Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Богослужения в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
07 Октябрь 2019
В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 5 октября клириками собора было совершено всенощное бдение.
Утром 6 октября были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил иерей Андрей Халюта в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании литургии был совершен водосвятный молебен. Служение второй литургии возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерей Игоря Рогатенюка и протодиакона Алексея Мандрыки. Проповедь по запричастном стихе произнес протоирей Александр Якушечкин.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Евангелие воскресного дня – о чудесной ловле рыб. Людей, которые привыкли мыслить по земному, т.е. всех нас, потому что как мы ни стараемся надеть на себя платочек православной христианки или бороду благочестия, мы остаемся, к сожалению, по большей части земными, материальными людьми, и слыша – не слышим, и живем не так, как услышали. Так вот, сегодняшнее Евангелие человека земного способно поставить в недоумение. Все это Евангелие прекрасно помнят – о чудесном лове рыб, как бедные апостолы-рыбаки ловили-ловили и ничего не выловили. А пришел Господь, благословил закинуть сети, и стролько выловили рыбы, что даже сети порвались. И что даже попросили они вторую лодку (там две лодки было), и вторая лодка приплыла, доверху ее наполнили так, что лодки тонуть начали, только на этом успокоились. И вот это Евангелие способно земного человека поставить в недоумение: как же так – наловили две лодки, сети тоже дорого стоили, и вот все они взяли и бросили, и рыбу эту – берите кому надо, и сети кто хочет, забирайте, и взяли и ушли. Вот если бы они просто ушли, было бы непонятно. Но они ушли за Христом. Они всё оставили и пошли за Ним. Какие замечательные добрые верующие люди, скажем мы. А нам-то что до этого? Мы не рыбаки, и сетей вроде у нас нет, да и в апостолы мы совсем не годимся. Что ж нам взять из этого? Не бросим мы вот так все свое земное попечение и не пойдем, куда глаза глядят, вслед за Христом. В общем, много недоуменных вопросов может вызвать это Евангелие в нашей голове. А давайте поразмыслим над ним еще раз. Глава 5 Евангелия от Луки:
Однажды, когда народ теснился к Нему (т.е. ко Христу), чтобы слышать Слово Божие, Он стоял у озера Генисаретского.
Сразу отвлечемся. Народ теснился, представляя собой сотни, тысячи людей, и вспоминаем сразу, что очень немного времени пройдет, когда от этих тысяч людей не останется никого, кроме Богородицы, жен мироносиц и Иоанна Богослова, которые соберутся у Креста. А вот эти сотни и тысячи будут еще хуже кричать: «Распни, распни Его!» Вот она, земная слава. Вот она, почесть человеческая, вот они, наши дипломы и грамоты, которые на земле нам выдают. Вот цена их, цена Крови Христовой. Мы еще вернемся к этой земной славе.
Стоял Он у озера Генисаретского.
На самом деле Генисаретское озеро, или езе его называют Тивериадское море, когда к нему подходишь в обычный день, если кого-то Господь сподобит побывать на Святой Земле, в общем, не такое уж и большое оно, совсем небольшое по сравнению с большими озерами, например, с озером Байкал, и спокойное оно, и становится непонятно, как это так это спокойное озеро, на берегу которого расположено сегодня много всяких кафешек, ресторанчиков, где обязательным блюдом будет рыба Святого Петра, которую вылавливают в этом озере, что ж тут такого необычного? Когда это озеро разбушуется, то волны на нем достигают поистине действительно размеров картины Айвазовского «Девятый вал». Это озеро-море бывает не совсем простое, в общем-то, как и жизнь человеческая. Недаром именуют ее «бурное море житейское» - где-то тишь да гладь, и дай Бог, чтобы Божья благодать, а когда заштормит, когда мы встречаем искушения или испытания, вот тут мы и разворачиваемся во все тяжкие, к сожалению, не добродетели. Но жизнь, которую нужно перейти, и перейти достойно, подается нам каждой строкой Святого Евангелия. Вот представим себе, что эти тысячи людей шли-шли за Господом и однажды дошли до того, что Господь понял, что дальше вода. И тогда Он что делает?
И увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
Корабль, как мы все знаем, когда изучали эту притчу в духовной своей юности и детстве, корабль этот есть храм, храм, еще не познавший Христа, храм ветхозаветный. Апостол, еще не познавший Христа, это ветхозаветный учитель. Всю ночь трудились, и пусто… Сеть, мрежа – это Евангелие, а рыба – это души человеческие. И тщетно трудились апостолы, тщетно трудились уже к моменту явления на землю Христа, тщетно было уже только опираться на Ветхий Завет, хотя там было очень много мудрых правил, мудрых законов, да что там мудрых – Божьих законов, которые Моисей получил на горе Синай. И люди старались эти законы, Божьи заповеди выполнять. Но этого уже мало. Нужно сделать шаг вперед, нужно пойти дальше. Мы очень часто остаемся на уровне Ветхого Завета. Мы очень часто остаемся на уровне предписаний внешних, что делали, в общем-то, и книжники, и фарисеи, и многие другие люди. Да и Сам Христос пришел не нарушить ветхий закон, Закон Божий, но исполнить его, то есть привнести в него то, что мы именуем Новозаветной Церковью – Евангелие, христианство. Очень часто в нашей жизни нам не хватает Христа, т.е. того, что Он привнес, то, что Он насадил дальше на этих корнях, на этих ветвях Ветхого Завета. Мы внешне стараемся, мы внешне исполняем, мы знаем, где и когда какой пост, что нужно делать, как нужно молиться, что ребенка нужно привести в храм… А придя домой – куда это все девается? Перебираем с любовью дипломы и грамоты своего ребенка, да еще и учим его – какой ты умный да разумный, да еще и обсуждаем, осуждаем соседей, одноклассников, учителей (к вопросу о Дне учителя, недавно был), учим ребенка следить за учителями. Некоторые даже из наших прихожан додумались до того, чтоб научить свою маленького ребеночка записывать, что говорит учительница на уроке. Зачем? Кого мы ходим воспитать из этого ребенка? Даже если учительница что-то творит там беззаконное и неправильное, даже если творит уголовно наказуемое. Для этого есть другие способы. Для этого есть суд, прокуратура, милиция, полиция. Что мы делаем со своими внуками и детьми? Что мы делаем с собой? И зачем мы вообще сюда приходим, в этот храм Божий? Таких историй можно множество рассказать, и потом не удивительно, какие дети вырастают, как они издеваются друг над другом, либо над своими родителями уже престарелыми. Об этом можно долго говорить, но давайте вернемся к Святому Евангелию.
И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Апостол понимает, Кто с ним, понимает свою греховность, и поминает свое недостоинство быть хотя бы рядом, в одной лодке с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Часто ли мы вспоминаем об этом, когда мы бываем в Божьем храме? Когда мы пытаемся молиться, путавемся приступать к Таинствам церковным. Часто ли мы вспоминаем о своей греховности? Не о своих обидах, а о своем недостоинстве и любви Божией. Несмотря на это недостоинство и греховность нашу, Господь не отвергает, Он приемлет нас, Он любит нас как действительно воистину любящий Отец.
Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Апостолы оставляют всё, что они поймали, апостолы оставляют всё своё снаряжение и уходят вслед за Христом. Вот этот прекрасный пример – ответ на тот вопрос как достичь благополучия в жизни земной. Благополучия не только материального, но, прежде всего, благополучия духовного. Нужно заплыть дальше, на глубину, т.е. на глубину евангельских заповедей, на глубину тех заповедей, которых дал нам Христос, и закинуть этот невод. И жить так, как заповедовал нам Христос. Жить не внешне, не елейно «благополучно духовно», а жить по образу Христа, т.е. смотреть в самую сердцевину того учения которое Он принес всем нам. А что это значит? Как рассмотреть? Купить микроскоп, увеличительное стекло? Кому-то, может быть, и микроскоп с увеличительным стеклом понадобится. Так вот, дорогие братья и сестры, мы должны не уподобляться ветхозаветным рыбакам, мы должны бросить свой невод на глубину, т.е. на глубину евангельского учения, которое, на первый взгляд, бывает трудно достижимым, но недосягаемым никогда. Потому что это тот верный компас, по которому мы должны жить в своей жизни. И не просто жить, а еще и своих детей, еще и своих внуков учить этому. Учить не словами, хотя хорошо, конечно, и хорошие слова им говорить, но учить прежде всего своим примером, своим назиданием, и тогда эта жизнь будет нам не осуждение, потому что в осуждение может быть даже посещение храма Божьего, и молитва, и слушание проповеди. То есть, как в осуждение? Что ж тут плохого, спросите вы? А вот то, что ты пришел, услышал, в одно ухо влетело, как говорила учительница в школе, а из другого вылетело. Это хорошо, если из другого, а чаще бывает в нашей жизни наоборот: влетело и из этого же вылетело, т.е. даже внутрь не зашло. Вот это и есть постоянная наша борьба. Не классовая борьба, как говорили раньше: вся жизнь есть борьба – подразумевали, что борьба классовая. И правильно говорили. Вся жизнь есть борьба, только не классовая, а борьба с грехом. Вот с этим грехом в своей жизни будем бороться, так, как хороший дачник вырывает с грядки сорняки, так, как хороший виноградарь своего виноградника обрезает засохшие ветви и кладет их в огонь. Пусть этот огонь будет нашим огнем очищения во имя нашего спасения. Аминь.
Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина
назад к списку новостей