Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения в Неделю о Страшном суде (Мясопустная)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю о Страшном суде (Мясопустная)

05 Март 2019

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 2 марта клириками собора было совершено всенощное бдение. Утром 3 марта были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил протоиерей Алексей Астапов. По окончании ранней литургии был отслужен водосвятный молебен. Служение второй литургии возглавил настоятель Петро-Павловского собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Василия Корнуты, протоиерея Игоря Рогатенюка и диакона Михаила Форкавца. Проповедь после пения запричастного стиха произнес протоиерей Александр Якушечкин. После отпуста литургии был совершен чин славления.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня за Божественной Литургией в Неделю о Страшном Суде мы слышим Евангелие о Страшному Суде. Много раз слышали мы этот фрагмент на службе, и кажется, что он достаточно несложен для понимания. Давайте прослушаем его еще раз. Речь идет о том Страшном суде, когда Христос второй раз придет на землю. Не так, как Он приходил первый раз – уничиженный, родился в хлеву, в яслях, в сарае, на современном языке говоря, там, где скот кормили и содержали. И вошел Он и Иерусалим на ослике… А вот когда Он явится во второй раз – явится во всей Своей силе, силе духовной, силе Божественной. И это будет радость для тех, кто жил со Христом. Очень часто в последнее время не случайно участились такие страхования в миру – в миру земном, греховном, живущем без Бога, всевозможные предсказания, рассказания о конце света, о пришествии антихриста. И это совсем не случайно, потому что современный нам мир живет без Христа в большинстве своем. Это очень печально, потому что в Евангелии мы слышим: «Станут пред Ним все народы» – то есть не просто люди, а о народах, о языках, о странах, т.е. в определенной мере, если мы говорим о соборности, если мы живем в окружении своих соотечественников, то мы волей-неволей, хотим или не хотим, мы разделяем судьбу своих соотечественников. Только одних ведут к стенке и приставляют к виску пистолет, и разрешают благословить священнослужителю своих казнителей – в 20-е. в 30-е годы, а другие берут пистолет и стреляют друг в друга и сами застреливают репрессированных. Но это все наша история, это наша общая судьба, это наше общее прошлое, и нам нужно подумать: каким должно быть наше будущее. Очень просто ответить на этот вопрос. Нужно посмотреть, каким является наше настоящее. Что мы сейчас представляем, что мы делаем? Мы просто дома варим борщ, потом идем на вечернюю службу в субботу вечером, потом бежим на литургию, опять варим борщ, или мы делаем что-то другое для своей души, для ее спасения, для жизни вечной? Для той жизни, когда придет второй раз на землю Господь Иисус Христос. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Вот здесь я позволю себе еще раз отвлечься от евангельского текста. Он нее говорит: придите, благословение Мои, хотя Он Сын Божий и Сын человеческий. Он говорит: благословенные Отца Моего. Т.е. Божий Сын ставит людей, праведных людей, благоловенны Отца Моего, как и Он благословенный Отца, так и они, т.е. Он ставит их как Своих братьев. Он их возвышает, Божий Сын, Богочеловек, возвышает человеческое естество. То есть каждый из нас не просто имеет возможность: дайте миру шанс, поют эстрадные певцы – не умереть от голода, от холода… Не просто имеет шанс – каждый человек призван к тому, чтобы обожиться, соединиться с Богом и приблизиться к Господу и Спасителю нашему.

Итак, «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть»; – здесь вроде бы все понятно – алкал Я и дали Мне есть – то есть голодал, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». То есть, если мы это сделали кому-то другому из людей, то вы этим самым сделали милость Самому Божьему Сыну, Господу и Спасителю. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Вот такое евангелие – казалось бы, все просто и понятно. Программа четкая и ясная: делай добро ближнему своему – и ты сделаешь это добро Самому Господу. Кстати, в Писании есть еще такие слова, что «дающий благо ближнему дает взаймы Господу». То есть, Господь как бы даже заем берет у тебя, ты даешь взаймы Господу, и Господь тебе воздаст сторицей. Казалось бы, все просто и понятно, но здесь вот, в этом Евангелии, мне кажется, есть все-таки два определенных момента, на которых мы должны не просто обратить внимание, а пропустить их через свое серджце и через всю свою жизнь. Конечно, мы призваны к этому добру, к ближним своим. Не просто к тем людям, которых мы знаем. Кстати говоря, кто есть ближний? Любой человек, который встретится нам на жизненном пути, людой человет сотворивший нам добро (а может быть, и не сотворивший), но увиженный нами в этой жизни. Если нам напомнить, что нужно делать, то мы делаем. Но как часто мы срываемся в ад, в геенну гнева, раздражения, обиды, мести, лжи, и всякий раз мы мстим Христу, мы клевещем на Него, мы лжем о Нем. Как лжем о Нем? Да, так и лжем. Потому что каждый из нас находится как на подсвечнике, и жизнь каждого из нас видна окружающим. Если люди знают, что считаешь себя верующим человеком, то ты лжешь о Христе, когда согрешаешь и грехи твои видны. Можно ведь просто делать правильныен поступки… Кстати, все это мы уже читали в Евангелии. Были замечательные люди. Нам до них, кстати, очень далеко. Мы же путаем до сих пор язычество с христианством. Мы же толком не знаем, как поминать успошего, что приметы никакие на поминальных мероприятиях не нужны, не просто не нужны – они еще и вредны и усопшему и нам. Ну и так далее, мы многого не знаем о своей вере. А ведь были в истории и такие люди, которые все знали на пятерочку, отличники, богословы-отличники – фарисеи, книжники. Кого чаще всего обличал Христос? Фарисеев и книжников. А кто эти были люди? Это люди, которые знали Писание, знали Закон, постились, отдавали милостыню на храм. Они вели праведную жизнь, все внешне делали правильно. Так что, это Евангелие про них? О конце, о втором пришествии Христа? Нет. Потому что делать-то они делали, но они соблюдали внешнее, забывая о внутреннем. Как это понять? Внешнее, внутреннее – чем это все разделяется? Очень просто. Можно подойти к ребенку, погладить его по головке, улыбнуться, спросить у него: «Хау ду ю ду?» или по-русски: «Как ты живешь, малыш?», дать ему конфетку, похлопать его по щечке, а потом пойти, взять пистолет и застрелить тысячу других детей, или прописать лекарств в лагере Освенцим. Так делал Гитлер. Он любил животных, кормил с рук белочек. Я однажды в одном журнале видел две фотографии. На одной умилительный Адольф Гитлер, который любил живопись, он очень хорошо рисовал, кстати. Вообще, он мечтал стать художником, но ему не дали, не получилось у него. Он любил музыку классическую, Вагнера, например. Он любил животных, белочек кормил с руки. И вот две фотографии: на одной Гитлер белочку с рук кормит орешками, а рядом справа фотография мальчика Вани, которому было семь лет, труп мальчика Вани, у которого на лбу вырезана красная звезда и все тело его порезано – за то, что он помогал партизанам. И все это дело рук одного человека. Как все это произошло? Значит, недостаточно одного только внешнего выражения и для нас, не только для фарисеев. Нужно, чтобы в каждом сердце жил Христос, чтобы жила любовь, чтобы когда мы гладим ребенка по голове иои кошечку кормим, чтобы в нас не просто механическая любовь присутствовала, а вот та любовь, когда тебе хочется прижать этого ребенка к своей груди и вместе с ним всех детей, всех младенцев, известных и неизвестных тебе. Когда ты даешь милость человеку, который голодный, ты должен в этом человеке иметь всех, кто страдает, или Бога страдающего, в сердце должна явиться истинно христианская любовь, а не просто вспомнить о том, что нужно сделать милостыню, потому что сегодня в храме об этом прочитали Евангелие. Не изгнать из своего сердца Христа, сохранить эти дары Духа Святого, которые мы получили в таинстве Миропомазания, в Таинстве Крещения – вот это второй смысл этих сегодняшних евангельских слов. Чтобы эта милость творилась нами не просто механически, а исходя из глубины нашего сердца. Многие из вас спросят: а как же быть, что делать, как научить себя любить других? Царство Небесное нудится, т.е. Царство Небесное достигается трудом, и нужно заставлять себя трудиться. Накорми хотя бы одного человека, прояви эту радость, прояви милость к незнакомому тебе несчастному ребенку, и может быть, этот ребенок в порыве детской искренней любви (а детская любовь – это Христова любовь), и когда этот чумазый ребенок¸ этот беспризорник поцелует вдруг тебя или обнимет, и в твоем сердце проснется Божья любовь, то ради этого ты и родился на белый свет. Будем помнить об этом ее только в преддверии Великого поста, когда нужно Богу молиться, поститься, трудиться духовно, будем помнить об этом во все дин нашего земного бытия. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей