Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь протоиерея Игоря Рогатенюка, клирика Петро-Павловского кафедрального собора г. Симферополя, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь протоиерея Игоря Рогатенюка, клирика Петро-Павловского кафедрального собора г. Симферополя, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

22 Август 2016

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Благочестивые христиане, когда не посещают храм Божий, прочитывают положенные на день зачала (избранные места из Священного Писания), и по молитве Отче наш, которую мы каждый день читаем, мы просим у Бога дать нам хлеб наш насущный, который, по толкованию святых отцов, прежде всего есть причастие Животворящего Тела и Крови Христовых. Поэтому взрослые люди, приносящие деток к причастию, поступают правильно, потому что с Господом детям хорошо, и родители должны знать, что и сами они должны приступать к Причастию, иначе в маленьких головах детей возникнет закономерный вопрос: «Почему меня приводят к Причастию, а сами к нему не приступают?».

Далее святые отцы призывают понимать нас под хлебом насущным слово Божье, то есть чтение и питание своего ума и сердца Божественным Откровением. Человек – существо словесное, поэтому люди, понимая это или нет, ежедневно удовлетворяют свой голод кто-то просматривает интернет, кто читает газету или книгу, но христианин должен знать, что слово Божие слаще меда сот. Мы должны читать его хотя бы в той мере, которой предлагает нам Церковь, в качестве зачала из Евангелия или Апостола. Детки наши должны читать Библию для детей вместо того, чтобы  читать другие книги, вредящие их умам и еще чистым сердцам. Наконец, Господь не лишает нас и пищи телесной, ибо «Господня земля и исполнение ея».

Сегодня хотелось бы обратить ваше  внимание на прочитанный отрывок из апостольского зачала. Наш крымский соотечественник, угодник Божий святитель Лука в своих посланиях священникам говорил: «Знаю, что многие из вас читают Евангелие, но Апостол мало кто читает». Действительно, если дадим апостольский текст (Деяния святых апостолов, семь соборных посланий апостолов и 14 посланий святого апостола Павла) на русском языке образованному, но невоцерковленному человеку, он ничего не поймет. И здесь дело не в славянском переводе. Углубление в слово Божие зависит от меры личного воцерковления. Когда человек приходит на службу и говорит, что мне ничего не понятно, то это не Церковь должна подстраиваться под человека, а сам человек должен постараться подстроиться под Церковь. В арсенале каждого человека есть много слов иностранного происхождения, смысл которых ему известен. А вот кто такие пророк Осия, святитель Иоанн Златоуст, святые апостолы Петр и Павел многие не знают.

Хотелось бы сегодня обратить ваши взоры на прочитанный отрывок из третьей главы первого послания к Коринфянам святого апостола Павла. Святой апостол пишет: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:9-11). Апостол Павел говорит, что Церковь – это Тело Христово. Все, что есть в нашем теле, связано друг с другом и взаимозависимо. Даже когда болит палец, человек чувствует себя нехорошо в целом. Также и мы все, христиане, составляем единый Божий организм. Не бывает так, что я сам по себе грешу. Мой грех отзывается на всем организме. Если бы грех был моим личным делом, тогда почему есть первородный грех, почему мы умираем? Мы не согрешили как Адам и Ева, но почему-то умираем. Сама природа испортилась после грехопадения человека. Какое отношение имеет природа к человеку? Оказывается, имеет. Поэтому апостол Павел говорит: «Вы Божье строение». Как в здании есть разные материалы, так и мы, братья и сестры, должны стать хорошим материалом. Если материал дряхлый и непригодный, то нормальный строитель его выбросит. Если бы с вами имели такой дар обозреть Церковь Христову, мы увидели, что один кирпичик выпадает, кто-то ушел на далеко-далеко, а другой не был, а потом стал частью строения Божьего. Это случилось когда-то и с нами. Но еще раз отметим, что мы должны быть хорошим добротным материалом для строения Божьего.

Церковь Божья основана на краеугольном камне, имя которому Иисус Христос. Камень, который отвергли строители, именно этот камень сделался главой угла. Именно на нем построена Церковь. Другого основания нет. Почему мы это подчеркиваем? Потому что из послания к Коринфянам мы знаем, что в Коринфе происходили разделения. Одни говорили: мы Павловы, другие говорили – мы Аполлосовы, третьи – мы Кифины, т.е Петровы, четвертые говорили – мы Господни.

Сейчас у нас в Церкви есть священники, епископы (преемники святых апостолов). Мы должны помнить евангельские слова: Не называйте никого отцами, ибо один у вас Отец на Небе. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться в церковной действительности со случаями, когда человек отождествляет свою духовную жизнь с каким-то одним священником, для него другие священники – все плохие: только у него мы будем причащаться, только у него исповедоваться, только он самый лучший. Получаются целые партии, которые вместо того, чтобы служить Христу, служат человекам. Этого делать, братья и сестры, нельзя. Апостол Павел говорит, что мы соработники у Бога, но делает все Бог, а не мы. И спасает нас не Павел, не Петр, а Сам Христос. Это очень важно осознать и запомнить.

Еще апостол Павел говорит: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор. 3:12-15). Апостол Павел говорит, что дело каждого будет подвержено проверке: прочны ли они, ради Бога сотворены, во славу ли Божью? У кого дела окажутся не Божьи или их окажется недостаточно, чтобы спастись, сам человек не погибнет, потому что душа его бессмертна, но дело его сгорит. Если мы воспользуемся толкованиями Иоанна Златоуста или святителя Феофана Затворника, то увидим, что здесь апостол Павел раскрывает учение о вечных муках. Для одних людей, дела которых окажутся прочными, будет вечное блаженство, а другие, дела которых сгорят, сами не уничтожатся, потому что жизнь вечная дарована каждому человеку, но это будет жизнь не блаженная. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорит: «Знаю, что слова мои вам не нравится, как можно представить, чтобы Господь за временные грехи дал вечное наказание, но Евангелие и Апостол именно так и учат». Помните, что говорит Христос в Евангелии: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46). Мы должны отметить, что все богоборцы, например, Лев Толстой, не могли понять, как Бог может за временные грехи дать вечное наказание. Мы знаем, что учение о всеобщем спасении, вместе с ересью Оригена было осуждено на пятом Вселенском Соборе, поэтому мы должны покориться голосу Церкви. Господь не только угрожает нам муками, но обещает и блаженство, и никто не может сказать, что оно закрыта для нас. Нам дана Церковь, в которой мы черпаем благодать Божью для спасения.

Есть у нас Священное Писание, есть у нас святые отцы, которых Церковь прославила, будем этой здоровой пищей питать свои души. Мы должны знать веру, хотя бы в пределах катехизиса. Аминь.



назад к списку новостей