Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Троицкая родительская суббота в Петро-Павловском кафедральном соборе
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Троицкая родительская суббота в Петро-Павловском кафедральном соборе

20 Июнь 2016

 

 

18 июня 2016 года, в Троицкую родительскую субботу, в кафедральном Петро-Павловском соборе была совершена Божественная Литургия, по окончании которой была отслужена Панихида в память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.

По Уставу Православной Церкви накануне праздника Святой Троицы совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, на мясопустной седмице перед Неделей о Страшном Суде. Эта родительская суббота, перед праздником Пятидесятницы, имеет название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет вхождение в пост, начинающийся через седмицу и именуемый Апостольским. Накануне поминального дня, 17 июня, духовенство Петро-Павловского кафедрального собора совершило заупокойное вечернее богослужение – парастас с чтением 17-й кафизмы. В сам день поминальной субботы, 18 июня, после Божественной Литургии была отслужена Великая панихида, на которой все собравшиеся в этот день в храме соборно помолились о прощении согрешений своих усопших сродников и испросили милости Божией, Царства Небесного для христиан, всем от века "в надежде воскресения и жизни вечной" уже отшедших в мир иной.

Данное поминовение усопших берет свое начало с апостольских времен. Об установлении мясопустной родительской субботы было сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», аналогично можно сказать о происхождении Троицкой субботы. Подтверждается сие установление Богослужебным уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века.

Святой апостол Петр в словах, произнесенных им в день Пятидесятницы, указывает на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти».

В свою очередь Апостольские постановления передают нам о том, как апостолы, исполнившись Святым Духом в Пятидесятницу, проповедовали язычникам и иудеям Господа нашего Иисуса Христа, Судию живых и мертвых. Поэтому Церковь издревле призывает совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых отец, братий и сестер наших, так как в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Духа, которая спасительно, благодатно простирается, как на, живых, так и на усопших. Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Помяни, Господи, всех в надежде воскресения и жизни вечной усопших отцов и братиев и сестер, православных христиан и со святыми Твоими их всели, и сотвори им вечную память.

Проповедь протоиерея Алексея Астапова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С праздником, с днем Святой Троицы! Всех вас поздравляю с днем рождения нашей Святой Церкви. Завтра мы будем праздновать память того, как огненные языки и Дух Святой Божий сошел на апостолов, и они приобрели величайшие благодатные дары, чтобы распространять веру Христову по всей земле. Не просто веру, как мы можем верить, а ту чистую веру, которой нас учил Господь Иисус Христос - любви к ближним и разумению Священного Писания и тому, чтобы мы не уподоблялись фарисеям, которые комара отцеживают, а верблюда пропускают. Чтобы мы все жили не только по букве закона, но по Духу закона. И чтобы мы понимали в первую очередь, что Дух закона заключается в любви. И вот Господь наш Иисус Христос в сегодняшнем Евангелии говорит, что он пришел не Свою волю исполнять, а волю пославшего Его Отца. а воля Отца заключается в том, чтобы тех, кого Он дал Сыну, т.е. всех нас, мы Его именем именуемся христианами, никого не погубил. В том числе и тех, кто уже не живет здесь, в этой земной жизни. Господь не хочет никому погибели, но хочет всем спасения. Вот в этом Евангелии нам еще раз и еще раз говорится: чтобы никого не погубил, но воскресил их в оный день. Мы должны быть всегда готовы предстать перед судом Божиим. Всегда должны быть готовы дать отчет о своей прожитой жизни, поэтому, собственно, в Церковь мы и ходим. Мы должны иметь память смертную. Как святой Иоанн Кронштадтский говорит: если бы вы имели память смертную, то никогда бы не согрешили. И вот поэтому ежедневно, на каждом Богослужении, Литургии, поминаем наших усопших сродников для того, чтобы помнить то, что они уже сейчас временно не с нами. И мы можем также переступить эту черту и уже пройти суд первый для того, чтобы в дальнейшем воскреснуть и иметь жизнь вечную. Вот эту память мы должны иметь в своем сердце и стараться не грешить.За наших усопших сродников молимся. По преданию Церкви, святой Василий Великий говорит, что в этот день, в день Святой Троицы, накануне дня Святой Троицы, в день родительской Троицкой субботы, мы молимся не просто за всех христиан, в которых уверены, что это был человек праведный, но даже за тех, которые находятся во аде. Но это не значит, что мы молимся за тех людей, которые своей волей, разумной волей, находясь в здравом уме и в сознании, согрешили и просто ушли из этой жизни. За самоубийц мы не молимся. Стараемся покаяться, понять это и больше никогда этого не повторять. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Алексея Астапова



назад к списку новостей