Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в день Пресвятой Троицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в день Пресвятой Троицы

22 Июнь 2016

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы отмечаем праздник Пресвятой Троицы. Многие спрашивают: "А что такое праздник Святой Троицы?" И некоторые отвечают: "Это такой большой праздник, когда все в церкви украшено зеленью, травой, ветвями деревьев и надо обязательно взять букетик травы, веток или цветов, чтобы украсить дом. Большой праздник. Красивые веточки". 

А смысл какой во всем этом? Засохнут эти веточки, выбросите вы их, развеет все это ветер, и сгниют они, в землю, в прах превратятся. А дальше что? Для чего, и главное, что из этого следует для жизни православного христианина? Вот как ни странно: с 1988 года уже сколько лет прошло, когда объявили что в церковь ходить можно и с работы никого не уволят? А вот очень многие затрудняются ответить на этот вопрос, на очень многие духовные вопросы церковной жизни. А на другие вопросы мы умеем ответить. Мы многим овладели. Большинство из нас знает, как включить компьютер, даже маленькие дети в планшете не теряются, а быстро пальчиком находят все необходимое. Тычут, тычут пальчиком в этот планшетик и радуются. А пальчики сложить: один, второй и третий и осенить себя крестом "во имя Отца и Сына и Святаго Духа",  этих многих детей мамы так и не научили. А если и научила и привела в храм, что же мама ответит сыну? Что Троица, что веточки зеленые? А смысл какой во всем этом?

Как радовались ученики, апостолы Христовы, когда их Учитель, Которого на глазах у всего Израиля подвергли страшной мучительной казни, распяли живого на кресте, а потом погребли, похоронили Его в пещере, как радовались они, когда Он воскрес! Когда Он явился к ним, снова был рядом, снова их учил, наставлял. Даже кушал вместе с ними! Воскресший Господь вкушал вместе с ними пищу земную, трапезу совершал. Как была велика их радость в течение всех этих сорока дней! Потом Господь вознесся на небеса, и мы вспоминаем праздник Вознесения Господня, который был десять дней назад. И здесь ученики не печалились, не разрыдались, не расплакались, как мы на похоронах плачем, рыдаем, рассудок теряем, когда прощаемся с кем то из родных и близких, который уходит ко Господу, уходит в иной мир, который есть гораздо ближе к Богу, чем наша Земля. Апостолы не рыдали и не плакали. Почему? Потому, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос перед Своим Вознесением пообещал им, что Он пошлет им Утешителя, Духа Святаго. Святой Дух будет с ними пребывать и будет их утешать.

Господь пообещал также Своим ученикам, что Он на камне этом человеческом, одном из апостолов, по имени Симон Петр (к нему Он обращается, - "ты́ еси́ пéтр (камень в переводе означает его имя), и на сéм кáмени сози́жду цéрковь мою́, и вратá áдова не одолеютъ éй"). Т.е., апостолы получили обещание Господа, обетование, что и Дух Святой будет их утешать, и Господь создаст такое место на земле, которое будет именоваться Церковь Христова, где с ними ничего не случится плохого, где врата ада не одолеют ее.

Как смешно и печально, что некоторые прихожане симферопольские говорят: "Нет, вот в этот храм я ходить не буду, там бабки всякие злые, колдуньи, экстрасенсы, или еще что-нибудь такое придумает... Вот пойду туда, там такой благодатный храм, там такая благодать". Все храмы благодатные. Все иконы благодатные в храме и церковь не доступна злым силам. Какие бы мы злые не были (а вы сами знаете, что каждый из вас, каждый из нас ужасно злой и нехороший человек), потому что у нас есть забытые грехи и нам кажется, что я такой плохой, но не в триста тридцать три раза… А Бог знает, что не в триста тридцать три, а в тысячу раз! Потому что Он знает все: и все что мы сделали, и все что мы забыли. И вот, несмотря на то, что мы такие плохие и нехорошие ходим в храм Божий, от этого храм Божий не умаляется и благодать его не уменьшается. Это так, к слову.

Есть такое место на Земле: это храм Божий, Церковь Святая, которую врата адова не одолеют. Вот почему ученики ушли и так радовались.

Но не просто ушли и пели песни, на стол накрыли, как бы мы это сделали, веселиться начали. Апостолы ушли в Иерусалим после Вознесения Христова и пребывали в молитве. Вот какая радость есть еще у человека – молитва к Богу, молитва ко Господу. И в этой молитве они пребывали, находясь в доме, в Сионской горнице. И Матерь Божия с ними была. И вот в один из дней, а именно в день, когда евреи праздновали праздник кущей в память о том, как они ожидали Моисея. Сотворили кущи, палатки из ветвей – вот откуда ветви в храмах. И вот Моисей сошел с горы Синай и принес людям Божии заповеди в этот самый день праздника кущей. А было это на пятидесятый день после Христова Воскресения. Поэтому праздник Троицы именуется еще иначе Пятидесятницей. В этот пятидесятый день, на Пятидесятницу, в Сионской горнице, где собрались апостолы вместе с Божией Матерью, вдруг сделался великий шум с небес над всем городом, и над каждым из апостолов и Божией Матерью появились огненные языки. Т.е., языки огненные почили на каждом из них.

Но и это еще не все. Апостолы получили особую благодать благовествовать на разных языках. Это совсем не то, как некоторые сектанты протестанты начинают прыгать, бегать, скакать, бесноваться, кричать на каких-то неведомых тарабарских языках и говорят: "Вот мы тоже Духа Святого получили. Это у нас такая божественная благодать особая, доказывающая, что мы не просто какие-то сектанты, харизматы беснующиеся, а мы от Духа Святого имеем эту благодать". Но тут небольшая разница: они беснуются и тарабарят на непонятных никому языках несуществующих, пустые звуки извлекают. А вот апостолы говорили на реальных, как бы мы сейчас сказали, иностранных языках. И апостол Фома, например, которого мы называем часто Фома неверующий. Кого-то обличаем в чем то: «Вот Фома неверующий». Какая плохая поговорка! Потому что Фома "неверующий" пошел в Индию, проповедовал там среди язычников-индусов, на их индийском наречии. И принял мученическую кончину за Христа, потому, что он имел такую веру, которой миллионной доли, наверное, в наших сердцах нет. А он принял мученическую кончину, хотя он мог бы спасти свою жизнь. Но он этого не сделал, а принял смерть Христа ради. Вот апостол Фома говорил на этом наречии. Апостол Андрей Первозванный – он ведь тоже был простой рыбак, «иняз» не заканчивал. А вот пошел сюда, к славянским землям, дошел до Крыма, отсюда проповедовал всем жителям, которые населяли наш край, скифам. Потом поднялся вверх по Днепру. И все было понятно, потому, что он говорил на всем доступном, понятном для этих жителей языке. Так вот, апостолы пошли проповедовать. Кстати в этот самый день Троицы, Пятидесятницы, апостол Петр, тот самый, о котором Христос говорит: "Ты́ Симон, Пéтръ (камень), и на этом кáмени создам цéрковь мою́, и вратá áдова ее одолеют", вышел на проповедь в Иерусалиме из Сионской горницы. Сионская горница была первым храмом на земле. Его проповедь была настолько сильна, простого рыбака проповедь, простого человека, который ни риторике не учился, ни гомилетике! Что там духовную академию, духовную семинарию, он даже церковно-приходскую школу не закончил, но его проповедь была так действенна, что три тысячи человек в этот день, только в один день, уверовали во Христа. И приняли крещение. Вот какова сила проповеди верующего человека! Вот какова сила проповеди любви! Не нужны дипломы, ни к чему справки и бумажки. Если в твоем сердце, если в твоей жизни, а не только в твоих словах, если в твоих делах нет любви, то все тщетно и суетно. Вот этот день, святой Троицы, не случайно мы так празднуем, не случайно стараемся наши храмы и наши жилища украсить. Потому что мы празднуем день рождения Святой Церкви. Когда мы празднуем день рождения близкого, дорогого нам человека, мы стараемся украсить дом, подарок приготовить, навестить этого человека. Вот поэтому христиане в день Святой Троицы и торопятся прийти в Божий. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей