Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения на Праздник Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения на Праздник Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа

20 Август 2017

В Петро-Павловском кафедральном соборе г. Симферополя состоялись праздничные богослужения, посвященные великому Господскому двунадесятому празднику - Преображению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Вечером 18 августа было совершено всенощное бдение с литией. Утром в день праздника была совершена Божественная литургия, служение которой возглавил настоятель Петро-Павловского кафедрального собора и секретарь Симферопольской и Крымской епархии - протоиерей Александр Якушечкин - в сослужении протоиерея Игоря Рогатенюка, протодиакона Леонтия Спельника, протодиакона Алексея Мандрыки. По запричастном стихе отец настоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Где-то в новостях о сегодняшнем празднике сказали коротко и ясно: «Завтра будет Яблочный Спас». До этого медовый был, теперь яблочный… Что здесь плохого, в этом названии? С одной стороны, плохого нет, потому что в народе так этот день и называют. Но если только так об этом говорить, если только так об этом вспоминать (а многие, когда их спрашивают, отвечают: «Почему яблочный?» – «Потому что яблоки святят»; «А почему медовый Спас?» – «Потому что мед святят»), если у нас останутся в сознании только яблоки с медом, то сознание наше будет не христианское, и голова наша и ум будут не христианские, а превратятся в кулинарную книгу, которая отвечает за желудок, желудочно-кишечный тракт, но никак не за спасение.

Нет ничего худого в том, что в этот день мы освящаем яблоки, виноград, потому что Бог дает эти начатки фруктов нам для нашей радости, для нашего утешения, для красоты нашей. Посмотрите, как заботливо наши прихожане украсили сегодня не только цветами, но и яблоками и виноградом икону Преображения Господня. Икона Преображения Господня! Вот, оказывается, чья икона сегодня в центре храма. Вот, оказывается, какой праздник 19 августа празднуют православные христиане  – Преображение Господне. И вот здесь таится великая тайна и великая хитрость лукавого – он стремится обмануть человека – чтобы человек шел не по спасительному пути, не к Богу, а в другую сторону. Вот, например, человек в лес пойдет, собирать грибы, например, и пойдет не по той тропинке, которая должна вывести на заветную поляну, а на другую, и если у нас и если у нас еще компаса с собой не будет, не будет верного направления и знания, куда, для чего мы идем, во имя чего мы живем, то мы, конечно же, заблудимся не только в лесу, но и в жизни своей.

Итак, сегодня, прежде всего. Преображение Господне. Что это такое? Слово «Преображение» уже означает какое-то изменение. Но не просто изменение: вчера было красное, сегодня стало белое. В слове «Преображение» особое изменение какое-то звучит. Мы не скажем о простой вещи – о новом платье, о новом костюме, о новой прическе – не скажем всерьез, что ты преобразился. Когда мы говорим, что кто-то преобразился, мы подразумеваем в этом действии какой-то высокий, сакральный, горний смысл, смысл духовный.

Господь собрал Своих учеников: апостола Петра, апостола Иакова, апостола Иоанна и взошел с ними на гору Фавор. Гора Фавор находится неподалеку от Назарета. Вот на этой горе ученик заснули, и проснулись, они увидели Христа, но не одного, а беседующего с двумя древними ветхозаветными пророками, которых уже не было на земле, с небожителями – с пророком Моисеем и пророком Илией. И так хорошо, так благостно стало ученикам Христовым, что апостол Петр, который совсем недавно до этого события, когда Христос спрашивал: «За кого ты Меня воспринимаешь?», и Петр исповедовал Христа как Сына Бога Живаго, вот этот апостол говорит Господу: «Господи, как хорошо нам здесь будет!» Им так не хотелось уходить с этого места, они хотели здесь остаться. Вот так, как бывает иногда с человеком, когда он пришел в храм, исповедался, очистился от грехов в таинстве исповеди, причастился Тела и Крови Христовой, и такое благодатное состояние души и тела, что даже из церкви уходить не хочется. Хочется остаться здесь, с этими людьми, с которыми ты только что рядом два часа был вместе, молился, предстоял пред образами святых угодников Божиих, хочется остаться здесь и жить дальше. «Вот вся бы жизнь у меня, – думает человек, – была б такая – в этих настроениях, этих мыслях, в этих молитвах». Не хочется уходить даже из храма, потому что здесь все родное, милое и дорогое. И ты чувствуешь себя не пришельцем извне, а Божьим человеком, которого здесь любят, который Бога называет своим Отцом. Как же хорошо было и благостно, по милости Божией, пребывать в храме! Вот так и апостолам было хорошо, и апостолы предложили Христу сотворить здесь три кущи, т.е. палатки: одну Господу, одну Моисею, одну Илии, и остаться здесь. И апостолы услышали, все услышали, голос с небес, голос Бога Отца, который возвещал о том, что Христос есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте, потому что на Нем Мое благоволение. Сам Бог Отец изрек ученикам Христовым Кто есть Сын Божий истинный, Кто Есть Спаситель, Кто есть Мессия. Апостолы даже испугались, но Христос утешил их и наказал никому не рассказывать об этом раньше времени. Вот это чудо произошло на горе Фавор. А дело в том, что и Сам Господь, когда пребывал на горе Фавор, когда ученики увидели Его, с Ним тоже произошло изменение. Он преобразился. Одежды Его стали блистательны, евангелист даже не находит слов, чтобы описать, какие стали эти одежды, он пишет «Белее снега». Особый свет изливался от Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, и этот свет неземной, несотворенный, нетварный, свет духовный, именуется Фаворским светом. Вот так мы видим на иконе, как Господь в озарении лучей Фаворского света преображается в этот день в этом месте. Поэтому этот праздник и именуется – Преображение Господне.

Нам всем должно быть известно, что каждый человек призван Христом к преображению, преобразиться от своего греховного состояния, преобразиться Духом Святым, преобразиться молитвой. Как можно преобразиться?.. Нужно творить молитву, нужно жить с молитвой, нужно жить в молитве! И не просто придти в этот день в храм освятить яблочки, а вознести к Богу молитву, и не просто принести их домой и угостить родных и близких виноградом, а потчевать их прежде всего своей духовной любовью… Нет ни одной молитвы, которая бы призывала к покаранию, к злу, к наказанию. Когда мы читаем такие слова или стихи – знайте, что оскверненное человеческим естеством. Молитва всегда призывает к покаянию, молитва всегда призывает к любви. Да, в молитве могут встречаться и грозные слова предупреждения, предупреждения не ради страха наказания, а ради Божьего страха, ради того, чтобы сердце наше исполнилось чистых помыслов  и любовью. Нужно, дорогие братья и сестры сегодня и во все дни нашего земного бытия, возвращаясь из храма Божьего к своим родным, к своим близким, к своим родителям, к своим детям, к своим внукам, исполняться этой молитвой, исполняться этой любовью. Будем встречать всех, кто приходит в Божий храм, любовью и радостью. Пусть этот человек еще не умеет поставить свечку, пусть он не знает, как одеться, как повернуться – не будем шипеть на него, как змеи, не будем ожесточением наполнять свои сердца, а с любовью. Вспомним себя – а ты первый раз пришел в храм, когда, казалось, все глаза на тебя устремлены и все смотрят на тебя: которой рукой ты крестишься, как ты правильно ставишь свечку, как ты ее передаешь. Кстати, никакой разницы нет, левой рукой передавать свечку или правой. Никакого греха нет, если кто-то зажег свечку, как часто говорят не только прихожане, но и те, кто в храме полы моют, кто дошел до великой чести трудиться в храме, так вот, еще раз хочу повторить: никакой разницы нет, правой рукой или левой передает человек свечку. И даже если он свечку зажег от лампады, в этом тоже нет никакого греха. Нет, есть в этом грех: грех, когда кто-то шипит на этого человека, по лености своей, уборщица, потому что, конечно. Когда свечку мы подносим к лампаде, то частичка воска падает на лампаду, лампаду ей придется мыть. Вот этот грех отталкивает человека от храма, но с еще большим ускорением отталкивается и улетает из Божьего храма душа того человека, который возомнил себя гордостью и тщеславием способным делать замечания другим людям. С еще большим ускорением улетает эта душа от Бога в противоположную сторону, к дьяволу.

По окончании литургии в дворе храма был отслужен водосвятный молебен, на котором были прочитаны молитвы на благословение винограда и плодов нового урожая.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей