Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения в 5-ю Неделю по Святой Пасхи - Неделя о самаряныне и память великомученика Георгия Победоносца
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в 5-ю Неделю по Святой Пасхи - Неделя о самаряныне и память великомученика Георгия Победоносца

07 Май 2018

Пятое воскресение после праздника Святой Пасхи церковным уставом именуется Неделей о самаряныне (самарянке).

Вечером 5 мая в Петро-Павловском соборе было совершено всенощное бдение, служение которого возглавил настоятель собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении клириков собора. Утром 6 мая были совершены две Божественные литургии. Раннюю литургии совершил протоиерей Игорь Рогатенюк в сослужении диакона Никиты Прудникова. Служение поздней литургии возглавил настоятель собора - протоиерей Александр Якушечкин - в сослужении протоиерея Алексея Астапова и протодиакона Алексея Мандрыки. После отпуста литургии был совершен чин славления, после чего отец настоятель обратился к прихожанам с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня за Божественной Литургией мы с вами внимали словам Святаго Евангелия от Иоанна, где повествуется о том, как Господь вошел в землю Самарийскую.

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Здесь я отвлекусь и добавлю, что иудеи и самаряне это в общем-то были один народ, по крови они были родственны, но у них были разные религиозные представления. Самаряне учили, что поклоняться надо у горы, которая находится у них, в Самарии, а иудеи учили, что поклоняться Богу нужно только в городе Иерусалиме. И вот такая была между ними нетерпимая вражда, такой крайний антагонизм, что они даже не общались друг с другом, не то, чтобы попросить воды у представителя самарянского народа. Что отвечает Иисус этой женщине-самарянке? Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

То есть, она не понимает, что речь идет пока не о воде как жидкости, которая имеет определенную химическую формулу, температуру. Она понимает под водой ту жидкость, которой можно утолить жажду, она воспринимает это, очевидно, пока только на физическом уровне. Но о какой же воде действительно говорит Господь? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

Господь отвечает и прозорливо говорит этой женщине, что она не имеет мужа и напоминает всем тем, которые и ныне думают, что какое-то сожительство с кем-либо является семьей. Пред Господом это не является брачным союзом. Пред Господом это является грех, и Господь, истинный Спаситель наш, Он это наше прегрешение види, если мы допускаем его в жизни своей. И вот женщина уверовала, что Он пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. То есть она напоминает Спасителю о конфликте между самарянами и иудеями. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. То есть напоминает, что что иудеи или евреи в ветхозаветные времена были Богоизбранным народом. Но что говорит дальше Господь: Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Вот то, о чем мы должны тоже, братья и сестры, помнить: истинное поклонение Богу есть поклонение в духе Истины. Очень часто человек, который соблюдает какие-то принятые внешние формы благочестия (они, безусловно, нужны, это не следует понимать как это понимают сектанты, протестанты: вот, в Евангелии сказано: в духе Истины – всё, побежали поклоняться на стадион Богу в духе Истины с гитарами, барабанами, будем здесь скакать, кричать, бесноваться… Это не будет поклонение в духе Истины, потому что Бог есть дух, а это никакого отношения к Богу не имеет. Не одно соблюдение внешних правил, да, хорошо, мудро Церковь святая как любящая мать, православная наша, каноническая заботится о нас, она нам дает те внешние формы, благодаря которым мы можем шествовать по пути спасения. Если бы не было у человека костного строения, скелета, мы не могли бы сделать и шага. И Церковь дает нам эти внешние формы, чтобы мы не обмякла, не упали на пути спасения. Церковь дает нам молитвы, Церковь дает нам посты, Церковь дает нам поклонение Богу, дает нам святые образа, перед которыми мы молимся Господу Богу, молимся святым угодникам Божиим. Но если мы будем только на внешнем уровне это исполнять, если в душе, сердце нашем не будет поклонения в Духе и Истине, если жизнь наша никак не будет меняться, то чем мы будем отличаться от фарисеев, которые все внешне соблюдали, даже, может быть, лучше, чем мы, и знали, и учили, а жили совсем по-другому. Продолжает женщина-самарянка разговор со Спасителем: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?» Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви'! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? И вот здесь и ученики пока еще не открыли то, что говорил Христос. Тогда Христос говорит им: Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва?

А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Так и в Церкви нашей святой: мы потомки тех жителей Святой Руси, благочестивой Руси, которые страдали, которые мучились, потомки новомучеников и исповедников, которые сеяли эти зерна веры Христовой. А мы теперь должны пожать этот урожай, мы должны собрать его и войти вместе с ними в радость вечную. Преемственность великая между поколениями верующих людей Святой канонической Церкви таким образом будет соблюдаться, и мы все должны делать одно-единое Божье дело, памятуя тех, которые посеяли. Мы же должны не погубить эти плоды: жизни наши, жизни наших детей и жизни наших внуков. Посмотрите: Господь говорит это всё о нас. Господь обращает эти слова к каждому из нас. Каждый из нас таким образом на каждой Божественной Литургии сподобляется обращения Господа к себе, грешному. Разве это не чудо? Но пользуемся ли подобающим образом этим чудом? Воспринимаем мы это слово Божье в своих умах, в своих мыслях и сердцах? А самое главное: вот это зерно Божьего слова прорастает ли в душах и сердцах? Получаем ли мы плоды, иначе говоря: как изменяем мы свою жизнь и изменяем ли мы ее вообще? И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Вот такое Евангелие обращено к каждому из нас, возлюбленные о Господе братья и сестры, на сегодняшней Божественной Литургии. Будем внимать словам Святого Евангелия. А самое главное – будем открывать свои души и сердца, будем открывать свою жизнь, чтобы она, эта жизнь наша во Христе была истинной жизнью, чтобы мы жили так, как подобает православным христианам. Сегодня в нашем храме после Божественной Литургии, после молебна, который мы сейчас совершили, проходит благотворительная ярмарка, где дети наши из нашего храма, из отряда следопытов, воспитанники воскресной школы младшей, средней и старшей группы, воспитанники детских садов, учащиеся школ, которые окормляет наше духовенство, подготовили свои детские подарки, игрушки, чтобы собрать средства для лечения и реабилитации тяжко больного ребенка, который после родовой травмы находится очень в тяжелом состоянии, и, конечно, семья (а семья – это бабушка и мама, которые сами смотрят этого ребенка), конечно же, очень нуждается. Наши дети решили не остаться в стороне, и я надеюсь, что вы тоже поддержите добрые порывы маленьких детских сердец и вместе сотворим доброе дело. Христос воскрес!

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей