти персонажи стали героями массовой культуры. Чего уж тут страшнее можно придумать? Итак, что же все-таки про нас там написано, в сегодняшнем Евангелии, которое читалось на церковнославянском языке и которое я прочту на русском, что, в общем-то делать не возбраняется во время проповеди:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть;

Слово «алкал», которое может вызвать непонимание, если перевести: когда голодал Я;

жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Вот такой удивительный ответ, который Господь уже не в первый раз даёт нам в Евангелии. Сколько еще Он может обращаться к нам? Мы обращаемся к Нему с неразумным юношей и спрашиваем: что делать, чтобы наследовать Царство Небесное? Он говорит: Божьи заповеди соблюдай. Он говорит: «Я всё это сделал от юности моей». Уже неправильно, уже гордыня. Как от юности моей ты все это сделал? Неужели ты не сомневаешься в том, что ты недоделал это? Господь говорит о любви прежде всего к Богу, о второй самой главной заповеди Своей – о любви к ближнему своему. Говорит вплоть до того, что раздай все, что имеешь, и иди за Мной. 

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

Вот эти хорошо слова нам нужно запомнить. Многие из нас должны в них внимательно вдуматься и понять, что, очевидно, слова эти не только к тем, которые там, но и ко мне, который здесь и сейчас: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу…».

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ:

Вот еще интересно: только же Господь говорил, когда обращался к праведникам, всё объяснял: где, когда можно было накормить Его, одеть, напоить, посетить. Так же и мы, по двадцать пять раз переспрашиваем, как будто мы в первый раз слышим, и каждый раз нам непонятно, и каждый раз мы ждем какого-то удивительного, сверхъестественного Богооткровения, будто мы его заслужили, как преподобный Серафим Саровский. И мы готовы потратить несомненное количество времени, может быть, даже и куче денег, чтобы поехать в какие-то неведомые далекие святыни, найти каких-то особых (мы же особые грешники) духоносных старцев, которые нам скажут: вот повернись налево тридцать четыре раза прочитай то-то, столько-то тысяч раз стукнись лбом об храм, и вот тогда тебе будет счастье. Самое удивительное, что некоторые таких находят, потому что Господь говорил: «Стучите, и отверзится вам». Но если есть Бог, то есть и прямая противоположность Богу. Что ты ищешь, то ты и обретаешь. И вот тогда они скажут Ему в ответ:

Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Вот такое Евангелие о Страшном Суде читаем мы сегодня, дорогие братья и сестры. Иногда многие из вас спрашивают на исповеди: как научиться любить ближнего? Действительно, как научиться любить соседку, которая отравила твою кошку, или плохо относится к домашним животным, какие-то пакости делает, что-то еще такое нехорошее. А может, она это делает, потому что никто не любит ее? Потому что никто не улыбнулся ей в течение месяца, искренне, не американско-голливудской улыбкой, нежизненной и искусственной, хотя иногда лучше нежизненная голливудская улыбка, чем наше суровое рычание даже пришедшему в храм человеку, шиканье на него, особенно на молодежь: ты не так свечки ставишь, ты не туда повернулась, не так что-то сделала, не той рукой свечку передала. Слушайте, ни в одном Законе Божьем не написано, что свечку надо передавать правой рукой. Ну, нет такого абсолютно. И даже если кто-то свечку зажег из лампады, это никакой не грех, просто уборщице нужно чуть-чуть больше поработать, потому что в масло капнул воск – и всё. Но это никакого мистического значения не имеет. Мы готовы загрызть человека из явных и праведных побуждений, из гордыни, прежде всего: мы-то знаем, мы встали на путь истинный, а эта все никак не стала и т.д. Так вот, может быть, этому злому человеку никто добра не сделал, в жизни этой любви не увидел. Так станьте для него этим первым человеком, который придет и искренне протянет ему руку своей братской Христовой любви. Вот это и будет великий подвиг: побороть себя, побороть свое «я», побороть свою гордыню. Может быть, это еще не будет та Божья любовь, которая должна быть искренней и безответной, но святые угодники Божьи, святые старцы, говорят: заставляй себя делать добро, если ты пока не можешь научиться любить сердцем, все равно через силу делай это добро, милость своего сердца являй. И, может быть, Господь, призрев на твои старания, на твое усердие, откроет твою настоящую любовь, любовь к ближним своим. Потому что ведь сказано в Евангелии: Царство Небесное нудится, т.е. достигается трудом, принуждением себя к любому труду, а нужницы, т.е. трудящиеся, превозмогающие себя, наследуют его. Вот об этом мы должны помнить. И вот, наконец-то, о том, как связать эти блины с неделей о Страшном Суде. Вот вы сейчас всё послушали, всё усвоили, и придете домой, и пожарите этих блинов. И всегда найдется дома, в подъезде, на улице человек, к которому никто не придет в этот день и не принесет ему этих блинчиков с медом, со сметаной, с чем вы там будете делать. Вспомните, где вокруг вас есть такие люди, и сотворите этот добрый поступок – придите и принесите ему этих блинов, поздравьте его с этой самой масленицей наступившей. Пожелайте ему, чтобы она была не только радостной, а прежде всего спасительной и у Бога попросите, чтобы эта спасительная радость была и в жизни вашей. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей