Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Служение 1-й Пассии в Петро-Павловском соборе
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Служение 1-й Пассии в Петро-Павловском соборе

04 Март 2018

Вечером во вторую Неделю Великого поста в Петро-Павловском соборе было совершено особое чинопоследования Божественным Страстем (Страданиям) Христовым, которое также именуется Пассией. Данное Чинопоследование состоит из вечерни, утрени с чтением Акафиста Страстям Христовым, автором которого является свт. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, а также из чтения евангельского отрывка о последних часах земной жизни Спасителя. Служение Пассии возглавил настоятель собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении клириков собора. По окончании чтения Евангелия отец настоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня мы совершили особое богослужение, именуемое пассией. Пассия в переводе на русский язык – страсти, страдание, богослужение, посвященное страданиям Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он претерпел нас ради, нашего ради спасения на Кресте. Вначале читалось Евангелие особое, вначале читался акафист Страстем Господним, затем мы слышали евангельские строки, повествующие об этих страшных драматических событиях, которые свершились в человеческой истории. Многие довольно трогательно их воспринимают, с великим душевным умилением приходят в храм на эти службы, даже проливают слезы. Но Христос сказал: «Не плачьте обо Мне, дщери иерусалимские, плачьте о себе и о детях ваших». Почему так сказал Господь? Что это значит в жизни каждого из нас? Человеку иногда на своем жизненном пути приходится проливать слезы. Неправильно говорят, что настоящие мужчины не плачут. Мы знаем, что многие настоящие мужчины проливают слезы, когда провожают в путь кого-то из родных, близких, мать, отца, не приведи, Господи – и детей своих. Проливают слезы, когда в болезни находится кто-либо. Иногда человек плачет от того, как тяжело обошлись с ним окружающие. Некоторые психологи даже говорят, что это хорошо, что психика человека таким образом получает определенную разрядку. Но слезы слезам рознь. Можно плакать о себе, можно плакать неразумно, даже о своих близких, как будто здесь, на земле, завершается жизнь души, и мы больше их не увидим и не услышим, жизнь завершается. Ничего подобного. Очень часто мы плачем на исповеди, но очень часто эти слезы опять-таки из сожаления к самому себе. Просто даже иногда это зачастую элементарное чувство эгоизма. Так человеку жалко самого себя, бедного, несчастного, так с ним плохо поступили, что рыдает он и не может остановиться, совсем как маленький неразумный ребенок, который почему-то обиделся на родителей своих, которые не разрешают ему совать палец в розетку электрическую. Вот обидно ему, потому что очень хочется ему это сделать, но родители почему-то не дают этого. И вот он сядет в уголке, заплачет, и представится ему, что он назло родителям возьмет да и умрет. Вот тогда-то они поплачут, тогда-то они порыдают, но уже будет поздно! И так этому мальчику или девочке станет себя жалко, что он еще пуще зальется горькими слезами. Но пройдет достаточное, определенное количество лет, может быть, даже не очень много – этот неразумный ребенок вырастет, поймет, что родители хотели ему наоборот, добра, что родители любили его, заботились о нем, обращали внимание: а где наш сынок или дочка, чем он занят, а не сидели у телевизора или у компьютера или читали умные книжки, или в театр пошли, а ребенка отправили старенькой, подслеповатой и глуховатой бабушке, которая и розетки-то не видит. А родители заботились, а родители любили, и вот эти слезы, оказывается, детские слезы, они были впустую пролиты. Вот Господь говорит, будучи уже подвергнут страданиям, тем женщинам, женам-мироносицам, которые были у Креста: «Не плачьте обо Мне, дщери иерусалимские, не плачьте обо Мне иерусалимские дочери, плачьте о себе и о детях ваших». Казалось бы, Христос должен был поблагодарить тех, которые были с Ним, поблагодарить человека, который понес Его Крест, поблагодарить за сочувствие этих женщин… А ведь все разбежались, все ученики убежали, не было большинства этих учеников, наоборот, люди проходили мимо, если что-то слышали о Евангелии, плевали в сторону Христа, насмехались над Ним, говорили: «Ну, если Ты царь иудейский, пусть тебе Твой Илья-пророк поможет – они думали, что он Илью-пророка зовет –, Ты, Который в три дня можешь восстановить храм, сойди с Креста, и мы уверуем в Тебя! И мы можем совершенно не сомневаться, что если бы Христос сошел со Креста – да, все бы уверовали, весь Израиль пал бы на колени, и Понтий Пилат тоже. А может, и даже кесарь в Риме… Но Христос не хочет этого. Ему не нужны фокусы, Ему не нужна вера, которая построена на удивлении, поражении психики и ума. «Милости хочу, а не жертвы», – вот что говорит нам Господь. Господь хочет той любви искренней, которая исходит от сердца, любви к Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Любви, которая построена не на страхе, не на удивлении, не на принуждении, а именно таким принуждением было бы это всемогущее вездесущее чудо. Но разве изменились бы от этого чуда люди? Они сказали бы: «Да, это Божий Сын», и сразу же побежали бы к Нему с жалобами, как к президенту: «У нас то не работает, у нас это плохо, у нас вот это нехорошо…». Это была бы вера? Это была бы та любовь, ради которой послал Бог Сына Своего Единородного сюда, на землю, чтобы Он взошел на Крест, пострадал, пролил Свою пречистую Кровь? Для чего? Дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, читаем мы в Евангелии. И Господь не ждет слов благодарности, Он говорит: «Не плачьте обо Мне, плачьте о себе и о своих детях, плачьте о своих грехах» – не о том, как тебе жалко себя, бедную, несчастную, когда ты стоишь на исповеди перед Крестом, Евангелием и священнослужителем и рассказываешь свое горькое житье-бытье. Не об этом надо плакать, а о грехах своих. Когда мы тяжело заболеваем, когда в нашей жизни что-то происходит, нужно не вопить: «Господи, за что?» Ни за что нужно спрашивать, а для чего, Господи, Ты посылаешь мне эти скорби, болезни, страдания? Что я должен (или должна) сделать на земле, чтобы действительно идти по пути спасения? Для чего Ты помогаешь остановиться мне? Я вспоминаю одну нашу прихожанку (я уже рассказывал однажды этот случай), которая 20 лет назад попала в тяжелейшую автокатастрофу. Инженер, очень талантливый конструктор, и после этой автокатастрофы она практически лишилась движения, с трудом ходит, продолжает работать как инженер, конструктор, проектировать мебель – даже вот для нашей воскресной школы. И вот человек очень философски, богословски, я бы сказал, правильно отнесся к этому событию. Она говорит: «Я благодарю Господа! Не работают у меня ноги – и слава Богу. А работали бы – я бы за эти 20 лет так бы ускакала от Господа, от церкви, что никогда никто бы меня и не догнал. И не пришла бы в храм Божий, и не пришла бы к вере». Для чего, Господи, ты мне посылаешь эти испытания? Вот об этом будем вспоминать. Для чего, Господи, ты дал нам наших детей? Помните, Христос сказал: «О себе плачьте и о детях своих». Большая ответственность лежит на нас перед Богом и за детей наших, за их воспитание, за их, прежде всего, духовное воспитание, чтобы они выросли верующими людьми. Не только знали иностранные языки, не только хорошо учились, не только были мудрыми и успешными, хотя что такое успешность в современном мире – это очень спорный вопрос. Когда я первый, я лучше, я сильнее – это тяжкая приманка через грех гордыни и тщеславия уводит и юного ребенка, и юного человека, уводит куда? Уводит в преисподнюю – не будем обманываться и тешить себя былинами и сказками, небылицами. Вот будем об этом, дорогие братья и сестры, когда мы сейчас стоим перед Крестом, будем вспоминать – для чего мы должны проливать слезы свои покаяния ради, ради грехов своих, за грехи свои, за детей своих. Вот к этому призывает нас Господь, Который взошел на Крест, Которого били, Которого таскали из двора во двор в Иерусалиме. А потом привели на Голгофу и там распяли. Испытывал Он такие физические страдания и мучения, который испытывал бы любой человек, ибо Он имел и человеческое естество. Спаситель – Богочеловек, соединяющий в Себе и Божественное и человеческое естество. Ради этого, великой ценой заплачена наша возможность спасения, великой ценой. И мы имеем, милостью Божией, такой шанс идти по дороге ко спасению. Но Господь не толкает нас в шею. Господь не заставляет нас. Это должно быть добровольное движение. Это должно быть движение по велению своего сердца, души. Это должно быть движение к Богу. Не в сторону от Него, не для самоуспокоения – вот я приду в храм, исповедуюсь, причащусь, и мне станет так хорошо и лучше. Кому-то хорошо станет, а кому-то станет страшно от своих грехов. И это, слава Богу, хорошо. Господь дал нам все. Будем молить Его о том, чтобы мы все это не потеряли. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей