Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

01 Октябрь 2019

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения, посвященные празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Вечером 26 сентября клириками собора было совершено всенощное бдение. На утрени во время пения великого славословия из алтаря на центр храма был вынесен украшенный цветами Крест и был совершен чин воздвижения.

Утром 27 сентября была совершена Божественная литургия, служение которой возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Игоря Рогатенюка, протодиакона Алексея Мандрыки и диакона Михаила Форкавца.

Проповедь после пения запричастного стиха произнес протоиерей Александр Якушечкин. После отпуста литургии был совершен чин славления.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня Святая Православная Церковь празднует день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Когда святой равноапостольный император Константин, отправляясь на сражение, накануне важнейшей битвы увидел на небе крест, и не просто крест, а еще и написано было «Сим победиши», то есть – этим победишь, это стало решающим основанием не только для военных действия для его победы, но для того, чтобы вера святая укрепилась в сердце этого человека, который сделал христианство свободной религией. Если раньше первохристиан притесняли, кидали на арену Колизея на растерзание львам, распинали на крестах, на столбах и потом поджигали, и мимо этих страшных светильников ходили, распивая всякие напитки и увеселения проводя, невзирая на то, что рядом корчатся и кричат страшной смертью погибаемые люди, в мучениях и страданиях… Так вот, всему этому святой Константин положил конец. И наступила эра, которая сделала христиан6ство верой свободной, верой не притесняемой. Здесь, конечно, начались многие другие искушения, потому что когда за веру нужно было пострадать, тогда верующих было как бы не так много. Но как только двери храмов открываются, и все идут туда, и непонятно, кто во что верует, кто зачем пришел, и для чего – самое главное. Ну, так же, как и в наши годы, когда открыты вроде бы двери храмов, полно молящихся, но непонятно, кому они молятся, о чем они молятся, что они просят, не перепутали ли они дверь с табличкой. Может, набо было бы пойти к психотерапевту или психологу-аналитику, или в больницу, или в аптеку: «Господи, левая нога болит, помоги, чтобы левая нога не болела». Все, больше у меня нет никаких грехов, говорит иной человек на исповеди, - вот соседка пришла, обругала меня ни за что ни про что. И полчаса рассказывает про соседку. А не про то рассказывает, что пришла соседка, а он тебе: «Спаси Господи, радость моя!» Не сказал. Ушла соседка, встал к иконочке, перекрестился: «Господи, благослови и помоги этой несчастной женщине, которая, может быть, злая потому, что у нее там муж плохой, злой, дерется, пьет, а может быть, и нету мужа, и тяжело ей троих детей воспитывать, и духовно, и материально». Нет, мы помним, что соседка нас обругала, что-то не то сделала и так далее. Вот об этом мы печемся. И пы печемся более о своих внутренних душевных раздираемых проблемах, раздирающих нашу душу проблемах, чем должны заботиться о самом главном – о спасении, о своих грехах, которых у нас не счесть. Мы еще и не видим большую часть из них – вот в чем беда. Мы согрешаем, и не замечаем этого. Вот об этом мы должны просить Господа – о прощении грехов, когда приступаем к таинству исповеди, просить Господа, чтобы мы были настоящими христианами, то есть несли свой крест. Святая равноапостольная Елена, мать Константина святого, благочестивая христианка, стала задаваться вопросом: где же найти эту святыню, ведь Господа распяли на Кресте, и это страшное орудие смерти доселе было презираемым, а теперь то орудие, на котором распяли Христа, есть величайшая святыня. Вот она отправляется на Святую Землю, в Иерусалим. Кстати, сегодняшний праздник – Воздвижение Креста Господня, вполне можно считать днем рождения такой науки как археология, потому что первые раскопки, наверное, в истории человечества провела эта святая женщина, Елена. Она наняла людей, которые стали искать, спрашивать вначале, где же эта гора Голгофа. Дело в том, что язычники старались настолько искоренить в сознании людей память о Христе и Его страданиях, что даже сравняли это место, потому что на этом месте было языческое капище, его засыпали землей и т.д. В общем, потребовались настоящие археологические раскопки, которые провела святая Елена. И предание рассказывает о том, что когда рабочие копали, она стояла на верху шурфа и бросала им вниз монетки, чтобы они быстрей раскапывали. И обнаружили эти три креста, а действительно, мы помним, что с Господом были распяты еще два человека, два разбойника. Одним из них был благоразумный, другой – нет. Тот, который был неблагоразумный, поносил Христа всячески, а благоразумный, осознавая свою греховность и осознавая волей Божьей, Кто рядом с ним, претерпевая страдания, говорил: «Господи, помяни меня, когда приидеши во царствии Своем». Вот эти слова мы всегда во время Великого Поста поем и вспоминаем этого человека, который уверовал, наверное, в последний миг своей жизни, в последний день. То есть, наверное, он был каким-то правонарушителем, не самым примерным человеком, но у каждого есть последний миг и каждый человек может прийти ко Христу. Значит, нет разбойников, нет падших людей. То есть, есть люди, которые падают, но мы не должны ставить на этих людях крест. О, как хорошо, если бы на них действительно крест Христов ставили! А мы не крест ставим, мы вычеркиваем, мы перечеркиваем этих людей из жизни, а воля Божья в том и состоит, чтобы каждого привести ко спасению, насколько открыто сердце этого человека Господу. И Господь отвечает ему, как мы помним: «Сегодня же будешь в доме Отца Моего Небесного». И вот эту великую святыню искала святая равноапостольная царица Елена. И обрели они остатки трех крестов. Титла, т.е. табличка «Иисус Христос Царь Назорейский» была в стороне, валялась, и как узнать, кому, какому кресту принадлежит эта табличка, где было обозначено орудие распятия, то место, где был распят Господь наш и Спаситель Иисус Христос, тот Крест, на котором Он был распят? И проходившая мимо похоронная процессия помогла. Покойника к каждому кресту прикладывали, и когда приложили к кресту одному из ьрех, усопший воскрес, и всем было ясно, что это и есть та искомая святыня. И тогда Патриарх, а людям уже стало об этом известно, что наши великую святыню, на котором распяли Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и тогда Патриарх, поскольку было очень много людей приходило, на возвышенности поднял этот Крест и благословил этим Крестом всех собравшихся на все четыре стороны. В прообраз этого в кафедральных соборах архиереи, либо в их отсутствии настоятели храмов, совершают чин Воздвижения Креста Господня, вчера мы это тоже с вами имели милость Божию такую присутствовать на таком богослужении. И вот когда Патриарх воздвиг этот крест, этот праздник и есть Воздвижение Креста Господня. Вот в чем историческая канва события сегодняшнего дня. Но история в том и состоит, что она должна чему-нибудь научить человека. Что для нас, в нашей жизни, этот день? Что для нас в нашей жизни наш крест? У каждого свой крест. Крест – это наше спасение, это символ нашей веры. Крест – это жертвенник, на который взошел Господь Иисус Христос, взошел добровольно, подчеркиваю – добровольно, осознавая, что Его ожидает. Вот и каждый из нас должен брать себе за пример этот великий образ. Мы знаем, в чем наш крест. Конечно, знаем. У кого-то больная мать, у кого-то больной муж, у кого-то нет родителей, кто-то воспитывает сам детей и должен тоже понять, в чем он ошибся, почему он сам остался, как он выбирал, на основании каких критериев, по каким показателям он выбирал себе супруга или супругу и что в результате этого произошло. Просто так ничего не бывает. Жизнь очень логичная штука, к сожалению. Как аукнется, так и откликнется. Выбираешь мужа на дискотеке, получай его себе в отсутствии на старости жизни или ищи там же его, уже с другими. Ну, и так далее. Но дети остались, их нужно воспитывать, их нужно растить, их нужно кормить. Это можно перечислять бесконечно, и заболевания вспомнить – тут не хватит никакого фельдшерского справочника, чтобы сказать у кого какое послушание перед Богом. Будем помнить, что все наши скорби, все наши болезни, хорошая поговорка была у русского народа: «Господь посетил меня болезнью», или «Господь посетил меня скорбями». Это не просто так – Бог пришел – и на тебе. Господь посетил тебя, это великая милость Божья. Господь дает тебе возможность путем перенесения этих испытаний принести Ему жертву, исправиться самому, стать лучше, стать чище, проявить в своем сердце любовь, и этой любовью согреть тех, кто находится рядом с тобой. Не себя согреть любовью. Мы, наверное, если говорить о любви к себе, самая горячая доменная печь, которая только может быть на свете, которая все переплавит, всех переплавит в пух и прах от любви к себе. А вот очень важно согреть любовью того, кто находится рядом с тобой. Родные люди, это, чужие – а чужих не бывает, все мы во Христе едины, все сотворены по образу и подобию Божию. Кто есть ближний мой? Помните притчу Господню – тот, кто сотворил тебе милость, это есть ближний твой человек. А ты для него тоже ближний, потому что ты для него должен сотворить. То есть, ты не должен ждать, когда тебе в троллейбусе милость сотворят, уступят место. Сделай ты это – и это будет твой близкий человек, и возымей к нему ту Божью любовь, о которой ты всегда молишь по отношению к себе у Господа. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей