Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Богослужения на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня

27 Сентябрь 2017

В Петоро-Павловском кафедральном соборе были совершены праздничные богослужения в честь праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Вечером 26 сентября было совершено всенощное бдение с литией. По окончании пения Великого славословия настоятель Петро-Павловского кафедрального собора - протоиерей Александр Якушечкин - в сослужении клириков совершил Чин воздвижения Креста.

Утром 27 сентября была совершена Божественная литургия. За богослужением была прочитана молитва о мире на Украинской земле. После отпуста был совершен чин славления. Проповедь произнес протоиерей Александр Якушечкин.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Все вы знаете события сегодняшнего праздника о том, как святая равноапостольная царица Елена первой в истории человечества совершила паломничество на Святую Землю и обрела там многие святыни. Прежде всего Честный Животворящий Крест Господень, который был раскопан на том месте, где был распят Христос. Он особым чудесным образом явил свою чудодейственную силу, когда произошло воскрешение мертвого, которого несли погребать проходящая мимо похоронная процессия и как этот крест со всем церковным первоиерархом был вознесен, т.е. приподнят так, чтобы видели эту святыню и поклонялись. И вот с того дня Церковь устанавливает память об этом событии, Церковь устанавливает праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Крест в жизни православного христианина имеет особое место. Крест мы изображаем, когда осеняем себя крестом, когда крестимся. Крест мы носим на своих персях, на своей груди – свой нательный крестик. Крестом мы благословляем, кресту поклоняемся. Почему же такое особое внимание, такое пристальное внимание Церковь святая, весь верующий люд, трепетное внимание относит ко Кресту? Апостол Павел говорит, что крест для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. И действительно, когда человек, воспитанный в язычестве, воспитанный в нехристианской традиции и культуре, слышит о Кресте, о страданиях, о муках,  его начинает посещать тревожное, некомфортное чувство. Неверующего сейчас, пожалуй, не найдешь. Все во что-то верят. Во что, правда, – вот вопрос. Но тем не менее, большинство людей считают, что они верят в Бога. Вот когда им начинают рассказывать о чудесах, исцелениях, или о том, когда Бог посылает Свою невидимую помощь видимым образом – хотел человек продать квартиру, начал молиться, молился-молился, и вот Господь как-то услышал его. И все с удовольствием это слушают, внимают, и никто не возражает. Но как только начинается разговор о том, что Господь потерпел страдания на Кресте, и человек, который более или менее прочитал книжку или журнал о том, что же такое быть христианином, оказывается, следовать за Христом. То есть, получается, что и каждый должен взойти на свой крест и тоже претерпеть страдания. Не только чудеса исцеления, дары и гадалки всякие Однажды не так давно к Святейшему Патриарху Кириллу подошел очень образований умный человек после совещания о преподавания детям Основ православной культуры в школе, и этот человек говорит: «Ваше Святейшество, а нельзя ли как-то чуть-чуть что-нибудь подправить? – «Как подправить?» – «Ну, вот мы детям говорим о страданиях, о смерти, о мучениях. Они же маленькие, светлые души, а мы им – смерть, крест, страдания. Давайте подкорректируем, подправим, уберем…». Подправим Христа… Подправим, подкорректируем Евангелие. Подправим саму суть веры Христовой! И тут нет ничего удивительного. Так же и тысячу лет назад люди воспринимали христианство. Еще раз вспомним апостольские слова: «Для иудеев крест – соблазн, для эллинов – безумие». И сейчас есть сектанты (некоторые секты уже, слава Богу, в России запрещены, совсем недавно государством Российской Федерации запрещена была тоталитарная опасная секта «Свидетели Иеговы», которые многие к вам в двери стучались, предлагали поговорить о Боге, совали журнальчики цветные дорогущие, распечатанные в огромном количестве экземпляров). Как на что плохое – деньги всегда найдутся. Храм построить – денег нет, воскресную школу достроить – еще будем год ее достраивать, но с Божьей помощью достроим. А вот на эти цветные книжки и журналы всегда находятся откуда-то средства. Откуда – не будем уточнять, хотя и так это все понимают.

И вот эти люди говорят: как это вы, христиане, поклоняетесь Кресту? Вот мы сейчас перед Крестом поклоняемся, поем: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим. Что же вы Кресту поклоняетесь? Ведь Крест – орудие убийства, на нем Христа распяли. Он умер, мучился, Он страдал. Это все равно, что поклоняться топору или виселице – тоже орудия убийства.

Некоторые люди из христиан возьмут и соблазнятся, подумают: и действительно, на нем умер Христос, на нем Он страдал, на нем Он мучился. Крест – это действительно было то место, где жесточайшей казни предавали людей. Да, казнили на Кресте. Но почему Христос взошел на Крест? Он взошел туда добровольно. Как это произошло? Почему, какая сила возвела Его на этот Крест? А это сила великая, самая великая сила, которая может быть на земле и на небе – это сила любви. Сила любви к Богу и человеку. Вот так возлюбил Бог мир, читаем мы в Евангелии от Матфея, что отдал Сына Своего Единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог так возлюбил человечество, Господь так возлюбил мир, что заходит Сын Божий, Господь сам восходит добровольно на Крест и претерпевает страдания и мучения, зная о том, что Ему надлежит исполнить этот Божий закон.

Вот эта сила – двигатель любви. Она и делает Крест не местом казни только лишь, не орудием убийства, а Крест становится жертвенником, на который добровольно восходит Господь, несущий любовь и являющийся Сам любовью, чтобы каждый из нас имел возможность спасения и жизни вечной. Вот какую великую тайну принес нам Христос, и какой тайной обладает весь мир, кто верует во Христа – это тайна любви, великая тайна любви. Вот если бы вся наша жизнь строилась на этой любви, на этой тайне! Если бы мы всю свою жизнь оценивали через этот критерий, через эту Божью любовь, если бы мы стремились в своих поступках, в своих мыслях ее обрести! Если бы мы строили свои взаимоотношения в семье именно на этой любви, Божьей любви, то есть жертвенной любви! Ведь всем известно, что если ты хочешь, чтобы сохранилась твоя семья, нужно уступать друг другу, нужно прощать друг друга, нужно отрывать от себя и отдавать другому, не надеясь получить проценты. Это не кредит, любовь – это не банк и не сберкасса. Если ты отдаешь, то отдаешь, и ничего не надеешься получить. Мать любящая. Когда бессонными ночами склоняется над колыбелью своего больного ребенка, который плачет, который не дает ей спать и сам не спит, она не надеется, что когда-то потом он вырастет и будет носить ее на руках. Да, она, конечно, не возражала бы, но не поэтому, что она надеется получить что-то, она склоняется над колыбелью, а потому что она любит это дитя, любит – и все! Любит не за что и не почему, а потому, что в ее сердце живет эта любовь. Вот такая любовь должна жить во всех семьях, такая любовь должна жить в нашем обществе, между каждым человеком – знакомым или незнакомым должна жить эта любовь. Но иногда люди очень часто говорят: «Я не знаю, как мне полюбить эту злую соседку, которая то мне цветок зальет чем-то таким, то вещи мои выбросит, то еще что-нибудь напакостит. Как можно полюбить этого вредного человека?» А нужно заставлять себя любить. «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е», – читаем в Евангелии. Царствие небесное достигается принуждением себя. Научись делать добро. Учите детей делать добро. Заставляйте себя делать добро. Каждый знает, как его сделать. Иногда меня спрашивают: подавать ли нищим, которые у храма сидят, или нет? Иногда это искренний вопрос, а иногда и лукавый. Что ты, не знаешь, что человек пять лет сидит, собирает, и ничего с ним не происходит. А рядом с тобой в соседнем подъезде неужели нет старушки, которая никогда не выйдет и не протянет руку? Неужели нет многодетной семьи, которая нуждается в вешах, которые вам уже, может быть, и не нужны, но которые еще хорошие? Положили тайком, вечером, в почтовый ящик конверт, а в нем сто рублей, которые ты можешь оторвать от себя – все, и не подписывай. Святой Николай свои золотые не подписывал, когда бросал их в окошко, но делал это темной ночью, чтобы правая рука не ведала, что делает левая. Вот учись делать добро, учись творить дела любви. Пусть сегодняшний праздник Воздвижения Креста Господня напомнит всем нам, что есть в нашей жизни Крест, что у каждого этот крест есть и каждый нести его должен достойно. Но не просто нести, а нести с любовью. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей