Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Богослужения в Неделю 33-ю по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

03 Февраль 2020

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 1 февраля клириками собора было совершено всенощное бдение.

Утром 2 февраля были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил протоиерей Игорь Рогатенюк в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании литургии был совершен водосвятный молебен. Служение второй литургии совершил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферополькой и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерей Василия Корнуты, иерея Андрея Халюты и протодиакона Алексея Мандрыки. За литургией была вознесена молитва о мире на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Александр Якушечкин.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие, которое некоторые из вас слышали, когда приглашали священника в свой дом, чтобы батюшка освятил жилище. Вот это Евангелие о Закхее читается всякий раз когда было освящено жилье, дом человека, потому что впервые в евангельской истории Сам Господь это совершил. И в память об этом событии мы также совершаем такой чин освящения нового дома. Но Евангелие это имеет отношение не только к новоселам. Как и всякая строчка из святого Божественного повествования, она имеет отношение к каждому человеку.

Жил человек по имени Закхей. Сразу скажем, что Закхей был не очень почитаемый, хотя среди своих сограждан это был человек знатный, небогатый, но он был мытарь. Это сборщик податей. По-нашему – представитель налоговой службы. Так получилось, что не очень часто люди встречают работников налоговой службы с большой радостью и с большой радостью их провожают. А Закхей был не просто мытарь. Он собирал налоги не просто на государство. Он собирал налоги на оккупационное государство, потому что Израиль был оккупирован римскими войсками. Т.е., говоря научным языком, он был коллаборационист, человек, который работал на захватчиков, на оккупантов. Т.е., он собирал ради тех оккупационных войск, которые захватили Израиль, римские войска, собирал на них налоги. И это вдвойне вызывало презрение к этому человеку. Но вот такой презираемый всеми человек, но в общественной иерархии, несмотря на то, что был презираемый, был не на последнем месте, т.е. он имел определенное мнение о своей должности, о себе, наверное, как и каждый из нас мнит о себе что-то такое, он захотел увидеть Христа. Захотеть увидеть Христа можно по-разному. Можно захотеть увидеть какое-то диво дивное, бежать бегом смотреть на рекламные какие-то изображения, или на концерты, на которые приезжают какие-то «звезды»… А можно захотеть увидеть Христа в своем сердце. Трудно сказать нам сейчас, какие были побудительные мотивы этого человека. Но, очевидно, это было не просто желание увидеть нечто необычное, необычного человека. Закхей, несмотря на все свое положение, на свою должность высокую, был человек маленького роста, и, конечно, когда шел Христос мимо того места, где он находился, он вряд ли мог кого-то увидеть. Если бы на Голгофу взойти посмотреть на Христа, то там все разбежались, и Один Христос распятый был, несколько женщин и один евангелист. Это будет потом, а здесь Христа пока окружают сотни, если не тысячи людей, и вот эта огромная толпа, в центре которой идет человек не совсем высокого роста, эта толпа, говорящая на разных языках, от которой шум исходит естественный, потому что когда много людей собираются вместе, это уже какое-то звуковое явление. И вот эта толпа проходит мимо, и Закхей в отчаянии: что же делать? И он, очень маленького роста, понимает: куда-то надо взобраться. И он не находит ничего лучшего, как залезть на дерево. И вот этот крупный руководитель налогового учреждения залезает на дерево, чтобы увидеть Христа. И, конечно, он просто бы увидел Его. Но это был Христос, это была не суперпопулярная звезда эстрады, это был Господь и Спаситель, Который видит и слышит каждого из нас. Нам иногда кажется, что мы остаемся один на один со своими бедами и скорбями, но это не так. Вот сегодняшнее Евангелие нам еще раз показывает, что Господь видит и слышит, несмотря на то, что мы грешники, занимаем плохую должность, работаем неправильно, ведем себя грешно, нехорошо, Господь видит и слышит, невзирая на все это, потому что велика Божья любовь к роду человеческому. И вот Господь, проходя мимо этого дерева, обращается к Закхею: «Закхей, что ты там делаешь? Слазь» - самые простые слова. Конечно, другой с дерева упал бы от удивления. «Слазь, - говорит Закхею Господь, - потому что Я сегодня же буду у тебя дома». Вот дела! У грешного человека Господь будет дома! Потом Господа будут обвинять: почему Ты к нему пошел. А Господь в сегодняшнем Евангелии говорит нам, что «Я пришел спасти грешных людей». Т.е. мы читаем в Евангелии неоднократно, что не здоровые нуждаются во врачебнице духовной, душевной, а больные. Вот именно ради таких грешников, как Закхей, как каждый из нас, пришел Господь. И вот после этой встречи с Закхеем происходит то преображение, которое должно произойти, по Закону Божьему, с каждым из нас, когда мы принимаем Христа, когда мы хотим называться христианами, когда мы приступаем в таинствам Христовым, которые нам Церковь дает. Мы должны не просто измениться внешне, крестик надеть, иконки поразвесить в доме где можно и не можно, в церковь ходить – это все хорошо, но мы должны преобразиться, преобразиться духовно. Это не значит, что мы будем сиять нерукотворный нетварным фаворским светом. Жизнь наша должна стать другой. И вот Закхей говорит Господу: «Господи! (когда уже преобразился он). Кого обидел, все воздам. Отдам половину имения своего. Кого обидел, воздам четверицею, вчетверо воздам». И Закхей, грешный человек, встает на путь, другой путь жизни. И здесь Господь еще раз упоминает, что именно таких людей, как Закхей, как мы с вами все, Он пришел спасти. И таких людей Господь посылает, Своих угодников Божьих, чтобы они проповедовали слово веры Христовой. Это сейчас можно выйти в центр храма и произносить проповедь, еще и микрофон позволит тем, кто на улице, ее услышать. А раньше за это убивали, сажали в темницу, мучили. Так мучили первых наших крымских святых Инну, Пинну и Римму. Сегодня день их памяти. Это мужские имена. Эти святые – Инна, Пинна и Римма – были скифами. Сейчас ученые, да и не только ученые, сейчас каждый, кто интернет включил, сразу чувствует себя великим ученым, спорит: кто они были. Они были скифами. Кто были скифы, тоже никто не знает. Когда-то говорили, что скифы – потомки будущих русичей, русских. Неважно, кто они были. Они были ученики апостола Андрея Первозванного, который проповедовал здесь, в Крыму, в Боспорском царстве. Их сюда направили на проповедь. Их крестил, очевидно, сам апостол Андрей, первый из призванных апостолов Христом, и Боспорское царство, столицей которого был город Боспор, ныне Керчь, это то место проповеди, которое было им отведено. Но правили тогда здесь, в первом веке по Рождеству Христову, язычники, и херсонесский князь приказал предать их мучительной казни. Узнав, что они отказываются поклониться идолу, языческим идолам, их привязали к столбам и поставили среди водного потока. Вода замерзла, и они замерзли, и завершили свой земной путь мученическим образом, среди замерзшей воды и лютого холода, но не изменили Христу. Святитель лука в одной из своих проповедей в 1950 году, в своем указе архиерейском, дает нам благословение поминать их, молиться им, потому что это первые крымские святые первого века по Рождеству Христову. И совершенно верно добавляют все остальные, что это первые русские святые, потому что, что же Крым – это не часть Руси святой? Что же мы будем древность изучать по национальностям: кто скифы, когда русские появились, когда беларусы. Это наши первые святые, наши первые мученики святые Инна, Пинна и Римма. И, кстати, произошло это все близ города Алушты, где они затем и погребены, а спустя определенное время благочестивый архипастырь предал их тела земле. Предание гласит, что именно их мощи святые находятся в алуштинской земле, нашей крымской земле. Поэтому мы по праву должны почитать их, возносить им молитвы и научаться из их жизни, их жития той вере, той любви ко Господу, животворящей любви, которая творила чудеса и которая спустя две тысячи столетий прошла все гонения и сохранилась в наших душах и сердцах. Мы, к сожалению, плохо им молимся, мы плохо их знаем, мы плохо их почитаем. Даже в нашем храме нет святой их иконы. Я, как настоятель храма, Господу обещаю, что в ближайшее время мы обретем икону Инны, Пинны и Риммы – наших первых крымских святых, чтобы и там, предстоя у престола Божия, они были нашими скорыми молитвенниками, ходатаями и заступниками. Святые мученики Инна, Пинна и Римма, молите Бога о нас! Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей