Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Богослужения 26-й Недели по Пятидесятнице В Петро-Павловском соборе были совершены богослужения воскресного дня
26 Ноябрь 2018
Вечером 24 ноября клириками собора было совершено всенощное бдение. Утром 25 ноября были совершены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершили протоиерей Игорь Рогатенюк и иерей Андрей Халюта в сослужении диакона Михаила Форкавца. По окончании ранней литургии был отслужен водосвятный молебен. Служение второй литургии возглавил настоятель собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Алексея Астапова и протодиакона Алексея Мандрыки. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Александр Якушечкин.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня за Божественной Литургией мы внимали Евангелию от Луки, где, пожалуй, самая известная притча для христианина была услышана – это притча и милосердном самарянине. Но как мы с вами уже неоднократно наблюдали, в этом заключается удивительный парадокс нашей жизни, может, в этом парадоксе скрыта какая-то тайна, все, что мы хорошо знаем, все, что на первый взгляд кажется нам простым и легким, на самом деле является для нас не просто тяжелым, а порой и непреодолимым, невыполнимым. То, что мы чаще всего слышим, то, что мы лучше всего знаем, мы меньше всего этого делаем. Нам проще разгадывать какую-то сложнейшую теорему Пифагора – в духовном смысле, конечно. Мы ищем заковыристые вопросы в Священном Писании, а найдя такие вопросы, мы с большим применением сил и энергии начинаем мотаться по белу свету в поисках ответа на этот вопрос или человека, который нам ответит. И, как очень часто в нашей жизни бывает, что называется: весь пар уходит на гудок. Как паровоз движется: сгорает в топке уголь, выделяется энергия, все сделано, чтобы паровоз двигался, а все уходит на гудок, на свисток. И машина стоит на месте, никуда не едет, ни по какой дороге железной, ни по какой дороге спасения не идем мы… Итак, один законник встал, и искушая Христа сказал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? В Евангелии ни одного слова случайного нет, ни одной запятой; даже трудности перевода – и те определенным образом в нем возникают. Итак, законник, т.е. человек, который лучше всех окружавших его людей знал закон, знал, как делать, что делать, как молится, как приносить жертву, как поститься – подошел к Христу и стал искушать Его. Слово «искушение» уже подразумевает определенное духовное деяние. Человек, который уже знает и спрашивает, надеясь услышать что-то, что облегчит его участь, т.е. он надеется на какой-то особый путь, который укажет ему в данном случае Христос. Итак, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос задает каждый из нас себе, священнику и Богу. И Христос отвечает законнику, Христос отвечает каждому из вас, из тех, кто сейчас находится в храме. Вы же пришли сюда не для того, чтобы получить какую-то премию, лотерейный билет. Вы пришли сюда, чтобы спасаться, чтобы сделать нечто, чтобы получить жизнь вечную. И вот Христос сейчас обращает внимание, обращает наши мысленные взоры каждого из нас – это не просто так. Когда мы находимся на Божественной Литургии, когда мы слушаем Евангелие, мы не просто слушаем радио, диктора, священника, который, выступает по радио. Мы слушаем голос Бога, который обращен к каждому из нас. Вот почему в церкви с таким особым трепетом относятся верующие к тем моментам, когда в храме заучат либо Деяния апостолов, либо, что сугубо важно, Священное Писание, Священное Евангелие. Поэтому и стараемся не ходить, ни свечки передавать друг другу, ни записочки подавать. Это связано именно с этим особым чувством, потому что на каждой литургии мы не просто вспоминаем о каком-то событии, мы сопереживаем это событие, мы участвуем в этом событии. Эти слова сопереживания, соучастия мы еще вспомним сегодня.
Что же говорит Христос нам? Что нам делать, чтобы спастись? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Вот, каждая фраза неужели была неизвестна этому законнику, неужели она неизвестна нам: возлюби Бога, возлюби ближнего своего. Как: всем сердцем, всей душою, и крепостию, и всем разумением. Всё здесь указано. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Казалось бы, если следовать чувству хотя бы минимальной культуры, уважения: ты задал вопрос, получил ответ – что тебе еще нужно, отойди в сторону, подумай над тем, что ты услышал. Но не то происходит. Законник не унимается. Он, желая оправдать себя, сказал Иисусу, он задает следующий вопрос: почему мы не выполняем те слова, которые Бог обращает к нам в Евангелии? Почему мы ничего не делаем? Из тех простых вещей, которые Бог посылает к сердцу и душе каждого из нас? Не потому, что это сложно. Ну что тут сложного? Хотя, конечно, очень сложно возлюбить ближнего своего. Но мы желаем оправдать себя. Т.е. мы пытаемся искушать Господа. Когда мы из простого делаем сложное, очень часто мы в жизни находим такие ситуации, когда, казалось бы, очень простой ответ и, самое главное, очень простые действия долджны вызвать реакцию у нас. Но мы усложняем, мы накручиваем, мы наворачиваем, мы вспоминаем, мы заводим сами себя, родных, близких, всех, кто вокруг нас – знакомых и незнакомых людей и мы из простого делаем сложное. Мы искушаем Господа. Так же и законник этот, фарисей, продолжает искушать Господа. Почему? Потому что он, как и мы, желал оправдать себя. Наивный! Перед Кем он хотел оправдать себя? Но он не очень был наивный, потому что он не знал, что будет дальше. Он не знал, что Христа арестуют, что Его предадут страшной смерти, распнут на Кресте. Это очень больно – за руки и за ноги, и Он будет висеть под тяжестью собственного тела, и земные законы будут действовать – закон тяготения будет разрывать Его тело, которое будет испытывать страшнейшие боли, которые испытывал бы любой человек, и страдания такие же Он будет испытывать, потому что Он был Богочеловек, потому что так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного для того, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог снизошел на этот Крест, претерпел страдания добровольно. Затем Он воскреснет на третий день и будет пребывать со Своими учениками, будет с ними общаться, затем Он будет вознесен на небо… Затем будет две тысячи лет человеческой истории. Если две тысячи лет у веры во Христа, мучеников, которых на арене Колизея разрывали на части, на клочья свирепые львы, и они с радостью во Христе принимали эти мученические страдания. И две тысячи лет отречения от Христа, когда люди, надев на себя большой крест, взяв в руки оружие, пойдут против неверных освобождать Гроб Господень – крестоносцы в средние века. Зайдут в город Царьград-Константинополь, столицу бывшей Византийской империи, разорят ее, поубивают христиан единоверных православных, и дальше эта европейская культура пойдет до Святой Земли – освобождать Гроб Господень… И мы знаем, что будет потом.
Но мы, зная это, продолжаем искушать Христа, продолжаем задавать хитрые и коварные вопросы: что мне делать, чтобы получить жизнь вечную? Конечно, этот книжник, этот фарисей этого не знал. Но, нем не менее, желая оправдать себя, он сказал Иисусу: а кто мой ближний? Очень часто, когда мы спрашиваем, кто ближний, мы думаем, что это близкие, даже родственники: мама, которая нас родила, бабушка, которая нас воспитала, потому что мама побежала на работу деньги зарабатывать и так далее. И вот Христос отвечает нам, кто наш ближний: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Надо сказать, что дорога из Иерусалима в Иерихон и сейчас опасная дорога. И сейчас там подстерегают возможные неприятности паломников, поэтому когда кто отправляется в дорогу на Святую Землю, то часто этим паломникам в автобусе дают вооруженную охрану, потому что там очень неспокойно. Так же было и две тысячи лет назад. И вот священник прошел мимо. Казалось, он должен был оказать помощь нуждающемуся. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. И этот человек, согласно древней иерархии, из опредленного рода левитов, тоже проходит мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился… А иудеи с самарянами не общались. Это были два враждующих клана или два враждующих народа. Даже говорить было неподобающе иудею с самарянином. Вспомним, как удивилась самарянка, когда Христос у колодца встретил ее и попросил у нее воды. Не просто заговорил с ней, а еще попросил ее о милости, о помощи. …и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Сегодня мы много говорим о милосердии. Что же это такое? Слово «милосердие» состоит из двух слов: милость и сердце. Иначе говоря. Это милость сердца, которую должен проявить любой человек по отношению к другому человеку, по отношению к ближнему своему. Это способность на соучастие, это способность на сострадание, способность войти в положение другого человека, почувствовать боль этого человека. К бабушке Наде, которая живет в нашем подъезде, старушка одинокая, двавй мы сегодня – блинчики испекли или пирожки, давай мы с тобой пройдем и отнесем ей это. Какие мы наивные! Мы сами себе рубим сук, на котором сидим. Мы не уичм детей доброте. Мы не учим детей сопереживанию, соучастию, мы не учим детей милосердию. Страшное время было в 90-е годы: началась свобода, все заговорили о благотворительности, милосердии, понасоздавали кучу благотворительных фондов… В экономике бывает так, что слишком много печатается денег, и эти деньги обесценивается, происходит инфляция – рубля, доллара, неважно чего. То же самое может произойти, когда мы слишком часто употребляем очень важные слова к месту и без места. Обесцениваются понятия, обесцениваются слова, мы теряем их смысл. Мы потеряли, точнее, смысл милосердия, потеряли смылс слова «благотворительность» - благо творить, давать ближнему своему.
Мы должны искать эти слова в своей жизни. Мы должны их находить. Мы должны учить этим словам своих детей и внуков. Потому что без этого не может быть любви к ближнему своему – к тому ближнему, который встречается нам на пути, не является только лишь нашим родственником, нашим родным по крови человеком, а человеком, которого послал нам Бог на пути. И если мы встретили этого человека – в маршрутке, троллейбусе, храме, неважно – значит, эта встреча была предопределена Богом. И если мы увидим, что этот человек нуждается в нашей помощи, нуждается в нашей братской любви, братской во Христе, мы должны, во-первых, благодарить Бога за то, что Он посылает нам такую возможность на деле проявить свою веру. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем стараться слышать те слова, которые к нам обращает Господь, а самое главное – не просто слышать, а воплощать их в своей жизни. Аминь.
Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина
назад к списку новостей