Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения 32-й Недели по Пятидесятнице (Неделя перед Рождеством Христовым - святых отец)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения 32-й Недели по Пятидесятнице (Неделя перед Рождеством Христовым - святых отец)

07 Январь 2019

В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня. Вечером 5 января клириками собора было совершено всенощное бдение. Утром 6 января были отслужены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершили протоиерей Игорь Рогатенюк и диакон Михаил Форкавец. По окончании ранней литургии был отслужен водосвятный молебен. Служение второй литургии возглавил секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского собора, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Василия Корнуты и протодиакона Алексея Мандрыки. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Александр Якушечкин. По окончании отпуста литургии была отслужена вечерня Рождества Христова с чтением паремий и пением праздничных запевов. После отпуста вечерни клирики собора спели перед иконой праздника тропарь Рождеству Христову.

По окончании второй литургии отец настоятель поздравил с наступающим Рождеством Христовым учащихся старшей, средней и младшей групп воскресной школы при Петро-Павловском соборе, а также юных участников движения православных следопытов и вручил всем детям подарки.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня навечерие Рождества Христова, именуемое еще как Рождественский сочельник. Праздник Рождества Христова, как и праздник Крещения Господня, имеют в своем преддверии особый день – навечерие Рождества и навечерие Крещения, именуемые также сочельниками – сочельник рождественский и сочельник крещенский. Сегодня, согласно литургическому времени, мы уже вступили в празднование Рождества Христова, мы вступили в ночь рождественскую. Именно в эту ночь (она уже началась по литургическому времени) пастухам уже очень скоро явятся ангелы, возвестившие им весть благую о Рождестве. Ангелы, которые будут петь пастухам «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». И эти пастухи оставят все свое попечение, пойдут за вифлеемской звездой к пещере, к убогой пещере, чтобы поклониться Рождшемуся Богомладенцу Христу. Это событие, событие Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, было ожидаемо в древнем ветхозаветном мире. Его ждали сотни тысяч людей в разных странах. И вот было пророками древними от Бога предсказано, что надлежит явиться в одном из родов человеческих Спасителю всего мира. И вот в каждой стране, в каждой семье, в каждом роде задавались вопросы: а не у нас ли произойдет это великое чудо? То есть, его ждали с трепетом. И вот появляется необычная звезда. И три мудреца, три волхва следуют за этой звездой, потому что она не пребывала на месте. Она как духовный маяк указывала путь этим трем мудрецам-волхвам, которые по Божьему предзнаменованию отправились из своих стран в путь, чтобы обрести место поклонения и, самое главное, найти Того, Кому подобает поклониться – подлинному Мессии и Спасителю мира. Мир ждал Рождества Христова. Но Христос – Царь Небесный. Спаситель всего мира – это невозможно было придумать… Вот если бы кому-то пришло в голову придумать такую сказку под названием «Христианство», уж, наверное, надо было бы придумать про дворец, в котором родится самый главный человек, Богочеловек, Бог в естестве человеческом. Надо было придумать какие-то особые повозки, кареты золотые, которые будут Его перевозить, и в Иерусалим Он будет въезжать не на каком-то там ослике, а как подобает царю, потому что Его ждет весь мир. Но ничего этого не произошло. Христос – Спаситель всего мира – рождается в хлеву. Мы так уже привыкли к этой рождественской истории, что Христос родился в вифлеемских яслях, что рядом была солома, что, как писал поэт Пастернак, «Его согревало дыханье вола»… Так умилительно, что вол дышал своим паром из ноздрей, и теплый воздух согревает Младенца Христа, что сердце наше умиляется.

А вспомните, какие меры предосторожности (женщины все знают) нужно претерпеть каждой женщине, прежде чем она в родзал попадет – чтобы не случилось никакой антисанитарии, инфекций и прочая, и прочая. Это серьезное дело – рождение человека! А уж тем более серьезное рождение Богочеловека. А Христос родился именно в человеческом естестве. И никому не придет в голову рожать в сарае, только вот если так жизненные обстоятельства сложатся, или в чистом поле. А здесь именно так и произошло, потому что Богородица и Ее Обручник Иосиф собрались в Вифлеем на перепись по распоряжению императора Августа, и, как во многие последующие времена, правительство не очень думает, как же будет выполняться это распоряжение. Главное – издать приказ. Вот они пошли, а гостиниц уже не хватило, и никуда их не впустили сердобольные люди, и пришлось рожать в хлеву, в яслях. И вот это обстоятельство не только самого Рождества Христова, но обстоятельства того, до чего снисходит Бог, что берет не просто человеческие естество, не просто в хлеву рождается Божий Сын, а затем Ему надлежит взойти на Крест, испытать страшную, мучительную, и вместе с тем позорную смерть на Кресте, потому что тогда это считалось еще и величайшим позором, к которой присуждали самых больших преступников и грешников. И вот Господь входит в это человеческое естество, принимает на Себя все раны мира, все грехи наши и проливает Свою Пречистую Кровь будучи безгрешным. Вот это обстоятельство было непонятным для многих, и оно раскололо мир на две части: на тех, кто принимает Христа – эти люди шли на страдания, мучения и с радостью и гордостью их принимали, и вторая часть – те, кто не могли вместить эту тайну Христа, которая для них была безумием, соблазном. И так прошли все века человеческой истории. Человеческой истории, которая ждала Спасителя и во многом не приняла Его. Современный мир празднует Рождество Христово, это только у нас в Советском Союзе не было праздника Рождества, был Новый год. Никто Новый год не празднует. Везде есть рождественские каникулы. Но во что превратилось празднование Рождества Христова там, за пределами нашего Отечества? Оно празднуется, только весь пар уходит на гудок: на елки, на мишуру, на украшения, фейерверки, гирлянды, базары, колбасы, пиво, карусели… Нет в них, этих каруселях, Христа, Который пребывал в убогих вифлеемских яслях. Даже само слово Христа сейчас исчезает из празднования Рождества. Говорили раньше: «Счастливого Рождества! Мерри Кристмас!», а сейчас говорят: «Мерри Иксмас» – величина неизвестная. Хочешь – Христос, хочешь – Будда, хочешь – Магомет, хочешь – еще какой-нибудь Ваня Питерский. Чтобы не обижать, якобы, кого-то. А на самом деле никто и не думал обижаться – ни буддисты, ни мусульмане. «Да нас совсем не оскорбляем имя Христа, – говорят мусульмане. – Чего же нас будет оскорблять имя пророка, которого мы признаем?» Они не признает Его как Спасителя, но признают как одного из пророков. Не будет говорить сейчас, что есть с точки богословской зрения неправильно. Вовсе не от того, что не хотят обидеть, а хотят вытравить самую суть. Христос никого не оставил равнодушным: ни Его почитателей и апологетов, мучеников первых веков, ни Его гонителей.

А вот самое страшное – это равнодушие, которое под видим «рождественской» мишуры пытается проникнуть в души и сердца людей. И гораздо проще устроить всякие фейерверки и считать, что ты празднуешь рождение Господа и Спасителя, чем на самом деле в душу и сердце свое, в жизнь свою впустить Христа и следовать Его заповедям. Следовать неуклонно, бескомпромиссно, изо дня в день, во всех своих делах, поступках, мыслях, и воспитывать так своих детей, и жить в этом окружении, и искать мужа христианина, а не писаного красавца с тугим кошельком и наоборот – жену-красавицу и еще доктора искусствоведения, чтобы было о чем поговорить и сходит на спектакль или боевик голливудский, или в ночной клуб, чтобы там все упали от восторга… А все это проходит – и красота, и кошелек имеет свойство утоньшаться и исчезать, а человек имеет свойство сохранять свою духовную сущность и идти либо ко спасению, либо топтаться на месте, или, что еще страшнее, падать в бездну греховную, что и происходит сейчас с нами, даже с теми, кто именуют себя христианами, последователями Христа. Вот об этом, дорогие братья и сестры, давайте вспомним в эти рождественские дни. Пусть будет праздник в нашем доме. Пусть будет и рождественская елка, и украшения на ней пусть будут. Церковь не выступает против этой радости. Христос призвал всех нас именно к радости Своего Воскресения. Но что есть главное? Главное есть игрушки елочные из стекла и фольги, фальшиво покрашенные под золото, или истинное сокровище – евангельские заповеди, которые принес нам Спаситель? Для чего мы живем? Для того, чтобы получать материальные блага, или для того, чтобы в мучениях и страданиях, может быть, не в таких мучениях, которые переносили первые христиане, терпя какие-то лишения, терпя какие-то болезни, претерпевая то, что нам ниспослано свыше и неся безропотно свой крест, шествовать по пути Христа ко спасению. Даже дети сегодняшние, которые стоят сейчас, прекрасно знают, что если им дашь мяч, они будут три часа гонять его на поле, ну, может быть, два с половиной, играться, бегать, прыгать. Но есть такое время в жизни, когда нужно постоять, и не просто постоять, а помолиться. И тогда начнешь чувствовать, что у тебя и ноги устали, и поговорить хочется с соседом, который рядом стоит, но нужно это все победить, потому что ты пришел в храм молиться. Вот они меня сейчас услышали. И дай Бог, чтобы вы были подобны этим детям – сразу услышали, что нам говорит Господь через старших, через родителей, бабушек, дедушек, учителей, священников. Будем помнить, что мы христиане, а это значит – будем уподобляться Христу, и не будем роптать, когда нам ниспосылаются какие-то испытания, будем благодарить Бога за радости и за скорби и шествовать по дороге спасения. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей