Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения в Неделю 30-ю по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю 30-ю по Пятидесятнице

13 Январь 2020

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня.

Вечером 11 января клириками собора было совершено всенощное бдение.

Утром 12 января были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил протоиерей Алексей Астапов в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании литургии был совершен водосвятный молебен. Служение второй литургии возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Василия Корнуты, иерея Андрея Халюты и протодиакона Алексея Мандрыки.

За литургией была вознесена молитва о мире на Украине. Проповедь после пения запричастного стиха произнес протоиерей Александр Якушечкин.

Во имя Отца и сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня Святая Православная Церковь чтит память святаго праведного Обручника Иосифа. Того самого Иосифа, который вместе с Пресвятой Богородицей в убогой вифлеемской пещере воспринимал и защищал и заботился о родившемся Богомладенце Иисусе Христе. Удивительный святой угодник Божий чтится сегодня нашей Церковью. Удивительный тем, что он практически первым из всех был рядом с Богородицей, он был первым из людей земного рода, который смог не только поклониться Христу Родившемуся, принести Ему дары, но который выполнял не менее важное послушание Божественное: он заботился о Младенце Христе, он воспитывал Его, он защищал Его, он был рядом с Ним. Но поистине великий сонм угодников Божиих мы имеем. Но среди этих многих святых нельзя конечно сказать: этот первый, этот второй, а этот десятый, но если мы вдумаемся, то в той миссии, которую Бог возложил на этого человека, то, наверное, трудно представить кого-то еще рядом. И удивительно то, что мы, к сожалению, не особо и знаем, а значит, не особо и молимся, чтим и почитаем этого угодника Божия. Немногие из нас знают и понимают, почему его называют Обручник. Что, может, у него какое-то обручальное кольцо было особой формы? Святой праведный Иосиф был из царского рода, из рода царя Давида. Кстати, память царя Давида сегодня тоже празднуется нашей Православной Церковью. И, кстати, был царского рода, но был практически нищим человеком. Был очень бедным, несмотря на свое царское происхождение. Он был человеком праведной жизни. Об этом нам говорит евангелист Матфей: «Иосиф праведный сый», т.е. был праведным человеком. Он имел семью до того, как Господь дал ему благословение быть Обручником. Его жена Соломия умерла, он овдовел. Ему было 80 лет уже. Это был почтенный старец. У которого уже было четверо сыновей и двое дочерей. И вот какое чудо с ним дальше происходит. Мы с вами вспоминали как Пресвятую Богородицу, когда Ей исполнилось три года, в этом младенческом возрасте родители, святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, исполняя свое обетование, которое они дали Богу, что они посвятят свое дитя Богу, они Ее ввели в храм. И мы помним, как это произошло, мы вспоминали об этом, когда говорили вместе с нашими юными прихожанами на детской литургии в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, как Она чудесным образом смогла преодолеть высочайшие ступени Иерусалимского храма, как Ее встретил там первосвященник, да не просто встретил, а ввел во святая святых, куда только он мог входить и то лишь один раз в году. Мы вспоминали и говорили о том, что Она пребывала отныне в храме, где научалась, где молилась и трудилась. Но вот пришло время, когда Ей исполнилось 14 лет. А по древним еврейским законам было такое, что дети могли оставаться на воспитании в храме, но если девочке исполнялось 14 лет, она должна была уже покинуть храм – это уже считался возраст взрослого человека. Как иногда мы балуем своих детей, думая, что еще маленькие, ничего не понимают. А вот в древние времена 14 лет считалось уже взрослый возраст, и человек уже брал на себя ответственность. Кстати, не только в древние времена. Когда Бог дает испытания, страшные и тяжелые для отечества, для личности, то иногда, люди очень часто эти испытания на себя воспринимают. Вот святой благоверный князь Александр Невский, он в 18 лет уже князем был. Он уже был полководцем, а не просто молодым человеком, который только недавно получил паспорт и прожигает свою жизнь в веселье, в танцах, на дискотеках, ночных клубах. Вспомните, где сейчас наши восемнадцатилетние пребывают. Или Александр Матросов, его сверстник, который отдал свою жизнь, зная, что он погибнет. Он не знал, что будет 9 мая, день Победы, но он знал, что он должен был сделать. Вот в своих детях нужно эту ответственность воспитывать, забывать даже, сколько им лет, а готовить их к жизни вечной, к жизни праведной. И вот в 14 лет Она должна была покинуть храм и выйти замуж. И вот здесь произошло такое противоречие, которое в богословии называют «коллизия обязанностей». С одной стороны, святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна посвятили Ее Богу, но никак не семейной жизни, а с другой стороны, Она не должна была нарушить закон. Не должны была нарушить тот закон земной жизни и небесной, который был тогда в обществе, проявить послушание. Я уже, наверное, некоторым набил оскомину в храме, укоряя за излишний «героизм», когда человек говорит: «А Бог мне говорит: я должен (или должна) сделать так». Во-первых, мне всегда удивительно, как можно на земле такие слова сказать: «Бог мне говорит». Я не уверен, что святой Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадский могли себе даже помыслить такое. А уж тем более священнику сказать на пороге храма, буквально на ступенях. «Блюдите убо, како опасно ходите». Множество искушений, среди которых гордость и тщеславие коренятся, а вводят людей иногда верующих, в прелесть, в тяжкий грех. Гордыня – это как раз было то, что ангела Сатаниила сделало Сатаной. Вот об этом мы тоже редко вспоминаем. Даже т е, кто говорит: «Церковь стала для нас как пряничек». Не пряничек, а Тело Христово. И вот, что же делать? Вернемся в эти древние времена до наших дней. Посмотрите, как все мудро и красиво перекликается. Насколько все поучительно, сколько уроков мы можем и должны извлечь из этой Священной Истории. И вот тогда первосвященники встали перед проблемой: что же делать? И мудрый первосвященник Захария святой сказал, он не сказал, что соберем народ на голосование, поместный собор изберем из числа прихожан, священников, архиереев. Он сказал: «Давайте будем молиться. Давайте встанем на молитву, так же, как когда-то – пять параллелей напрашиваются сами, я не думал об этом говорить, но опять же, когда в Константинополе наши ¬ язычники-русичи, наши предки язычники были, окружили Царьград, вот когда мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы, это ж наши хотели пра-пра-пра- и еще много раз, деды захватить, убить, захватить, уничтожить и разграбить и т.д. Что сделали жители Константинополя? Они не стали обращаться никуда. Ни в какие международные организации, слава Богу, их не было, они стали молиться. Вот так же к молитве призвал и первосвященник. И сказал еще другое: собрать все жезлы у неженатых из рода царя Давида, и эти жертвы были оставлены в храме, и сказал он: «Бог даст Свое знамение». И вот один из этих жезлов расцвел. И это был жезл святого праведного Обручника Иосифа, память которого мы совершаем. И голубь появился над ним и закружился над этим благочестивым старцем. И все решили, что тебе должно взять эту Деву. И вот первоначально Обручник Иосиф не просто удивился, он испугался, и он даже пытался отказаться. Как? - говорит он. И действительно, согласно всем земным законам – мне 80 лет, да, я уже не женат, но мне 80 лет, у меня шестеро детей от первого брака, как бы мы сказали сейчас, для тех людей не было понятно – первый брак, второй брак. Как я могу это сделать? Но ангел является и говорит ему, что на то воля Божья. Равно как и Пресвятая Дева Мария тоже была в трепете священном и испуге. Равно как когда будет Благовещение, Он тоже испугается. Помните, когда ангел к Ней явится? А мы не пугаемся – с нами Бог говорит. Уж не знаю – по мобильному телефону или во сне. Блюдите убо, како опасно ходите. Вспомните слова Господней молитвы, которые мы должны читать минимум пять раз в день: утром, перед каждым приемом пищи, и вечером: «И не введи меня во искушение, но избави меня от лукавого». Нужно просить Божьей помощи, чтобы Он избавил нас от лукавого, и не ввел нас в те грехи, куда мы стремимся, куда мы бежим, разгоняемся, летим. Нам кажется, что мы летим вверх, а на самом деле полет может быть и вверх и вниз, в преисподнюю. И вот ангел утешает, и Божьей Матери говорит, что святой праведный Иосиф будет Твоим хранителем и служителем. И он действительно таким и был. Когда Ирод издает распоряжение убить всех младенцев, он берет Ее с Младенцем, садит на ослика, они уезжают, бегут в Египет. Он заботится – нужно готовить пропитание. Да, мы уже говорили, он был царского рода, но это был практически нищий человек. Предание доносит до нас, что он был плотником и трудами своими, своим примером, послушанием, своим образом жизни, нестяжанием, наверное, он тоже пытался научить этого Младенца, Которого дал им Господь. Я не говорю, что он учил Младенца. Господь в двенадцатилетнем возрасте, мы сами знаем, учил священников и книжников, когда Его родители потеряли, оказался Он в храме. Но забота, данная о Богомладенце Христе Богом, исполнялась святым праведным Иосифом. И эту заботу, эту высшую любовь, жертвенную любовь, он являл Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу. Вот мы всегда должны отдавать себе отчет: когда мы думаем, что мы заботимся, когда мы думаем, что совершаем какое-то благо дело, спросим себя: «А угодно ли Богу это дело?» А где основание для твоего убеждения? А является ли твоя любовь подлинной жертвой? Любовь – это не муси-пуси, поцелуи и обнимашки, открыточки и цветочки. Любовь – это всегда жертва, о чем нам не перестает повторять и наш святейший Патриарх Кирилл, напоминая нам об этом евангельском призвании. Любовь – это всегда жертва, когда ты лишаешься чего-либо и жертвуешь это свое благо – неважно что: деньги ли это, здоровье, свободное время, матч футбола по телевизору, который ты отдаешь своим близким, чтобы посмотрели какую-то другую телепередачу (если это. Конечно, хорошая телепередача), потому что иногда матчи по футболу и хоккею в последнее время становятся более благочестивыми, чем другие телепроекты, которые мы можем видеть на телеэкране. Одним словом, любовь – это всегда жертва. Будем этой жертвенной любви искать, будем ей учиться, в том числе и наипаче у святого праведного Иосифа Обручника, который да поможет всем нам в этом благом деле. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей