Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

17 Май 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня за Евангелием за Божественной Литургией мы внимали словам Евангелия о том, как Господь беседовал с женщиной-самарянкой. В этом Евангелии, вернее, в момент этой беседы, Господь впервые за время Своего земного служения впервые открывается человеческому роду, Кто Он есть. Он впервые говорит человечеству, что Он есть Сын Божий, что Он и есть Тот Мессия, Которого все ждут.

Кому же Он это сказал? Он сказал это женщине-самарянке, которая пришла к колодцу, чтобы набрать воды.

Самаряне были презираемы израильтянами, они даже не общались с ними. Когда израильтян угнали в вавилонский плен, то на их место приехали переселенцы-язычники, которые заселили их дома, заселили их столицу – Самарию, поэтому по названию столичного города Самарии жителей всей этой местности стали называть самарянами. Сирийский царь, правда, приказал выписать одного священника израильского, плененного, чтобы научил этих переселенцев верхозаветной вере во Единого Бога, но им не запретили оставить своих языческих богов. То есть, у них все было перемешано – и вера в Одного Бога, и вера языческая, неправильная. И ввиду этого даже потом, когда израильтяне вернулись, то они даже запретили самаритянам принимать участие в восстановлении Иерусалимского храма. И тогда самаряне построили себе отдельный, другой храм, что было тоже неслыханно, ибо израильтяне говорили, что только в Иерусалиме должен быть храм, только в Иерусалиме можно молиться… Правда, перемешивались израильтяне с самарянами, и поэтому, чтобы такого смешения не было, ассимиляции не произошло, то, как бы мы сейчас сказали, сохранить свою культурную, религиозную, историческую идентичность, израильтяне стали не общаться с израильтянами, даже не разговаривали. Настолько была велика пропасть между этими двумя народами. Кстати, они и по сей день живут сейчас в окрестностях Тель-Авива. Вот такой это был народ.

Что же это было за событие, о чем был разговор у Христа с самарянкой? Несмотря на то, что это продолжительное весьма Евангелие, я его вам еще раз зачитаю на русском языке. Потом мы немножко поразмыслим над текстами из его строф (Ин. 4, 4-42).

«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Вот такое Евангелие читалось сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, за Божественной Литургией. Каждый из нас, из христиан, призван быть свидетелем о Христе, призван свидетельствовать о своей вере, призван в духе и истине пребывать и дарить это свое верование, это свое пребывание, это свое состояние души и сердца другим людям. Каждый из христиан призван быть проповедником, который должен отвечать на вопросы вот таких самарян о своей вере, о своем уповании.

Но почему так мало нас? Почему, если мы и отвечаем, то слова наши становятся неубедительными? Потому что мы тусклы, потому что наши слова являются просто сигналом словесным очень часто. Это не есть сигнал любви, это не есть огонь Божьей любви, который согревает, который освещает путь другому человеку и нам, который несет этот огонь в руках, и тому, кто находится вместе с нами. Очень часто наши слова похожи на мерцание, только не огня, а елочной мишуры.  Вот как елку украшают мишурой, золотыми шариками, но все знают, что эти шарики только по цвету похожи на золото, что это есть не какая-нибудь ценность – брось его, он разобьется, он скоро потрется, он скоро исчезнет, он просто так блестит на солнце. Это мишура, это сиюминутная ценность. Вот очень часто мы становимся похожи на эту мишуру, которая, казалось бы, блестит, которая по внешним признакам является христианином, ибо и молитвы знаем, и в храмы ходим, даже пост соблюдаем, исповедуемся, причащаемся. Вроде, казалось бы, все при нем, а самого главного нет – Бога нет, нет любви Божьей. Ибо что такое Бог? Бог есть любовь, и когда она в сердце не живет – нет ничего. Все тщетно и все смутно. Как говорил Святитель Лука, и многочасовые моления, и посты и многое-многое другое – все не поможет, если нет любви, если нет любви в сердце. Какой любви? Любви к Богу, любви к людям, христианской, Божьей любви. Ничто не поможет, ничто не сделает. И поэтому Христос и этой женщине, и ученикам, и нам говорит: «Жатвы много, а делателей мало». Много жатвы. Действительно, посмотрите, сколько среди нас людей, которые ждут верующего слова, слова любви, слова Божьей правды. И мы должны это слово донести до них – не только священники, а каждый верующий христианин. Но не просто слово, не просто информацию, записанную в виде букв, а Слово, которое есть Бог. Помните, как начинается Писание: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Вот это мы должны донести, то есть, ту любовь, которая должна жить в нас, мы должны передать ее другим. И при этом не ожидать никакой награды, никакого поощрения, никакой благодарности. Вот смотрите, в этом Евангелии: женщина, которая услышала истинное Слово, она все бросила, она даже воды не набрала! Ведь она пришла к колодцу по воду, за водой. Мы не читаем в Евангелии, что она принесла воды домой, а потом побежала и всем все рассказала. Она сразу пошла. Она все свои дела оставила, она побежала говорить людям: «Смотрите, Он сказал мне все, что я сделала, жила в беззаконии, без мужа, но имела пять мужчин». Вот вам, кстати, о гражданских браках, когда спрашивает иногда молодежь: «А почему это не так? Почему это неправильно? Почему нельзя убедиться в своих чувствах?» А потому, что это противно Богу и Божьему закону. Хотя можно еще много медицинских, психологических аргументов приводить, и православные психологи их приводят, и православные врачи вам скажут о том, что когда с одним, потом с другим, потом с пятым, потом с десятым, можно вообще оказаться у разбитого корыта, и никому ты не будешь нужна и не нужен на старости лет. И тебе тоже никто не будет нужен, твоему сердцу. Но это все другое, но самое главное – это противно Богу, это противно Божьему закону, это противно евангельскому духу. Какие еще тебе нужны доказательства, почему нельзя так. Вот женщине и был дан ответ: «У тебя пять мужчин было, но мужа нет». И вот когда она пришла и людям об этом поведала, люди пришли, чтобы услышать Его, Господа Спасителя Иисуса Христа. И уверовали, хотя были язычники, хотя в голове у них каша была, все перемешано было, а они пришли, услышали слово Истины и уверовали. И они сказали этой женщине: «Теперь веруем уже не потому, что ты нам сказала, а потому что мы сами слышали». И она не обиделась! Нам так хочется, чтобы человек, которого покрестили, привели в храм Божий, чтобы этот человек вспоминал о нас, молился за нас, дружил с нами, был благодарен нам. Мы опять тянем на себя то, что принадлежит Богу, «не мне, не мне, Господи, но имени Твоему». Мы должны об этом всегда помнить, о том, что вера есть Божий дар. Если этот дар нам даровал Господь, мы можем этим даром поделиться, но это будет не наш дар, а дар Бога. И если нам  Господь судит так, чтобы помочь кому-нибудь другому прийти к вере, мы должны только Бога благодарить, но не ждать за это никаких воздаяний и благодарностей. Потому что не мы, но Господь вселяет веру в сердца людей. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем и об этом помнить. Будем помнить также и слова Христа, что время придет, когда будете молиться не на этой горе и не в Иерусалиме, а в духе Истины. Вы должны пребывать в Духе и Истине, пребывать в лоне святой канонической Православной Церкви, пребывать в той вере, которую заповедал нам Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей