Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения в Неделю Торжества Православия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю Торжества Православия

19 Март 2019

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 16 марта клириками собора было совершено всенощное бдение.

Утром 17 марта были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил иерей Андрей Халюта в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании литургии во дворе храма был отслужен водосвятный молебен. Служение второй литургии возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Игоря Рогатенюка и протодиакона Алексея Мандрыки.

По окончании пения запричастного стиха проповедь произнес протоиерей Александр Якушечкин. После отпуста литургии было совершено молебное пение в честь празднования Торжества Православия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня Святая Православная Церковь в первое воскресенье Великого Поста празднует праздник Торжества Православия. Праздник этот уходит исторически своими корнями в то время, в VIII век по Рождеству Христову, когда была побеждена ересь иконоборчества. То есть были такие люди, которые говорили, что не должно быть монашества, что не нужны нам иконы. И вот эти некоторые сектанты говорят: «Ну, вот что вы, православные, молитесь, креститесь перед иконами, целуете их. Сказал Господь, вы что, не читали: «Не сотвори кумира». А вы поклоняетесь иконам, молитесь им. А вы должны знать, что нет ни одной молитвы, посвященной какой-то иконе». Икона – греческое слово, обозначающее образ. Вот Первообразу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородице, первообразу святых угодников Божиих молимся мы, предстоя перед иконой. Не иконе, которая написана на доске, а тому, кто изображен на ней, творим мы молитву, испрашиваем благословения и помощи. Вот это нам нужно хорошо помнить и иметь в сердце своем, потому что и по сей день такие вопросы могут быть адресованы каждому из нас: почему православные почитают иконы. Доказательств почитания святых икон есть множество в истории. Сколько великих чудотворных святынь имеет церковь наша православная, которые защитили эту святую землю, которая включает в себя Россию, и Украину, и Белоруссию и множество других мест. Сколько чудес с избавлением от вражеского порабощения, чудотворения, исцеления от святых угодников Божиих, Господа, Пресвятой Богородицы! Но в этот день Торжества Православия на Литургии читается особое Евангелие. Все молитвы на Литургии одинаковые, но Евангелия всегда разные. И вот в день Торжества Православия Церковь предлагает нам, как любящая и заботливая Мать, Евангелие о том, как Господь восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа, говорит ему: «Иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Вот такое Евангелие выбирает Церковь в день Торжества Православия. А почему именно это Евангелие? Не просо так это произошло, не случайно. Ты истинный израильтянин, потому что в тебе нет лукавства. Мы в эти минуты евангельского сюжета видим соединение Ветхого Завета, по которому жил Израиль, с Новым. То есть, тот человек, в котором нет лукавства, тот человек под Богом. Тот человек приходит к Богу, тот человек приближается к Богу. Как же этого достичь? Что это за лукавство? Это не совсем то лукавство, которое мы себе представляем – человек лукавый, коварный, творит какие-то козни, западни. Лукавство – от слова лукавый. Оно может быть разным. Это всегда ложь, всегда неправда, в которой мы живем, в которой мы участвуем повсеместно. Просто пример: вот день рождения, Все собрались, говорят имениннику всякие хорошие добрые вещи, и после последнего тоста можно уже канонизировать этого человека, пока не забылись эти добрые слова, которые о нем сказали. А если кто-то заснул в середине мероприятия и проснулся к концу, то может и забыть, где он присутствует – то ли на дне рождения, то ли на поминках. Там тоже говорят одно и то же, разница только, как сказал один сатирик, во времени: на юбилее говорят в настоящем времени, на поминках – в прошедшем. А суть одна и та же. Вот простой пример: мамочки, которые стоят здесь с детками, мучаются, потому что детки не слушают родителей, и дома то же самое бывает, и родители хотят, чтобы дети их слушали, а ребенок не слушает. Почему? Потому что он неразумен. Он не разумеет смысла того, когда к нему обращаются старшие, взрослые, родители. А нам так хочется, чтобы они были внимательны. Но вот, бывает, наступает день рождения у мамы, ребенок возьмет карандаш, нарисует солнышко, домик, землю, дерево, цветочек, из трубы дым идет – и мама уже растаяла, мама обнимала и целовала этого ребенка. Почему? Потому что она увидела в этом проявление любви своего сына к себе, к матери. Уже и этому мать рада. Вот так и Господь Бог. Он ждет, когда мы начнем действовать, когда мы начнем делать, когда мы начнем ломать себя и менять свою жизнь. Он радуется, когда видит проявление нашей любви, пусть несовершенной, пусть такой земной, в которой немножко духовного… Поэтому, братья и сестры, будет стараться в своих взаимоотношениях с близкими, с родными, с чужими людьми – а это все близкие нам. Любой человек, который встретился нам на земле, это наш ближний. Мы должны избегать лукавства в отношениях со своими близкими. Если мы научимся избегать лукавства с близкими, мы научимся избегать лукавство по отношению к Богу. Потому что православный человек – это не тот, который ходит каждую службу в храм, который постится и вычитывает все положенные каноны и молитвы, который знает все правила и традиции и строго их выполняет. Православный человек – это тот, у которого во взаимоотношениях с Богом нет лукавства. Так пусть Господь поможет нам в этом, и Пресвятая Богородица покроет нас своим омофором на этом нелегком, но таком важном для спасения пути. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей