Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Богослужения в Неделю Крестопоклонную
11 Март 2018
Третье воскресение Великого поста в церковном уставе именуется Неделей Крестопоклонной. В Петро-Павловском соборе были совершены торжественные богослужения, посвященные чествованию Животворящего Креста. В субботу 10 марта во время всенощного бдения настоятелем собора, секретарем Симферопольской и Крымской епархии, протоиереем Александром Якушечкиным в сослужении клириков собора из алтаря на центр храма для всеобщего поклонения был вынесен украшенный цветами Крест, в котором содержится частица от того самого Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.
Утром 11 марта в соборе были совершены две Божественные литургии: служение ранней литургии совершил протоиерей Алексей Астапов, служение поздней литургии возглавил протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протодиакона Алексея Мандрыки и диакона Андрея Халюты. По запричастном стихе отец настоятель произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Наступила уже середина поста Великого, середина святой Великой Четыредесятницы. В эти дня во всех православных храмах в центре храма полагается изображение Честнаго и Животворящего Креста Господня. В нашем храме есть такой крест, в нем великая святыня находится, которая милостью Божией в нашем храме пребывает – вы видите, в этот крест вставлен мощевик. Что там находится? Там находится небольшая, маленькая, но великая святыня – частица Древа Животворящего Креста Господня, того самого Креста, на котором был распят Христос. Для чего делает это Церковь именно в середине поста? Для того, чтобы поддержать тех, кто шествует по этой спасительной дороге Великой Четыредесятницы, для того, чтобы прикладываясь с молитвой к этой великой святыне, человек укреплялся духовно, искал и находил в себе силы духовные, чтобы шествовать ко спасению. Очень часто мы в жизни, когда сталкиваемся с какими-то обидными для нас вещами, незаслуженными, например, поругали нас, наказали, а мы не заслужили этого наказания, мы спрашиваем иногда то ли сами себя, то ли окружающих, то ли к небу вопием: «Господи, где же здесь справедливость? Почему так несправедливо?» А давайте вспомним себя, свою жизнь, особенно когда мы ищем справедливости по отношению к себе – за наши грехи что надо с нами сделать? За нашу жизнь, за нашу грешную жизнь? Да поубивать нужно! Все что мы творим – мы недостойны человеческого образа, и лучше, чтобы других в соблазн не вводить, и себе больше грехов не совершить – заверши эту жизнь. Не самому, конечно, а только Тому, в Чьих руках человеческая жизнь пребывает, знаете, что самоубийство – это тяжкий грех. Господь только может сказать: «Всё, хватит! Ты уже пожила, дорогая (или дорогой), ума-разума не нажил, молиться не научился. Ты постился? Ты читал молитвы? Одновременно осуждал всех налево и направо, а о своих грехах забывал. И так на земле воды и воздуха не хватает, люди с голоду в Африке умирают, а ты кашу ешь вкусную. Довольно!» Это будет очень справедливо, потому что мы совершаем столько грехов, что это просто неразумно и неправильно. Но вот Господь почему-то терпит нас и дает нам время, дает нам жизнь. Почему? Потому что Господь – закон справедливости, которую мы ищем здесь, на земле. Наивные, глупые мы люди? Неужели мы думаем, что здесь, на этой земле, может быть справедливость? На земле, где были всегда бедные и богатые, где всегда были власть имущие и бесправные, рабы и рабовладельцы, помещики храмы православные строили, куда крепостные ходили – они потом их брали и продавали как скот, были и такие случаи. Были помещики хорошие, добрые, истинно верующие, были разные, как и в нашей жизни тоже – сегодня я сделал добро, а вечером вспомнил об этом добре, похвалил себя, и всё перечеркнул в книге жизни вечной: все свои добрые дела, поступки и даже мысли. Уже возгордился, уже в прелесть впал, а там осудил налево и направо, всех осудил – от соседки до тетки в троллейбусе, которая на ногу мне наступила, до священника, который что-то не так сказал или не так посмотрел, и так далее, забывая судить о себе. И вся наша добрая жизнь понеслась по наклонной плоскости в преисподнюю. Но Господь все это знает, лучше нас самих даже. Но Господь этот закон справедливости заменяет на другой закон. На какой же закон заменил Спаситель наш Господь Иисус Христос, казалось бы, так правильный закон справедливости? На высший закон – на закон любви. Вот любим мы своих детей, хотя они такие бывают негодные, так себя ведут – ну, как вы воспитали, сами не ангелы, и детей своих таким же образом воспитываем, а нам еще улица помогает, общественность, школа и т.д. То есть, детки у нас вырастают еще те! Гораздо «лучше», чем мы вырастали. И вот все равно мы этих детей любим. За что? А ни за что, потому что в сердце нашем живет любовь. Вот так и Господь являет нам Свою любовь не за то, что мы совершаем грехи – нас пожалеть можно, мы сожаления достойны, и жалеет нас Господь, не жалеет, а правильно сказать – любит. И любовь эта дает нам возможность прийти в храм в неделю Крестопоклонную, поклониться Кресту. Почему Кресту? Потому что Крест – это символ жертвы, на которую взошел Господь добровольно, из любви к нам претерпел эти мучения и страдания. Ученые доказали, что сколько было биений тяжелых – избивали Господа такими кнутами, на которых еще свинцовые шарики были, чтобы кожу раздирали и было больнее, даже вычислили, какие монеты были положены на очи Господа, чтобы закрыть веки. Вот наука дошла до какого великого своего развития, так и не доказав (и не отринув, кстати) факт существования Бога. Даже историческая наука говорит, что рассуждать на тему историчности существования личности Иисуса Христа. Правда, некоторые ученые говорят, что это был великий учитель, гуру, а другие говорят, что это был Божий Сын, а не философ, не просто учитель, а Учитель с большой буквы, Господь и Спаситель наш. Но никто не отрицает то, что действительно по земле ходил Божий Сын, Богочеловек ходил. Так вот, Господь говорит нам в Евангелии, вы сегодня слышали на Божественной Литургии, самый простой ответ, который мы ищем всю жизнь. Бывает удивительно, человек живет 90 лет и не понимает, зачем он живет. А если он начинает размышлять о смысле жизни, а если просто открыть Евангелие и почитать – там ведь все написано. Самое удивительное, что там все написано про каждого из нас, не вообще в целом про народ – российский, украинский, белорусский, африканский – про каждого из нас. И все ответы даны на те вопросы, с которыми мы бегаем то ли за батюшкой, то ли за старцем, в монастырь какой-то несемся на пароходе, самолете, автобусе, машине… Все ответы даны в Евангелии. И сегодня мы слышали этот ответ, что сделать, чтобы спастись. Я не буду здесь проводить голосования. Если сейчас спросить: «Кто хочет спастись, все поднимут руки, правда?» Не будем поднимать. Вспомним, что нам для этого сделать нужно. Мы сегодня слышали это в Евангелии. Если бы это была беседа в воскресной школе для взрослых, я бы провел интерактивный вопрос и поинтересовался, кто слушал внимательно Евангелие сегодняшнего дня. Кто услышал там ответ, что нужно сделать для того, чтобы спастись? Какую великую тайну, какой секрет дает нам Господь? Я напомню, что Господь сегодня сказал: «Кто хочет идти за мной (т.е. кто хочет спастись, а что такое спастись – это идти за Господом, если ты христианин, ты идешь за Христом), отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной». Вот Господь нам дает пошаговую инструкцию. Вначале Господь говорит: «Отвергнись себя». Что такое – отвергнись себя? Уничтожить себя, превратить в пылинку, в ничтожество, как в атеистических учебниках истории писали: христианство ненавидит человека
От любви к себе, от ложно понятой своей значимости, от своей гордыни, тщеславия отвергнись себя. Но не просто будь скромным таким. Отвергнись себя – это не просто отвергнись от своего «я». Но это первое условие. А второе условие: послужи кому-нибудь другому, кто находится рядом с тобой, послужи, чем можешь, как можешь, потрудись для другого. Понятно, когда мы молоды, мы можем кому-то помочь, кому-то огород вскопать, убрать, в магазин сходить… А если уже стар? Что делать, если тебе уже много лет и ты ничего не можешь – сил нет, здоровья нет? Не лезь в жизнь другого человека – это самая большая будет помощь. Не встревай в жизнь своих детей, своих внуков, своих правнуков, как мы это очень часто любим делать. Придем к детям и забываем, что Господь сказал: «И прилепится муж к жене и жена к мужу, и будут они плоть едина». Никакие родители не могут и не должны говорить, как должно жене поступать по отношению к мужу, независимо от того твоя ли это дочь или сын. Помолись за них – молча, тихонько, в сторонке, в храме, стоя у икон. Никому ничего не советуй, в храме тоже, кстати. Мы же очень любим советовать! Уже стало притчей во языцех, как мы часто выгоняем молодежь из храма. Мы начинаем шипеть на них, как змеи гремучие: то свечки не так поставили, то не так зажгли, то не той рукой передали… Кстати, ни в одной книжке не написано, что свечки нужно передавать правой рукой… Главное – молиться нужно и не мешать молиться другому человеку, который пришел не к тебе и не ко мне, священнику, а пришел в храм Божий к Богу. Так вот, в хорошем возрасте, в серебряном таком, зрелом возрасте, не мешай другим жить, не мешай другим спасаться, не будь камнем преткновения. Вот иной раз посмотрят дети и внуки на бабульку, которая из храма придет, и начинает, скрестив руки на груди, всех учить жизни, и такая она вредная становится, что они думают: а стоит ли в храм ходить, если оттуда вернувшись во время поста, начинаешь вот так вредничать? И вы можете явиться преткновением для того, чтобы ходить в храм другим людям, нашим детям, нашим внукам. А кстати, когда нужна будет ваша помощь, не волнуйтесь, когда нужно будет с ребеночком посидеть – вспомнят сразу бабушку. Ну, не каждый день – раз в неделю, раз в месяц – будет возможность потрудиться телесно и духовно каждому из нас. Нужно не забыть, что отвергнуться себя – нужно прежде всего, отвергнуться своего «я».
Взять крест свой – это второе, что мы должны сделать. Что такое – взять крест свой? У каждого свой крест. У кого то крест – худоба, у кого-то – полнота. У кого-то крест – богатство, это тоже трудно вынести, у кгог-то нищета. У кого-то красота, у кого-то уродство. И то. И другое тоже тяжелоносимое. У кого-то ум, у кого-то глупость. Если человек умный, то в какое-то время, если ты очень умный, то такой человек начинает замечать, что вокруг него не очень-то умные люди, а нужно к ним относится с любовью. А если человек глуп, то он не понимает, почему его не принимают нигде – оттуда выгонят, отсюда выгонят и т.д. Если человек отринулся себя и взял свой крест, он несет этот крест по достоинству, если он действительно героически гениальный полководец, то его как Александра Невского четыре раза будут гнать и приглашать обратно, как гнали, например, Жукова, нашего великого полководца, когда война – он был нужен, а потом взяли и выгнали. А потом вспоминаем, книжки о нем пишем, даже улицу в Симферополе назвали именем маршала Жукова. И таких примеров в истории очень много – и Суворова вспомним, великого генералиссимуса и много-много другого. Главное – не вспомнить, главное – иметь для себя эти примеры. Вот для чего, дорогие братья и сестры, будем учиться слушать Евангелие, учиться быть на Литургии в состоянии моления, духовного бодрствования, а не просто стоять, как стоит подсвечник или телеграфный столб в поле. На службе нужно не стоять, на службе нужно молиться. А когда молишься, думай о своей жизни и проси Господа, чтобы Господь действительно дал нам силы духовные и разум духовный. Аминь.
Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина
назад к списку новостей