Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - В неделю 21-ю по Пятидесятнице настоятель Петро-Павловского кафедрального собора секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин совершил Божественную Литургию
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

В неделю 21-ю по Пятидесятнице настоятель Петро-Павловского кафедрального собора секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин совершил Божественную Литургию

30 Октябрь 2017

В 21 неделю по Пятидесятнице настоятель Петро-Павловского кафедрального собора секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин совершил Божественную Литургию в сослужении протоиерея Василия Корнуты и протодиакона Алексея Мандрыки. За богослужением была вознесена особая молитва о мире в Украине. По запричастной молитве отец Александр произнес проповедь на тему Господней притчи о Сеятеле, апостольского послания на этот день и духовно исторических уроках столетия 1917-2017 гг.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня за Божественной литургией, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, мы с вами слышали евангельскую притчу о сеятеле.

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; (это Сам Христос поясняет притчу нам) а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8, 5).

Вот такую притчу приготовил нам Господь сегодня. Притча очень важная, отвечающая на многие вопросы, в том числе не только для нашего личного спасения, но и для мироустройства нашего общества. В этом году, в этом месяце, исполняется 100 лет со дня великой трагедии октябрьской, как ее еще называют, великой революции, некоторые называют великой катастрофой, великим переворотом. Как же могло так случиться, мы же все хотим, чтобы наши детки, которые сейчас на руках у нас, выросли и жили среди хороших людей, в хорошей стране, чтобы ходили в храмы, молились, чтобы страх Божий имели и любовь к Богу и ближним своим. Правда ведь, мы этого хотим? Но они же будут не жить одни в пустыне, они будут жить в обществе своих сверстников, себе подобных, других людей, а вокруг еще другие страны будут вокруг России, если Господь даст России сохраниться как государству, потому что человеческая история ведь очень много знает стран богатых, цивилизаций великих, которые исчезли, не сохранились, только название осталось от них. Вот, например Рим. Ну что Рим, город, страна Италия. А древнеримская цивилизация великая, мощная, экономически развитая, технически передовая, в культурном отношении тоже вперед продвинутая (ведь как писал поэт, и это действительно так, многие водопроводы, которые еще в Древнем Риме были устроены, до сих пор сохранились). Да что водопроводы! У нас в Крыму сохранились дороги, которые римляне строили, здесь, по горному Крыму. А цивилизации уже нет, исчезла она. Да, они были язычники, они не были христиане. Но мало ли государств христианских исчезло? А великая Византийская империя, где император был главой Церкви, где церковные каноны были государственными законами? А Российская империя, где Православие было государственной религией, где невозможно было стать губернатором, если ты не православный человек, где каждый ученик ходил в гимназию и изучал Закон Божий, где государство помогало строить храмы? Мы вот уже третий год не можем это несчастной здание полутораэтажное достроить. А там государство все это строило, помогало – и храмы, и монастыри. Где царь всеми признавался как помазанник Божий, и действительно был государь верующий, православный, а мы теперь знаем еще – святой страстотерпец.

И как же так получилось, что вот в этой стране, где главу государства называли не иначе как царь-батюшка (это сейчас про него сто лет спустя, и ведь не случайно Господь попустил именно в столетие революции, появиться такой гадости в кинотеатрах как фильм «Матильда), и вот как же так случилось, что вот в этой православной стране, где многие знали, как молиться, как креститься, когда можно детей крестить, когда нельзя, как правильно соблюдать пост, искренне в это верили – что вот надо пост соблюдать, надо в храм ходить, а если ребеночек родится, надо его бегом в церковь нести, не через год, когда оно, бедное, вырывается, выпрыгивает из рук священника, когда его в купель окунают… Тоже ведь не просто, не случайно происходят с ребенком некрещеным эти действия. Иной младенец молчит, а когда батюшка подходит помазывать его ручки святым маслом, святым елеем, святым миром, так иное дите даже ручки протягивает. А другое выпрыгивает из рук священников! А когда подносишь его воцерковлять к иконе, он отталкивается от этой иконы! Когда начинаешь выяснять, как же это произошло, то семейную историю начинаешь изучать: сколько в этой семье было атеистов, сколько было верующих, кто восприемники. Действительно ли понимают, как это быть крестным, или просто так, за компанию пришли, чтобы потом вместе сесть за стол праздничный, скушать все вкусное, что там приготовили… Все не просто так в жизни происходит, и то, что произошло в 1917 году, тоже не просто так случилось.

Вот эта притча сегодняшняя нам все объясняет. Семя – это слово Божье, всем это слово преподается, все его могут услышать. Но есть такие, которые слушают, дьявол уносит это слово Божье из их сердца, и ничего не остается. А есть которые слушают, и даже радостно слушают. Вот наш русский народ в 1917 году с радостью ходил в храмы Божьи, с радостью молился, с радостью крестил детей своих. За один год все исчезло. Все сразу стали пролетариями, повзрывали храмы, стали убивать священников, друг друга потом стали убивать. А потом тех, которые убивали, их поубивали другие убийцы и посадили в ГУЛаг, потом тех вторых – третьи. И так пропало, как некоторые ученые говорят, около 50 миллионов человек. И исчезло государство. Так что же произошло? Была ли вера в нас в 1917 году? Или было что-то другое? Сегодня мы еще слышали с вами послание апостола Павла к галатам. Галаты – это потомки древних галлов, которые расселились в Галатии, где проповедовал апостол Павел. Это была одна из первых стран, куда он отправился на проповедь. И вот когда он ушел оттуда, стали там появляться лжепророки, учителя, которые стали говорить о том, что дискуссия была о том,  нужно ли христианам соблюдать ветхозаветные обычаи и традиции, исполнять субботу и т.д. И стали они упрекать апостола Павла, что якобы он не смог выполнять эти древние Моисеевы установления, ветхозаветные обычаи и традиции, и вот поэтому стал говорить о чем-то новом, о чем-то другом, о какой-то любви евангельской. И вот апостол Павел галатам и отправляет свое письмо, послание, в котором раскрывает правильное соотношение между исполнением внешнего обряда, внешней традиции. Апостол Павел не говорит, что не нужно древний закон ветхозаветный исполнять, но нужно еще иметь, прежде всего, веру во Христа. То есть, не только внешние стороны должны быть в жизни человека, не только обряды, не только традиции, но должна быть, прежде всего, духовная жизнь. Вот о духовной жизни, к сожалению, в 1917 году мало задумывались. И об этом даже не учили в семинарии как следует. Запоминали, заучивали схоластически. Как писал преподобный Варсонофий Оптинский, анализируя потом эти события революционные, он писал, что революция началась в семинариях. И действительно, мы знаем, что в нашей даже Таврической духовной семинарии однажды, когда преосвященнейший архиерей вошел в класс, никто из учащихся не взял у него благословения – в предреволюционные годы, это была еще революция 1905 года. А когда он вышел из класса, то услышал, как некоторые преподаватели вместе с семинаристами «Интернационал» пели. Все не так просто. Хотя они все знали обряды, традиции, обычаи. Но вот смысл духовной жизни, над смыслом духовной жизни человек, к сожалению, редко задумывается. А духовная жизнь – она и в помыслах, и в наших размышлениях, и в нашем наблюдении за собой. Чуть сделал что-то хорошее, доброе, казалось бы на первый взгляд – и сразу мыслишка коварная возникает: «Ах, какой я молодец! Ах, как правильно, красиво я поступил! Ах, как я здорово, замечательно сделал! Ой, как мне скажут что-то хорошее!» Или наоборот: вот этот человек, который стоит рядом, он не православному правильно ведет себя, он не знает, как нужно духовно, правильно, по-православному свечку ставить перед иконой. Из лампады свечку зажгла! Бесстыдница, в джинсах в храм пришла! Голову не покрыла! А я вот молодец, я в храме работаю, или каждое воскресенье, прихожанка, в храм прихожу. Я-то знаю! Хотя забывает, что в 17 лет на всех комсомольских собраниях руку вперед тянула. Но теперь-то уже мудрая стала – и шикнет, и гыкнет на эту молодежь, которая пришла и не знает… А кто их не научил? Мы их не научили. Кто виноват в том, что они так себя ведут? А как они себя ведут? Если это дитя в храм пришло – слава Тебе, Господи! Да, может быть, он и не знает, как нужно, что нужно. А как нужно – кто знает? Прежде всего, сердце нужно Богу открыть. Вот это – основное. Вот что апостол Павел говорит о соотношении внешнего обряда, внешнего закона и веры Христовой. Человек оправдывается не делами закона, а только верою во Иисуса Христа. И мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона, ибо делами закона не оправдывается никакая плоть. Апостол не говорит о том, что нужно отвергнуть дела закона, что нужно отвергнуть исполнение внешних традиций, но не они есть главное. Они есть костыли, которые помогают больному инвалиду, а мы все инвалиды в духовном смысле. Вот эти внешние традиции – они есть костыли, которые помогают идти вперед. Но если ты не будешь двигать ногами, поможет тебе костыль? Если ты сядешь на землю, возьмешь твердо в руки костыли и даже будешь размахивать ими над головой, в лучшем случае ты стукнешь себя по голове и задумаешься: «Может, я что-то не так делаю? Не в ту сторону махаю? Может, надо встать и идти?» Вот путь христианина – это путь духовной жизни, это путь духовного делания, незаметного для окружающих, но заметного очень для души и сердца верующего человека. Вот именно в этом случае, когда мы будем анализировать свои мысли и свои поступки, и не только анализировать как теоретики-ученые, но исправлять свою жизнь, вот в этом, и только в этом случае, то зерно, которое нам дает Господь Бог, Сеятель, это зерно попадает в благодатную почву. И не просто попадает туда – попадает в чистое сердце и сохраняется там в терпении, потому что жизнь духовная – это не прогулка по ялтинской набережной при лунной погоде. Жизнь духовная – это постоянная борьба со своим грехом. Но только в этом случае, и только в этом случае это зерно даст сторицей плод духовный, чего мы будем просить Господа Бога, о чем будем молить нашу Небесную Заступницу и Ходатаицу Пресвятую Богородицу, чтобы нам, каждому, идти по пути спасения, и чтобы отечество наше стало православным не только по количеству пришедших принять крещение или другие таинства церковные, как-то венчание и иные, а прежде всего, стало православным по духу. Вот тогда и не будет у нас этих мерзопакостных фильмов. А если они даже и появятся, то все скажут: «Чего я пойду на эту гадость взирать?» А это, кстати, тоже лакмусовая бумажка, духовный экзамен для всех нас: чего туда идти, какая свобода творчества – если твою мать назовут блудной женщиной и снимут о ней фильм, это будет свобода творчества? Да. Но она будет оскорбительна? Да. Ты пойдешь это смотреть? Нет. Вот каждый и должен отдавать себе отчет: куда ты идешь, зачем ты идешь и кого ты хочешь встретить в конце своего земного пути. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей