Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

25 Ноябрь 2019

24 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Божественную Литургию в Петро-Павловском соборе совершил настоятель протоиерей Александр Якушечкин в сослужении клириков храма.

По окончании богослужения протоиерей Александр обратился к верующим со словами проповеди на притчу о милосердном самарянине.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры! Сегодня на Божественной Литургии мы слушали с вами Евангелие от Луки о добром самарянине.

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

К Христу подходит человек, который знает Закон Божий, который, более того, сам других этому закону поучает. И, тем не менее, мы с вами слышим в Евангелии неспроста, что он не просто задает вопрос, он пытается искусить Господа. То есть в этом самом вопросе уже есть определенная доля неправды: не для того, чтобы действительно спастись, а для того, чтобы искусить Господа, задает законник этот вопрос. Что же отвечает ему Христос?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Т.е., прочитал первую заповедь Божью.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 

Казалось бы, на этом можно было и закончить этот разговор. Был задан вопрос, был получен на этот вопрос ответ, ответ правильный: вот делай так, и довольно с тебя будет. Но этот же законник желал искусить Господа, поэтому он желает оправдать себя, т.е. вот тот искус, с которым он уже подошел ко Христу, он желает оправдать себя. Точно так же поступаем и мы, когда совершаем, казалось бы, механически (как нам кажется – механически), иногда нам кажется, что мы делаем что-то неправильно, что-то не так, казалось бы – ты ошибся, оступился, совершил грех, обидел кого-то, не то слово сказал, не так посмотрел… Ну, отойди в сторону, поблагодари Бога, что Он дал тебе возможность каяться, извиниться, если что не так сказал, попросить прощения… Одним словом, на самом деле, положа руку на сердце, сделай то, что нужно сделать в данной ситуации. Но очень часто самое простое, что должны мы сделать, например – как просто попросить прощения, а сколько моральных сил нужно приложить нам бывает порой для того, чтобы заставить себя попросить прощения у того человека, перед которым мы виноваты. И это действительно бывает очень непросто. И вот тогда, когда нам не хочется этого делать, мы начинаем оправдывать себя. Мы начинаем заниматься самооправданием. Мы берем, а на самом деле это очень большой грех самооправдания, потому что судить человека может кто угодно, только не он сам. Самый главный Судья – это Господь Бог. Вот когда мы начинаем оправдываться, когда мы начинаем оправдывать себя, не обязательно стоя на трибуне и громогласно, это может быть самооправдание по-тихому, как бы в своих мыслях, сам о себе просто подумал. Ведь грех можно совершить не обязательно залезая на высокую башню или попадая в эфир Первого телеканала, чтобы слышали все, в какую-нибудь глупую телепередачу. Можно грех совершить с таким же успехом, с таким же коэффициентом грешности, если так вот грех измерять математически, можно совершить и у себя в мыслях. Не обязательно для этого убывать кого-то, можно и мысленно совершить, и действительно, для твоей души, для твоего спасения это будет очень великая утрата. Вот почему мы должны ловить себя, быть бдительными: «блюдите убо, како опасно ходите», говорит нам апостол, даже в своих мыслях, когда мы пытаемся оправдать себя, следуя «примеру» этого законника.

Итак, продолжим чтение Евангелия.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
- А кто мой ближний?
Действительно, кто же мой ближний? Очень часто под словом «ближний» подразумеваются близкие люди, родственники, те, кто находится рядом с нами, те, кто близок нам и географически, близок по духу. Действительно, а кто же этот ближний? И вот Христос показывает сегодня всем нам, кто на самом деле ближний.

На это Иисус Назорей рассказал ему притчу:
- Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Нужно сказать, что дорога из Иерусалима в Иерихон и сегодня является небезопасной. Когда паломники вспоминают наше паломническое путешествие по Святой Земле, двигаясь к горе Синай, то обязательно а автобус садится вооруженный человек, представитель вооруженных сил, у него наготове автомат, потому что сейчас этот путь, который лежит по пустыне, он не является таким безопасным, там могут произойти всякие неприятности для путешественников и паломников. То ли дело, две тысячи лет назад, когда было еще более страшней! А может быть, сейчас более страшней – тогда, две тысячи лет назад, люди еще не имели Евангелия, Нового Завета. Они не знали, как жить, как правильно поступать. Иное дело мы, которые все знаем, которые знают, что будет распят Христос, Он потом воскреснет, что это Евангелие Его ученики-апостолы разнесут по всему миру, что будет Господом основана Церковь – то особое место, где врата ада не одолеют ее. Казалось бы, наверное, действительно, большая ответственность с нас, тех людей, которые знают, в то же время ничего или очень мало делают для того, чтобы спасать свою душу и идти по дороге спасения. Поэтому тут как сказать, когда мы говорим: когда ты осудишься, чем ты осудишься – своими словами, своей жизнью, своими делами.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Казалось бы: кто-то, а священник должен был остановиться и помочь

Также и левит,

(это особые люди, которые помогали ветхозаветным священникам в совершении богослужений, в преподавании Закона Божьего, одним словом, тоже не посторонние Божьему Закону люди)

быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

с самарянами иудеи даже не разговаривали, они настолько враждовали между собой. Самаряне были люди, которые почитали Бога, но не отказывались и от языческих богов; они оспаривали место строительства храма не только в Иерусалиме, но и у себя в Самарии. В общем, по мнению евреев, они жили совсем неправильно, делали очень много ошибок в духовной жизни и настолько они были чужды иудеям, что иудеи даже с самарянами не разговаривали. Поэтому очень удивило самарянку, когда у колодца Христос говорил с ней о воде, о том, какую воду, воду жизни, может он дать ей. Так вот, представитель этого самарянского народа, увидев этого несчастного человека, сжалился

и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Законник, обучающий детей народа своего в синагоге, ответил:

- Оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему:
- Иди, и ты поступай так же, и попадёшь в Царство небесное и наследуешь жизнь вечную.

Вот ответ, который получает каждый из нас, что нужно делать, для того, чтобы спастись. Ответ есть в Евангелии: иди и делай так же. Сотвори милость ближнему своему, иди, делай то дело любви, которое тебе благословил Господь. Каждому христианину Господь дает возможность покаяться, помолиться и совершить воистину то дело веры, без которого наша вера мертва. А мертва вера без дел. Поэтому будем, дорогие братья и сестры, не будем уподобляться законнику, который то искусить хочет Христа, то пытается оправдать себя. Будем стараться поступать так, как поступал этот добрый самарянин, который на деле остановился, который проявил милость своего сердца. Слово «милосердие» - мы очень часто его используем, а не задумываемся о том, что в нем и слово «милость» есть и в то же время и сердце, сердечность. Это дело, на которое сердце нас наталкивает проявить милость о другом человеке. И эта милость должна быть в нашей жизни. И она на самом деле нужна даже не тому, которого мы ходим облагодетельствовать. Эта милость сердца, эта доброта, эта Божья любовь нужна, прежде всего, нам. Когда ты отдаешь, когда даришь, ты делаешь радость не только тому, кто примет твой дар, ты делаешь великую милость, великую радость для своего сердца. Будем так жить и просить у Господа сил духовных и телесных, чтобы Господь помог нам идти по этому спасительному пути. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей