Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Богослужения на праздник Покрова Божией Матери
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения на праздник Покрова Божией Матери

15 Октябрь 2019

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения, посвященные празднику Покрова Божией Матери. Вечером 13 октября клириками собора было совершено всенощное бдение.

Утром 14 октября была совершена Божественная литургия, служение которой возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Василия Корнуты, протоиерея Игоря Рогатенюка, иерея Андрея Халюты, протодиакона Алексея Мандрыки и диакона Михаила Форкавца. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Александр Якушечкин. После отпуста литургии был совершен чин славления.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Праздник сегодняшний Покрова Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых на Святой Руси, хотя этот праздник не входит в число двунадесятых, т.е. 12-ти после Святой Пасхи. Он является великим праздником. Этого праздника долгое время не было у нас, т.к. собственно события этого дня произошли не на Руси, а они произошли в Византийской империи, населявшейся греческим народом. И в самой Греции этого праздника буквально до недавнего времени вообще не было, т.е. о нем на многие столетия забыли. Но на Руси этот праздник пользуется особой любовью, но не потому, что в этот праздник, как нам сегодня по телевизору скажут безграмотные журналисты (а, может быть, грамотные что-то другое скажут – послушаем), что заканчиваются сельскохозяйственные работы, начинается время свадеб и т.д. и т.п. Если сильно захотеть, свадьбы можно было приурочить и к другому дню, и сельхозработы здесь ни при чем. Дело в Покрове Пресвятой Богородицы. В 910 году, когда Константинополь был окружен врагами-язычниками, которые подступили на кораблях к городу, злые, жестокие, которые не знали пощады, не давали пощады никому, которые не имели Единого Бога в своем сердце, жестокие убийцы окружили город. И силы были неравны, и горожане понимали, что неминуема гибель. И вот что делает народ, что делают люди, когда их ждут тяжелые испытания и, может быть, верная гибель? Мы знаем разные ситуации, как ведут себя люди по-разному в такие моменты. Кто-то впадает в панику, у кого-то начинается депрессия, кто-то впадает, наоборот, во все грехи тяжкие… А кто-то молится. Вот такими были жители Константинополя-Царьграда, которые в этот день собрались в храме на молитву. Собрались все – и стар, и млад, и нищий, и богатый, и тот, над кем смеялись в городе за его странности и чудачества, и император – все были в одном храме. Собрались они во Влахернском храме, который находился на северо-западе Царьграда. Почему там собрались? Потому что там хранились величайшие святыни – частица одеяния Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И возле этих святынь они собрались, уповая в молитве. Не просто на Божественную литургию пришли, а пребывали на настоящем всенощном бдении. Мы когда приходим на всенощное бдение, не понимаем, почему оно так называется. А человек, который не ходит в церковь, думает, что всенощная – это когда ночная служба пасхальная. Правильно, кстати, неверующие, не ходящие в храм, думают, потому что именно так и было в древней Церкви. Всенощное бдение – то есть всю ночь люди стояли, молились, потом завершалась эта молитва литургией, собственно говоря, так, как сейчас во многих храмах Святой горы Афон совершается служба. И вот все собрались на молитву, и примерно в три часа ночи в этом храме одному человеку, блаженному Христа ради юродивому Андрею, было видение. Кто был такой Андрей? Христа ради юродивый. Юрод – от слова «урод», т.е. непохожий на других людей, странный человек. И действительно, Андрей было очень странным. Андрей был, кстати говоря, славянин по национальности, он был раб. Византийцы тоже воевали и тоже брали в плен рабов, и был у них – о ужас! – рабовладельческий строй. И вот этот человек стал рабом у царедворца. Но царедворец так проникся сердцем к этому человеку, к этому ребенку, что сделал его своим приемным сыном. И воспитывал его как истинно своего приемного сына, обучал его грамоте, он жил в достатке, он получил хорошую должность при дворе императора. Но однажды его увидели, как он разрывает на себе эти все дорогие одежды, как он всех обличает, кто достоин критики, в общем, ведет себя неразумно. Кто же будет правду в глаза говорить знатному и богатому вельможе? И люди подумали, что с ним что-то не так. Его отец приемный, этот царедворец, пытался его образумить, но когда видел, что ничего не получается, отпустил этого Андрея восвояси: живи как хочешь, живи, как знаешь. И блаженный Андрей, Христа ради юродивый, а он были именно Христа ради юродивый, Андреем он стал после крещения, стал нести этот подвиг юродства. Многие думали, что он психически болен, ведет себя неадекватно. Но если присмотреться внимательно к его поведению, то все там было адекватно. Он не просто обличал младенца, который греха не имеет, он обличал тех, кто грешен. Он стал немым, а то и велегласным укором для всех, кто живет неправедно, для всех, кто грешит, для всех, кто не имеет в сердце своем любви к другим, к ближним своим. И вот этот Христа ради юродивый Андрей имел и ученика Епифания, который здесь же находился, в этом храме, вместе с ним. И в третьем часу ночи Андрей возвел свои очи горе и увидел там, в небесах, под самым куполом храма, Пресвятую Богородицу, Которая в окружении святых угодников Божиих, в окружении ангелов, молилась. Молилась, стоя на коленях, коленопреклоненно молилась за всех тех, кто здесь собрался. А затем Она сняла Свой пречистый покров, т.е. ту ткань, которая покрывала Ее пречистую главу, а этот покров блистал как молния, и распростерла его над собравшимися в храме, простирая таким образом Свою защиту и помощь для молящихся Ей. И Андрея спрашивает у Епифания: «Видишь ли ты?» И он отвечает: «Вижу, учитель, вижу и ужасаюсь». Почему ужасался Епифаний? Что здесь страшного – видеть Божью Матерь? Какая радость – подумают многие из нас. Но Епифаний ужасался этому видению, как ужасаются многие праведники, которые сподобляются подобного чуда, потому что эти праведные люди осознают свое ничтожное недостоинство, чтобы сподобиться видению Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих, ангелов. Как часто некоторые приходят и говорят: «Батюшка, ко мне ангел во сне приходил». Или еще кто-либо, не буду говорить. Есть замечательные слова в молитве Господней, молитве, которую мы называем «Отче наш»: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Кто я такой, чтобы Богородица являлась ко мне со Своими угодниками, с ангелами Божьими? Кто я, согрешивший немало и продолжающий эту грехоподобную жизнь, неужели я сподоблюсь этого? Каждый человек, который объективно смотрит, взирает на себя, понимает, что он есть на самом деле в очах Божиих. Потому что после Бога лучше всех знает нас на земле наша душа, знаем мы сами. Лучше всех, кто живет на земле, лучше всех своих родственников, родных и близких. Мы – самые знакомые себе люди, и лучше всех знаем о своих и явных, и неявных грехах. И вот Епифаний говорит: «Вижу и ужасаюсь». Но Матерь Божья простерла Свой покров. И свершилось чудо: эти корабли злых язычников вдруг ни с того ни с сего развернулись и ушли. Ничего явного для этого не было, что произошло – непонятно сердцу неверующему, как непонятно сердцу неверующему и неграмотному в истории своего Богоспасаемого отечества, что, может быть, тоже подобно греху, кто были эти коварные язычники. Очень часто в детских книжках мы можем прочитать, что это были сарацины. Но многие историки, в том числе крупнейший историк Церкви Карташов из прошлого столетия, из той Русской Церкви, говорит, что нет, это были наши братья-славяне, это были русичи, это были русские язычники, которые еще не приняли Христа, которые, водимые великими князьями-полководцами Аскольдом и Диром, устрашали весь мир, в том числе и православный. Устрашали своей жестокостью, устрашали своей кровожадностью, потому что сердце их не имело Христа. И мы сразу вспоминаем темные страницы нашего отечества, вспоминаем слова нашего замечательного классика о бунте русском, жестоком и беспощадном, и вспоминаем самые страшные страницы, как только наш народ терял Христа, мы убивали и распинали друг друга, своих детей, своих отцов и матерей, и в конце концов сами себя. Страшный народ русский без Бога. Об этом говорил Достоевский: «Без Бога русский народ – ничтожество, он зверь». Святой князь Владимир, который крестился, потом, спустя почти 70 лет после этого события в Константинополе, говорил о себе: «Был зверем, а стал человеком». Вот об этом, дорогие братья и сестры, мы должны помнить. И, наверное, в этом заключается еще и загадка – а почему этот праздник так почитаем особо на Святой Руси? Потому что мы знаем, что Аскольд и Дир после этого чудесного явления Божьей Матери принимают крещение, они просят византийского императора, чтобы он прислал миссионеров-проповедников в Киев, и они первые из князей приняли крещение. Они не были, к сожалению, крестителями Руси, потому что они других не крестили. Их подвигу не последовала Русь, но они были первыми князьями, и вот это первое крещение Аскольда и Дира так и называется – Аскольдово крещение в русской истории. Вот что мы должны вынести отсюда? Прежде всего – если крещение преобразует жизнь человека, и может и должно ее преобразовать, то какова же наша жизнь? Насколько мы преображаем ее? Второе: если Матерь Божья молилась на коленях и просила Своего Единородного Сына о даровании жизни и победы жителям Византийской империи, если Сама Матерь Божья со святыми молится, то как должны мы молиться о своих грехах, о своей стране, о своем народе, о своих семьях, родных и близких? Ну, и третье: мы должны не забывать, что этот покров Пречистой Богородицы простирается не только в том далеком столетии десятом, но простирается и по сей день над каждым из нас. Особый покров имеет русская земля православная, которая доказала на протяжении более чем тысячелетней своей православной истории, истории крещеного государства, что покуда наш народ пребывает в вере, покуда наш народ пребывает в храме, в молитве, даже не только физически пребывает в храме – сколько в сталинские годы было разрушено, но сколько людей молилось, сколько людей, осеняя себя крестом, шли в атаку. Мне много приходилось беседовать по роду своей деятельности как историку с людьми, которые воевали на фронте, и очень часто мы слышим сказку о том, что люди выбегали из окопов на верную гибель с криком: «За Родину, за Сталина!» За Родину выбегали, а вот за Сталина – я ни разу не слышал, только в газетах читал, которые забыли это страшное сталинское время, когда убивались, расстреливались и взрывались храмы и священники, прихожане, просто неверующие даже люди. Вот шли очень часто за Родину, очень часто осеняли себя крестом, будучи крещеными, потому что большинство из этих солдат погибших были уже крещенные, они были крещены, многим из них мамы давали крестики, зашивали иконки в шинели… Вот покуда будем жить со Христом, до тех пор и будем жить. Жить, двигаясь по пути спасения. И пусть на этом тяжелом пути – путь спасения нелегкий, над нами не просто пусть будет покров, он есть над нами, чтобы мы об этом не забывали, чтоб Матерь Божия, за всех за нас Ходатаица, Царица неба и земли, простирает Свой покров над нашим отечеством, как и над всяким верующим в Господа человечеством. Пресвятая Богородица, спаси нас!

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей