Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения в Неделю Торжества Православия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения в Неделю Торжества Православия

25 Февраль 2018

25 февраля в Неделю Торжества Православия в Петро-Павловском соборе были отслужены две Божественные литургии. Служение ранней литургии совершил протоиерей Астапов. Служение поздней литургии возглавил настоятель собора, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, протоиерей Александр Якушечкин в сослужении протоиерея Василия Корнуты и протодиакона Алексея Мандрыки. По окончании второй литургии клириками собора был совершен молебен по случаю празднования дня Торжества Православия.

По окончании молебна отец настоятель произнес проповедь и от лица всех клириков и прихожан поздравил с днем Ангела протоиерея Алексея Астапова и протодиакона Алексея Мандрыку.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня, в неделю Торжества Православия, в день, когда мы вспоминаем почитание святых икон, почитание канонов святой Матери-Церкви, правильно славящей Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому слово «Православие» и означает – правильно славить Бога. В Церкви установлен этот праздник – этот день, эта вся неделя есть неделя торжества, то есть победы Православия. И вот в этот день за Божественной Литургией мы с вами слышали евангельское чтение: «Господь восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром, – читаем мы сегодня в Евангелии от Иоанна. Которых Господь, т.е. Андрея и Петра, уже призвал раньше, чтомы они пошли за Ним и сделались Его учениками. – Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? – Потому что Назарет – город галилейский, и каждый еврей знал, что из Галилеи пророки не приходят. – Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. – То есть он признает Христа как Спасителя, как Мессию. То есть то, что посоветовал ему Филипп – пойти и посмотреть – оказалось успешным, он убедился, он уверовал, что Господь и Спаситель наш есть истинный Мессия. Каждый из христиан ищет спасения. Как же быть, каким нужно быть человеку, чтобы быть истинным христианином? Что нужно делать? Мы задаем себе эти вопросы, как и уже две тысячи лет люди, которые приходят в Божий храм, которые взыскуют Христа, задают себе эти вопросы. В сегодняшнем евангельском чтении Господь нам и говорит, дает ответ на примере Нафанаила: Тот истинный израильтянин, т.е. человек истинно верующий в Бога, в котором нет лукавства

Почему же именно это евангельское чтение выбрала церковь для сегодняшнего дня Торжества Православия? Оно показывает нам, что же есть на самом деле, каким должен быть православный человек – таким человеком, в котором нет лукавства.

Что есть лукавство? Это не просто означение, как в обычном разговорном языке обозначается человек хитрый, который знает, что сказать, что не сказать, где нужно вовремя промолчать – лукавые.. Правда, бывают люди еще похлеще, чем лукавые, которые что им придет в голову, сразу и говорят. И некоторые даже думают: «Вот как хорошо, какой принципиальный человек!» Конечно, хорошо, если человек стоит за правду, за правду Божию. А если он не думает, чем его слово ранит другого, убьет другого человека, как отзовутся его слова в сердце и душе другого. Многие люди об этом не думают, думают только о себе, только о том, чтобы выплеснуть из своей души то, что там накопилось. А как правило, накапливается в нашей душе злоба, раздражение, гнев. И под предлогом принципиальности мы это выбрасываем на окружающих и думаем, что мы соблюдаем принципы чистосердечности и говорим правду, боремся за правду. А где же любовь в этой правде?

Старцы говорят: правда, сказанная без любви, перестает быть правдой. Но бывают и другие люди, которые знают, где промолчать, где что-то сказать доброе, где-то закрыть глаза на что-то плохое. Особенно часто мы с такими ситуациями сталкиваемся, когда находимся на каких-то семейных торжествах, особенно на юбилеях, и когда уже последний говорящий заканчивает свою речь, то сразу возникает такое ощущение, что нужно немедленно, в этот же день заседать комиссии по канонизации святых, потому что этого человека нужно канонизировать срочно, пока не забыли все его добрые поступки. В крайнем случае, помереть ему нужно сегодня же, потому что и провожая человека, говорят примерно то же самое. Некоторые даже шутят: чем отличается некролог от юбилейной речи? Говорят одно и то же, только некролог пишут в прошедшем времени, а когда говорят о юбиляре – в настоящем. И все понимают, что все вышесказанное – с натяжкой, с равнодушной натяжкой, без истинной любви к человеку, который, может быть, и действительно, в чем-то виноват, в чем-то согрешил, но доброты в этих словах не хватает. Вот это и есть лукавство, такое мелочное и хитрое, которое тоже живет в наших душах и сердцах. Но когда Господь говорит о Нафанаиле: «Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства», Господь подразумевает еще другое лукавство. Лукавство – от слова «лукавый», т.е. искуситель, дьявол, сатана. Вот нет когда в душе человека этих лукавых признаков, этого лукавства от сатаны, этой принадлежности к миру греха, к миру падших ангелов – это есть истинно верующий человек, это есть истинно правильно славящий Бога человек. Это есть истинно православный человек.

А как же стать таким человеком? Что делать? Смотрите: Господь не говорит, что православный человек (т.е. истинный израильтянин, если мы будем переводить на новозаветный язык), Господь не говорит, что православный человек – это тот, который ходит в церковь по всем праздникам, тот, который причащается, исповедуется, соблюдает посты… О ужас, и этого даже не говорит.

Мы привыкли об этом сразу помышлять, когда думаем, как изменить свою жизнь. Я не говорю сейчас, что не нужно в церковь ходить и не нужно читать молитвы, не нужно соблюдать посты. Это все нужно делать

Но нужно быть очень духовно внимательным, духовно бдительным к своей жизни, чтобы за всем этим не сокрылось лукавство, чтобы этой внешней оболочкой, этой внешней личиной, чтобы под этими внешними обрядовыми действиями не потерять самого главного, вернее, не приобрести того, что нам не нужно, приобрести то, что нам не нужно, то, что дает нам лукавый: упокоение в своей жизни – я живу правильно, я живу так, как другие… Сразу вспоминаем мытаря, который оправдывался перед Богом, что, мол, и посты соблюдает, и десятину на храм дает, и заповеди блюдет. Вот, казалось, все он сделал, а самого главного уже нет.

Все, что дает нам любящая Церковь-Мать: и посты, и молитвы, и акафисты, и богослужения, и святые Таинства – это необходимое средство, это пища. У пищи никогда не может быть только лишь самоцель. Вот вы должны искать в своей жизни, взыскать ту Божью любовь, которая простирается нам. Вы должны служить Богу.  Как я, грешный человек, спросите вы, могу послужить Богу? Как это сделать? Это не только зайти в храм и быть священнослужителем. Можно, кстати, быть священнослужителем и Богу не служить, если относиться к жизни своей и своему послушанию только лишь как к исполнению положенных треб, положенных церковных правил, вычитыванию положенных молитв. Можно прийти в храм, отстоять всю литургию и выйти, несолоно хлебавши, выйти без Бога в душе и в жизни своей. Потому что и столб телеграфный стоит в поле, а на литургии вы должны молиться. Как же послужить Богу? Послужить Богу мы можем, начав с малого служения ближнему своему Христа ради. Вот этого служения ближнему своему, когда ты жертвуешь, когда ты отрываешь, отдаешь от себя, неважно – копейку, одежду, кусок хлеба, внимание, улыбку, молитву в конце концов! Пусть никто не услышит, как ты помолился об этом человеке, пусть он даже сам не увидит, как ты ему кусочек хлеба положил на подоконник или денежку той старушке дал так, что она и не заметит. Это, кстати, очень хорошо было бы, если бы правая рука не ведала, что творит левая. Вот с этого служения ближнему своему и начинается служение Богу. Когда есть это служение, когда это есть деятельная любовь, тогда и молитвы, и посты, и акафисты – всё укрепит нас и приведет к нашему Создателю. Приведет нас к тому, к чему стремится душа каждого человека – к обожению, к соединению с Богом, ко спасению и Царствию Небесному. Поэтому когда мы приходим в храм в неделю Торжества Православия, когда мы воистину со всем вселенским Православием торжествуем истинность своей веры и возрадуемся душой, что Господь, невзирая на наши грехи, сподобил нас послужить. Ангелы служат Богу, а вот падшие ангелы служить не могут. А человек, хоть он и греховный, хоть он и падшее существо, уже по своему рождению, по первородному греху человек падшее существо, но человек может послужить Богу. Подумайте, какой высокий пьедестал, какое высокое предназначение всем нам дает Господь – послужить Ему. Там, где-то рядом, служат ангелы, и мы, грешные, сподобляемся этого. А служим ли мы Ему на самом деле в течении своей жизни? А куда наши дни, и годы, десятилетия уходят, на службу кому? Себе, утробе, земному благу? Каждый на этот вопрос даст свой ответ. Вот поэтому когда мы входим – и в этот день Торжества Православия, и в другие дни – пусть в нашем сердце будет радость, что да, мы православные, что мы родились на Святой Руси, которая есть удел Пресвятой Богородицы. Но пусть в нашем сердце, в нашей жизни будет четкое понимание того, для чего нас Господь сподобил родиться именно на этой Святой Руси, уделе Пресвятой Богородицы? В чем может быть мое служение Богу, и самое главное – когда я его начну? А начать его нужно прямо сейчас, прямо сегодня, когда вы выйдете из храма. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей