Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Проповедь протоиерея Александра Якушечкина во время Богослужения вечерни Великой субботы с выносом Плащаницы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь протоиерея Александра Якушечкина во время Богослужения вечерни Великой субботы с выносом Плащаницы

30 Апрель 2016

 

 

29 апреля в Страстную пятницу протоиерей Александр Якушечкин при сослужении протоиереев Василия Корнуты и Александра Олашина, иереев Михаила Петрова и Алексея Астапова, протодиакона Леонтия Спельника, диаконов Евгения Галяса и Алексея Мандрыки совершил вечерню Великой субботы с выносом плащаницы, изображающей снятие с креста Тела Господня.

Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах позволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы.

Вынос Плащаницы – иконы Христа, лежащего во гробе – совершается, как правило, днем. Примерно в два или три часа дня Плащаницу - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя, выносят из алтаря и устанавливают в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами.

Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6). После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле. Затем после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб.

После выноса Плащаницы настоятель кафедрального собора, отец Александр, обратился к пришедшим для воспоминания Крестных страданий и смерти Иисуса Христа православным Христианам с назидательным словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня, в Страстную Великую Пятницу, во всех православных храмах мы увидим положенную в центре плащаницу Господа нашего Иисуса Христа. Плащаницу которой обвито Его пречистое тело. Плащаницу на которой особым, чудесным образом, таинственным, не подвластным науке, отпечатались Его ребра, Его язвы гвоздийные, т.е. раны, которые Он претерпел на кресте, получил на кресте претерпевая страдания. Тело Господа было прибито огромными большими железными гвоздями ко кресту. Это была страшная и мучительная казнь. Казнь при которой человек умирал в страшных и неизреченных мучениях и страданиях. И вот эти страдания открыты сегодня взору каждого из нас. Наверное нет на земле такого человека, который бы не задавался себе лукавой мыслью. А мысль лукавая от лукавого, ибо нет человека безгрешного. Несть человек иже не согрешит. Один Господь без греха. Каждый спрашивал себя, - "ну неужели Бог не мог так устроить спасение рода человеческого, без этих крестных страданий, без этого креста, без этих мучений, без этой крови, без этих страшных событий, которые произошли и которые надлежало претерпеть Христу". Так устроен греховный человек, что все он меряет по своему. И эти мысли, они как я уже сказал, мысли не праведные. Потому что мы как бы задаем вопрос Богу, а подразумеваем, что имеем на него ответ. Вот Бог сделал так, но неужели нельзя было сделать по другому. Как будто если бы надлежало делать мне, то я бы поступил бы иначе, сделал бы все полегче, не так страшно, не так мучительно. И тем самым мы невольно уже перекладываем на свои хрупкие, духовные рамена, не крест Христов, а перекладываем Божественный промысел. Мы много раз слышали о неизреченной любви Бога к человеческому роду. Мы слышали с Вами и читаем в Евангелии, что эта любовь подвигла Бога послать своего Единородного Сына. Чтобы каждый верующий в Него не погиб. Чтобы каждый верующий имел жизнь вечную, т.е. через эти страдания, через этот крест, каждый человек, если он конечно захочет, и если он вслед за этим своим желанием, начнет жить так, чтобы жить спасаясь.

Каждому человеку Бог дает надежду на спасение. А остальное уже надлежит сделать человеку. Бог каждому дает спасительный путь, спасительную дорогу. Но тащить нас насильно по этому пути, к себе, к вечному блаженству, в Царствие Небесное, Бог не желает. Он желает, чтобы мы были свободные в этой любви, чтобы мы преисполнили сердце этой любовью и сами выбрали путь спасения. Путь спасения это не прогулка при прохладном ветерке, ясном солнышке, зеленой травке, приятной компании. Путь спасительный, этот тот путь, которым прошел Христос. Это крестный путь, это крестный ход, это крестные страдания. И мы в своей жизни это наблюдаем. Мы наблюдаем этот путь в истории человечества, в истории народов, в истории нашей Святой Руси. Много тысячелетней. Русь, которая от язычества пришла ко Христу, но которая то и дело с пути этого сворачивает. В древности "Крещение" называли не словом крещение, а называли просвещением. Т.е. каждый человек, который крестится во имя Христа, должен просвятиться этим светом веры Христовой. И жизнь свою просвятить ею, и изменить эту жизнь взирая на этот спасительный свет. Вот, что должны делать мы и чего мы периодически, да и не только периодически, а в большинстве своем не делаем, а лишь изредко вспоминаем, милостью Божией, то в дни поста, то в дни когда мы говеем, готовимся к таинству исповеди, к таинству причастия. Когда вспоминаем, сокрушаемся, даже слезы проливаем. Приходим, каемся, исповедаемся, слезы утираем и идем обратно, жить так как и жили. Вот об этом всем мы должны вспоминать, когда мы приходим сейчас к Плащанице.

Мы должны вспоминать, чтобы каждый из нас имел надежду на спасение в Церкви Христовой, в Церкви Православной, имел возможность очистить свою душу от греха. За это заплачено великой ценой, это цена крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это та цена, которая напоминает, что и каждый из нас, если мы хотим быть Христианином, то должны следовать Иисусу Христу. Следовать тем путем, который прошел Он. Если мы будем это делать со Христом, то все страдания, все невзгоды и горести, которые неизбежно бывают в жизни человека, они будут переносимы этим человеком с радостью. С духовной радостью. И он будет эту поддержку, эту Божью помощь ощущать, так как ее ощущали святые угодники Божьи, святые мученики, которые на арену Колизея выходили, первые Христиане, они знали что их сейчас, через несколько мгновений, растерзают дикие звери, львы, тигры, но на их лице была улыбка радости потому что они знали что их ждет встреча со Христом. Они не просто это знали, они в это верили, они верили Богу и эта вера давала им духовные силы.

Вот о чем должны мы, дороге братья и сестры, вспоминать в своей жизни. Чтобы не просто прийти в храм с цветочком, с копеечкой, купить на нее свечечки, поставить ее перед той, перед этой иконой. Прийти куличи освятить, которые мы дома заботливо для своей семьи испечем, творожную пасху, освятить святой водичкой, Аги Асмой, в день Крещения Господня и так далее. Это все хорошо и это все должно быть и пусть это будет. И куличи печем и будем печь, для того, чтобы радость вошла в каждый дом. И водичку святую Аги Асму будем потреблять со своими домочадцами дабы укреплять себя духовно и телесно. Но мы не должны остановится только на внешней части жизни во Христе. Самое главное, чтобы в этой жизни, жизни во Христе, эта жизнь была истинно жизнью человека Христианина. Вспоминать будем об этом когда молитвенно будем прикладываться к Плащанице. Вспоминать будем об этом, когда придем завтра в храм Божий в субботу Великую, когда молчит вся плоть человеча. Когда Господь сойдет во ад, чтобы вывести оттуда праведников. Вспоминать об этом будем и в день Светлого Христова Воскресения и во все дни нашего земного бытия, дабы каждый из нас кто верует во Христа, по обетованию Божию не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина



назад к списку новостей