Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Богослужения в день Благовещения Пресвятой Богородицы
08 Апрель 2019
В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения, посвященные Богородичному двунадесятому празднику - Благовещению Пресвятой Богородицы. Вечером 6 апреля клириками собора было совершено всенощное бдение. Утром 7 апреля были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил протоиерей Игорь Рогатенюк в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании ранней литургии во дворе храма был отслужен водосвятный молебен. Служение поздней литургии возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Василия Корнуты, иерея Андрея Халюты и протодиакона Алексея Мандрыки. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Александр Якушечкин. По отпусте литургии был совершен чин славления.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сей день Святая Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Девы Марии – Матери Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Праздник великий, праздник большой и почитаемый. В тяжелые, самые трудные годы гонений на Церковь Христову, даже в те времена, когда люди не очень-то и понимали, что это есть за Благовещение, дошла благочестивая традиция не работать в этот день. Это почиталось великим грехом, за который Господь наказует. Казалось бы: что плохого в труде? Что плохого в том, что кто-то пошел засеять поле или стал вышивать для родных и близких? Дело не в вышивании и дело не в поле, а дело в том, для чего ты живешь. Для того, чтобы вспахать это поле, и потом чтобы тебя там закопали и черви съели, а душа твоя упала в погибель? Ведь ты живешь для того, чтобы спасать свою душу. Никто не хочет идти в погибель, в геенну огненную. Все хотели бы спастись. А как же ты можешь спастись без храма Божьего, без молитвы, без таинств? У кого ты будешь учиться, как жить на земле? Где ты будешь брать тот учебник, по которому решают задачи, по которому, примеры находя, учишься своему спасению? Много чего было неправильно в нашей истории. Очень часто историки совершенно справедливо считают, что Русь была крещена, но не просвещена. Так получилось. Мы крестились в Х веке, а в XIII столетии на несколько веков попали под власть монголо-татарского ига. И храмы в том числе разрушались, и жизнь была тяжелая, и не все к Богу приходили. Потом тоже наступали испытания – казалось бы, никто никого не убивал за веру, патриаршество ликвидировали, потом советские годы гонений… Вот так как-то получалось одно испытание за другим. Но даже в самые тяжелые годы мы отмечали, что день Благовещения – это особый день, когда даже птичка гнезда своего не вьет.
Предыстория этого праздника такова, что в шестой месяц после того, как Захария первосвященник и Елизавета, родственница Пресвятой Девы Марии, эта семья была семьей Божьего Пророка и Крестителя Иоанна, и кстати говоря, Елизавета была уже в престарелом возрасте, когда, казалось бы, детей не может быть, и когда это было предсказано, Захария усомнился в этом и был наказан немотой. Затем, когда родился Иоанн, который будет крестить Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в реках Иордана, когда Елизавета задумала дать ему имя, казалось бы, вразрез с существовавшими традициями хотели назвать его по имени отца Захарией, она решила дать ему имя Иоанн, и это имя подписал и Захария на табличке, потому что он был немым. Бог наказал его немотой за то, что он не поверил ангелу. И когда это произошло, когда Бог увидел деятельное покаяние Захарии, ему Бог дал снова дар речи. Так вот, в шестой месяц после этого архангел Гавриил является Божьей Матери в Назарете и благовествует Ей, т.е., совершает ей благую, добрую весть, что Ей надлежит стать Матерью Спасителя. Святая Православная Церковь, в отличие от католиков, которые не считают, что Благовещение произошло только один раз, это было в городе Назарете, Назарет – это небольшой городок, он и сейчас не очень большой, на склонах горы раскинулся каменным амфитеатром, и в центре этого города есть источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева Мария. В центре этого городка есть колодец – источник, куда Мария спускалась. Когда Она спустилась по ступеням, по шести ступеням, вот тут Она впервые услышала: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Об этом говорится у апостола Луки, что когда Она вернулась домой, Она вновь услышала эти слова, услышала эти слова, когда читала Святое Писание. Она не просто сидела без дела праздно, или проводила его в развлечениях. Не было тогда телевизоров, слава Богу, но развлечения у людей и отдохновение от трудов были какие-то. Вот Она в минуты отдохновения читала Святое Писание, а Предание говорит нам о том, что Она читала пророчество Исаии, и вот в миг, когда говорилось о бесчадии: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Она, конечно, смутилась. Как можно быть воистину смиренным человеком – что это за голос? Что это за Благовещение? Как Ей надлежит исполнить волю Божью? Архангел Гавриил говорит Ей, успокаивает: «Не бойся, Ты обрела благодать от Бога. Родишь Сына и наречешь Его Иисусом, Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего и Царству Его не будет конца». Вот Она задает второй вопрос, потому что мы помним с вами, что Матерь Божья была в очень юном возрасте выдана замуж согласно тем традициям, согласно Божьему произволению Ее мужем стал уже старый Обручник Иосиф, который не хотел вначале, чтобы это было, потому что как же я, старец, вдовец приму юную Деву? Но Бог являет Свою волю, и Матери Божьей через ангела, когда Она спрашивает, как это будет, когда Я мужа Своего не знаю, и архангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». И вот тогда Матерь Божья смиренно отвечает архангелу: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». Так началось освобождение человечества от рабства греха. В тропаре сегодняшнего праздника Церковь Святая воспевает «Днесь спасения нашего главизна», что в переводе на русский означает, что сегодня есть нашего спасения начало, главный день, который положил начало нашему спасению. Как же это понимать? Почему именно сегодняшний день положил начало нашему спасению? Как это вообще можно уразуметь? И вот тут начинается великая тайна для человеческого рода, которому не дано постичь эту тайну сполна – тайну Благовещения, тайну зачатия и тайну Богоявления, Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Как это понять? Так же невозможно, как что есть Троица – Бог Един, но в трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух. Ну как это понять? Однажды Блаженный Августин пытался это уразуметь и делал это, слушая шум моря – он успокаивает человека, возвращает ему спокойствие. Он долго ходил и размышлял у побережья, и тогда явился ему младенец, ангел в лице младенца, и спрашивает: «Что ты думаешь что есть Троица?» и берет ковшик, зачерпывает из моря и проливает в песок, и снова зачерпывает и проливает, а море не уменьшается и жидкость в этой песчаной ямке не увеличивается… Как это понять? Можно ли исчерпать море? Конечно же, невозможно. Вот так невозможно и человеку понять Божью тайну. Но что же делать, если понять нам невозможно, для чего Бог явил нам все это? А вот для того, дорогие братья и сестры, чтобы мы открыли этот задачник, этот учебник и извлекли эти примеры для себя. О тайне Благовещения много говорится у древних святых отцов, говорится трудным языком, непонятным для нас, а человеческий разум, привыкший к разъяснению всего и вся, затрудняется ответить на многие вопросы, понять всем своим сердцем все, что проповедано нам. Требуется от нас не понимание, не напряжение умственное, а требуется любовь к Богу и мера доверия к Нему. Вот тогда через эту веру и через эту любовь приходит понимание того, что же нам нужно делать в жизни.
Самое отрадное, что помимо этих толкований мы имеем с вами еще и исторические источники, которые повествуют о жизни Пресвятой Богородицы. Нам очень интересно было бы знать, какой Она была в жизни. Ведь Она была человеческого рода, и то, как жила Она, значит доступно в жизни человека. Так доступно в жизни женщины, да и не только женщины, любого представителя человеческого рода. И вот, милостью Божией, мы имеет буквально исторические свидетельства тех людей, которые Ее видели, ибо жили в первые века по Рождеству Божьей Матери и оставили нам свои рассказы о Ней. Вот, например, из этих свидетельств, драгоценных свидетельств можно привести свидетельство святителя Игнатия Богоносца о Божьей Матери. Кстати, этот тот самый Игнатий Богоносец – тот самый младенец, которого мы часто видим на иконе, Христос держит на руках, когда, как повествует нам Предание, Христос благословляет детей; помните, когда ученики не пускали детей к Господу, а Господь сказал: Пустите их, не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное», и Христос уже даем нам даже не задачу, Он дает нам ответ на многие задачи и примеры: как жить, чтобы спастись – вот как дети живут. Если будете как дети. Войдете в Царство Небесное. Дети не спрашивают доказательств, их не интересует, в каком году их мама родила и почему она их любит. Они это чувствуют, они эту любовь видят, и если мама не воспитала ребенка закоренелым эгоистом, то этот ребенок любовь ответную к маме питает. Так вот, этот мальчик вырос, стал святителем Игнатием Богоносцем, и вот что он пишет: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим». А вот церковный писатель Никифор Каллиист, отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, описывает, как выглядела Пресвятая Богородица: «Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные».
Святитель Амвросий Медиоланский жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы, мог читать, мог слышать те предания, которые из уст в уста передавались о Ее жизни, ну так, как мы сейчас примерно – никто из нас не жил до революции, но каждый из нам имел прадедушку, который рассказывал о том, плохо или хорошо тогда жилось, так вот Амвросий Медиоланский пишет: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты». Олицетворением чистоты… Вот об этом хорошо бы всем нам помнить. Даже внешний вид наш является отражением нашей души. Что же мы видим, когда попадаем на улицу, особенно летом? Какой внешний вид друг другу мы демонстрируем? Тот самый вид, который является отражением нашей души. Поэтому не только глаза – зеркало души, а и у нас внешний вид дожжен быть подобен тому, какой имела Пресвятая Богородица. «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась, - пишет Никифор Каллист. – Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее» (который во времена Никифора Каллиста хранился в церкви). Даже во внешнем виде Божьей Матери чувствовалась особенная благодать. И пусть Господь поможет нам воспринять этот святой образ Девы Марии и даже физически подражать Ей, не только во внешности, но, самое главное, чтобы эта внешность была отражением нашей внутренней сущности. Будем молиться Ей, будем обращаться к Ее помощи, будем помнить, что Она скорая Заступница и Ходатаица, Царица неба и земли, за весь род земной. Пресвятая Богородица, спаси нас. А тем, у кого возникают вопросы о жизни и спасении, по Книге Священного Писания, о жизни Святой Матери-Церкви, сегодня после Божественной Литургии в крестильной нашего храма (а мы ее с вами построили так, что сверху над баптистерием кладется крышка стола и получается крестообразный стол, за который могут сесть люди, состоится беседа, которую проведет священник нашего храма. Потому что сегодня после Божественной Литургии состоится традиционная встреча со священником, на которой вы сможете задать свои вопросы и я надеюсь, что Господь даст вам услышать на них ответы. Аминь.
Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина
назад к списку новостей