
Новости
- Богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
- 07 Апрель 2025
- Богослужения в Неделю Крестопоклонную
- 23 Март 2025
Объявления
- Духовно-просветительский центр Петропавловского собора г. Симферополя приглашает!
- 14 Апрель 2025
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
Богослужения на праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня
14 Август 2019
В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения, посвященные празднику Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и памяти мучеников Маккавейских.
Вечером 13 августа клириками собора была совершена вечерня и славословная утреня с выносом Креста.
Утром 14 августа была совершена Божественная литургия, служение которой возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Василия Корнуты, иерея Андрея Халюты, протодиакона Алексея Мандрыки и диакона Михаила Форкавца. По окончании литургии во дворе храма был совершен водосвятный молебен с молитвой об освящении меда нового урожая.
Проповедь после окончания молебна произнес протоиерей Александр Якушечкин.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня Святая Церковь празднует день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. В IX веке по Рождеству Христову в Константинополе, как и в предыдущие годы, в это время, в конце августа, когда жарко, когда много распространяется всевозможных инфекций, особенно в то время, когда не была так развита медицина, когда не было никаких прививок (это к вопросу о том, когда православные родители спрашивают: «Можно прививать ребенка, или нельзя прививать?» - Учебник надо открывать и учить историю, как Европа иногда больше чем на половину населения исчезала. Что значит – исчезала? Умирала. И в том числе и в Крыму были всевозможные моровые язвы, эпидемии, против которых человечество было бессильно. «Но не можете без Мене творити ничесоже», – сказал Господь. И вот ниши древние предки помнили о том, что есть высшая Божья сила. И вот в Константинополе из императорского дворца выносили великую святыню, которая хранилась в домовом храме императорском, а не так, как у нас в Петро-Павловском соборе в центре храма, и редко кто когда вспомнит про нее. Что это за святыня, которая была там, которую выносили, с крестным ходом обносили по городу, по улицам Константинополя и заносили в храм Святой Софии – величайший храм, который тоже в учебниках истории описан, шестиклассники, изучающие средние века, это хорошо помнят. Храм Святой Софии… Кто ездил торговать в Турцию и обратно торговать в 90-е годы, видели тот храм, который потом сделали мечетью, а теперь сделали музеем. Вот в этот храм Святой Софии заносили эту великую святыню – это частица Животворящего Древа, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Частица Креста Господня, которая сегодня находится в центре храма, и вы можете, призываю всех вас, кто сейчас стоит на молебне, а паки тех, кто стоят за забором храма, которые пришли освятить мед, мак, всякую траву-мураву и не задумывались, чего они пришли в храм, зачем ходить в храм нужно. Вернее, они не задумываются. Они думают, что прийти в храм освятить всякие цветочки – это и есть польза для души и тела. Ничего подобного, и к Христу это не имеет никакого отношения. Да, мы освящаем мед, освящаем воду прежде всего, потому что так делали в Константинополе – служили молебен, и люди верили не в то, что вода их спасет или цветочки-лютики или мед, а спасает Господь. Церковное наименование этого праздника посвящено именно Господу – Изнесение Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня. Называют «Медовый Спас». Спас – от слова Спаситель. Этот праздник посвящен Спасителю, Иисусу Христу. И неправильное это название – Медовый Спас. Ну как можне перевести, если это синоним – Медовый Иисус Христос? Вы представляете себе, что это такое может быть? Медовый Христос, Ореховый Христос. Вот это все потому что мы не задумываемся, для чего мы живем, для чего мы молимся, для чего мы идем в храм. Молиться, трудиться – каждый по-своему идет в храм. А вообще – для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы спасти свою душу. А как спасти свою душу? Съесть килограмм освященного меда? А может, десять килограмм? Да ты хоть тонну его съешь, но ести ты не будешь думать о том, как тебе изменить свою жизнь, как тебе это свое противное «я» спрятать и глубоко-глубоко зарыть вместе со своими грехами, как тебе стяжать смирение, как тебе стяжать покаяние, то никакая вода, даже крещенская, не поможет тебе. Потому что ты будешь как гроб, о котором В Евангелии говорится, снаружи будешь окрашен, так же, как и фарисеи и книжники – все они знали: сколько надо есть меда, выпить воды, когда пойти в церковь, какую молитву прочитать, какую молитву спеть. Весь устав они прекрасно знали. А жили они совсем по-другому. И пребывают они не там, где хочет пребывать каждый – рядом с Господом. Цель и смысл жизни – это соединение с Божеством, с Господом, обОжение, так говорят об этом богословы. А мы говорим – спасение. Вот именно об этом мы должны помнить. Да, более пятидесяти раз упоминается мед в Священном Писании, больше десяти раз упоминаются там пчелы и, безусловно, никто не спорит, что это полезный продукт для здоровья человека. И мы освящаем его, и всякое освященное естество, водное или какое другое, имеет особую благодать, потому что во время освящения читаются особые, сугубые молитвы. Но если мы верим в то, что мед спасет нас от бед и грехов, то это язычество. А если мы вспоминаем, что Господь спасает и Его произволением все освященное на пользу нам преподается, вот тогда мы веруем в Господа. И тогда мы находимся возле пути спасения. Я не сказал, что на пути, потому что можно стоять возле железной дороги и провожать поезда, махая платочком, и так и остаться с этим платочком. Пройдет год, десять, тридцать лет, платочек черный станет, потому что вы долго стояли на перроне, но так и не взойти в этот поезд по пути спасения. А можно взойти в этот поезд. Что значит – взойти на путь спасения? Это значит менять свою жизнь согласно тому, в кого ты веруешь. Если мы веруем во Христа, то мы должны тогда менять свою жизнь, свои мысли, свои ежедневные поступки, свои слова – слово не воробей, вылетит – не поймаешь, и даже слова и мысли, я уже не говорю о делах, мы должны менять в соответствии с тем, что заповедовал нам Господь Иисус Христос. И помнить, что были даже такие святые угодники Божии, память которых мы, например, сегодня чтим – память святых мучеников Маккавеев. Это было семь братьев, и мать их была Соломония, и учитель их был Елеазар, и жили они за несколько столетий до Рождества Христова, т.е. по существу это были ветхозаветные мученики, которые не знали еще, что придет Спаситель. То есть, они знали, что Он придет, но когда Он придет? Что Он скажет? Чему Он научит? Какую Нагорную проповедь Он даст? Они об этом не знали, но они знали, что есть Единый Бог, а не языческие божества, как учил их сирийский император, который завоевал в те годы еврейские земли. Он был эллинист, то есть античник, человек, который не разрешал поклоняться местному завоеванному населению своим богам. Римляне хитрее были, они и своих продвигали языческих божеств, но и разрешали местным поклоняться своему богу, главное – не противься императору и не призывай народ к чему- то другому. А эллинисты заставляли поклоняться только языческим богам. И он в храме, в который ходили Единому Богу поклоняться тогдашние иудеи, установил статую Зевса и заставлял этому идолу приносить жертвы. Каким образом? Были огромные сковороды установлены, где жарилось свиное мясо, которое евреи не вкушали, почитая его нечистым. Вех, кто отказывался, подвергали казни и мучениям, били братья Маккавеем, их мать Соломония и учитель Елеазар. На глазах у матери их страшным образом пытали и мучили, сдирали с них кожу, поджаривали на этих сковородках, полуживых опрашивали: «Ну что, ты будешь поклоняться не своему Богу, а нашим богам, языческим, то есть сатане?» И они один за одним отказывались. Мать же утешала их. Даже самого последнего сына, когда пред ней стали мучить и сказали ей: «Пойди, отговори его», она подошла и уговорила его твердо стоять на своей, правильной вере во Единого Бога. И он также претерпел мученическую кончину, а мать затем, не выдержав этого, отдала тоже Богу душу послу бесчисленных страдания. Вот что такое день памяти мученико Маккавеев, который мы сегодня празднуем. И хотя они не знали Христа, они уже знали, что будет воскресение душ, воскресение мертвых, они верили в иную жизнь, жизнь, которая не завершается по смерти тела, телесного существа, и они так и говорили тому язычнику-императору: «Ты умрешь и не воскреснешь, а мы умрем, и души наши воскреснут». То есть уже в это доновозаветное, дохристианское время уже на земле было предчувствие и осознание того, что проживя свою жизнь, человек не уходит, жизнь продолжается, и жизнь вечная. Поэтому Маккавеи, святые мученики, пусть укрепят и нас, чтобы мы верили не в спасительность меда и мака. Кстати, мак никакого отношения к этому праздник не имеет. Мы освящаем начатки плодов, зелья, т.е. зеленую растительность, в том числе кто-то и мак приносит, но это просто созвучие, которое наши не совсем просвещенные предки восприняли от праздника Маккавеев. Недаром говорят, что русь была крещена, но, к сожалению, не успела быть просвещена. Потому что на нас нападали то монголо-татары, то другие, то третьи, а самое страшное – между собой воевали, друг друга убивали – когда уж там просвещаться, когда брата нужно убить. И собирался князь со своим войском и шел на своего родного брата. И только некоторые из них, такие как первые наши мученики Борис и Глеб князья, ушли от этой кровной мести, за что и сами пострадали от своего сводного брата, которому они не пожелали мстить, но который впоследствии убил их. Но пусть не будет в нашем сердце мести и злопомнения, пусть в нем царит Христова любовь, пусть в нем царит вера. Приносите и воду, приносите и зелья, приносите и мед, но помните, что не мед и не зелья, и не вода спасают нас, а Господь. И мы можем стать на этот путь спасения, если сами совершим дела веры, которых ждет от нас Бог. Каждому из нас Он протягивает Свою десницу, никого Он не отталкивает, ни святых, ни грешников, ни праведников, ни малограмотных, ни только стоящих на пути к воцерковлению. Каждого из нас ждет Господь и каждому желает спасения. Аминь.
Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина
назад к списку новостей