Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

09 Апрель 2017

В Петро-Павловском кафедральном соборе г. Симферополя состоялись богослужения по случаю великого двунадесятого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот Богородичный праздник относится к числу неподвижных и всегда празднуется 7 апреля по новому стилю. Всенощное бдение накануне праздника состояло из Великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. В сам день праздника была совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, после которой был совершен чин славления. Праздничные богослужения совершили клирики собора во главе с натоятелем - протоиереем Александром Якушечкиным, который по запричастном стихе произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В сей день Благовещения Владычицы нашей Пресвятой Богородицы мы вспоминаем о том, и переносимся мысленным взором в маленький, до того малоприметный город Назарет, который амфитеатром расположился на горе, в котором был всего лишь один источник воды, куда по воду ходила Пресвятая Богородица. Вспоминаем о том, как явился Ей Архангел Гавриил и возвестил Ей радостную, благую, добрую весть: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» И когда ангел явился к Ней, Матерь Божия была весьма смущена, Она испугалась. «Как такого Она могла сподобиться?» – задала Она Себе, наверное, такой вопрос. И архангел, видя это, говорит Ей: «Не бойся, Господь с Тобою! Зачнешь и родишь Сына, наречешь ему имя Иисус, Который будет всем Спасителем». Но и здесь смущения Божией Матери не завершены: «Как же Я рожу Сына, если я мужа своего не знаю?» И ангел возвещает Ей, что Божья благодать, благодать Духа Святаго на Тебя снизойдет. И тогда Матерь Божия понимает, что на то есть воля Божья, Промысел Божий, уготованный Ей, и говорит со всем смирением и послушанием: «Се раба Господня. Пусть сбудется Божья воля».

Вот эти события евангельские должны нас научить, прежде всего, внимательности и осмотрительности при принятии решений. Как часто мы скоропалительно что-то решаем! За этим решением рвемся вперед, совершаем те или иные поступки, о которых потом льем слезы, а уже ничего не сделаешь. Потому что, что сделано – то сделано. То, что сказано – то сказано. И никого не интересует: всердцах, в раздражении, со зла ли мы совершили то, что совершили. Вот будем не спешить принимать решения. Будем не спешить отрывать свои уста, как иногда грубо говорим: открывать свой рот (это себе можно говорить так грубо, не по отношению к другому). Будем размышлять и молиться, прежде чем принять какое-то решение. Будем у Богородицы учиться этой неспешности, этому смирению и послушанию воле Божьей.

О послушании воле Божьей тоже призадумаемся. Каждый человек задается вопросом: в чем в моей жизни должна исполниться воля Божья? В чем эта воля Божья должна явиться в жизни моих родных и близких, друзей, в жизни моей семьи? Как узнать эту волю Божью для меня? Что мне делать? Некоторые спешат за советом к опытному духовно человеку, к наставнику духовному, духовнику, священнику. Многие ищут духоносных старцев, особо благодатных. Но понятно, что на всех старцев не хватит. Когда у покойного ныне, приснопоминаемого архимандрита Кирилла однажды один корреспондент спросил: «А много старцев сейчас на Руси осталось?», он ответил: «Старцев – не знаю, а стариков много». На всех вас старцев не хватит, что же делать? Иногда, бывает, даже нет возможности посоветоваться со священником, хотя в наше время это, в общем-то, не так трудно. Зайди в храм, помолись, попроси благословения, спроси у батющки: что и как. Но если ты спросил или спросила, так делай, что тебе благословили. А иногда нас благословят, а мы по-своему делаем. А иногда даже, в храме пребывая, а иногда даже работая в храме, не удосуживаемся взять благословения. Вот такие мы грамотные! Вот так нам кажется, что все, что мы можем, то и делаем. Ну и делаем, что делаем. А что получаем? А то и получаем, что сделали. Милость Божия неизреченна. Уже здесь, на земле, Господь ласково, любя, через поломанную ногу, свернутую шею, через скорби, через слезы останавливает нас: «Остановись! Ты делаешь что-то не то, ты делаешь что-то не так!»

Но как же можно волю Божью в жизни своей все-таки распознать? Мы мучаемся, задаем себе массу вопросов. А ведь каждый из нас – это особая, уникальная личность. Каждый из нас – это образ и подобие Божье. И каждый из нас, если появился уже на этот мир (а ученые говорят, что жизнь человеческая, каждого из нас – это один из миллионов шансов). Ученые говорят, что так вот сложилось, случилось, а верующий говорит: «Так Господь сподобил». И это действительно так. Значит, если мы родились, значит, для чего-то. Не просто для того, чтобы выйти из этой земли и в землю эту уйти – и все! Значит, мы должны предисполить то, что нам предначертано – не судьбой, но Богом. В православном богословии нет понятие такого, как, например, в исламе или у протестантов, о предопределении человека. Есть более мудрое, более духовное, более глубокое в Православии понятия промысла Божьего. Но только этот промысел Божий нужно искать, нужно находить его, его нужно видеть. Но каждый из нас рожден – хотя бы минимум – кто-то мужчиной, а кто-то женщиной. Это уже определенная воля Божья. Это уже что-то предопределяет в нашей жизни. Каждый из нас рожден в конкретной стране – вот мы в России родились, на Руси святой – и это уже тоже должно что-то значить для нас. Каждый из нас рожден в какой-то семье, среди каких-то конкретных родителей. Каждый из нас имеет то или иное образование – и в этом тоже нужно смотреть: а если я учительница, то в чем тогда мой промысел Божий, если я учительница математики или русского языка, или английского или латыни? Только ли в том, чтобы мои ученики запомнили плюсквамперфектум, или я еще должна что-то детям дать, школьникам, студентам, если я верующий человек? Значит, что-то еще можно и нужно сверх того? А если я журналист, то только ли рассказывать о том, какое дорожно-транспортное происшествие или какая партия с каким предложением в парламенте выступила? А если я уборщик, дворник, то только ли просто мести улицу, или , подметая улицу, еще и молитву творить Иисусову, может быть? Или молитву мытаря? И с улыбкой встретить любого человека, который утром торопится на работу, а я подметаю двор, и сказать ему: «Ангела-хранителя, милый человек. Пусть тебе Господь в сей день во всем тебе помогает!» Не злиться, не ругаться. Если я старая старушка, немощная и больная, у которой все болит, то я что должна делать? Тоже здесь можно найти ответ. Я вспоминаю, как одна женщина, на заре моей юности, рассказывала, как она пришла к Богу. «Мы жили в коммунальной квартире, – говорит она, – и там разные были люди, разные семьи. Была одна очень скандальная семья. Они чуть что – сразу ругались. А поругавшись, начинали кидать друг в друга, бить друг друга чем попало. И вот я помню, у них жила старушка, которая, как только начинался этот скандал, никогда в нем не участвовала. Она никогда не доказывала, что она права, когда ее ругали. Вот помню, начинают они ругаться, она выйдет в коридорчик коммунальной квартиры, длинный такой коридор, на сундучок сядет и сидит там, молча и смиренно. Они начали тарелками кидаться, и тарелка попала ей прямо в лицо. Она даже не ойкнула, она только перекрестилась: «Господе Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных!» И она молилась за всех этих своих родственников, людей, которые ругались. И так смиренно, не показно – у нас же смирение еще бывает такое, нам же еще многим можно дать звание народного артиста, мы, если смиряемся, то так смиримся, чтоб все видели, как они неправильно поступают, как нужно смиренность свою нести. А в этой бабушке было столько кротости, столько любви, столько смирения, что я, говорит эта женщина, подумала: какая вроде бы слабенькая, на первый взгляд немощная старушка, но какая она сильная, духовно сильная. А что же дает ей эти силы? Уж, конечно, не тот сундук, на котором она сидит! Она крестится, она молится – значит, молитва, значит, Бог дает ей эти силы, вера православная. Я стала смотреть, наблюдать за этой старушкой, я хотела быть такой, как она! Не сразу быть такой старенькой и слабенькой – я хотела стать сильной духовно, я хотела подойти ближе к Богу, и поэтому я пришла в храм», – сказала эта женщина. Вот так старая немощная старушка привела в храм Божий молодую тогда девушку, которая стала затем взрослым человеком, верующим человеком, профессором, ученым, которая, наверное, и студентов своих к Богу привела и ведет. У каждого есть свой промысел Божий. Его нужно в данном, сейчас, просто поразмыслить: где я, кто я, что я, а самое главное – куда я должен идти. Матерь Божия никогда нас не оставляет, и когда нам трудно бывает ответить на эти вопросы, то обратимся к Ней, дорогие братья и сестры, за помощью. Пусть Она покроет нас честным своим омофором. Пусть Она подскажет нам, пусть Она поможет нам, пусть Сына Своего Единородного молит за нас. Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей