Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - В Петро-Павловском кафедральном соборе была отслужена утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

В Петро-Павловском кафедральном соборе была отслужена утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице

17 Апрель 2016

 

 

15 апреля, накануне субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы акафиста), Секретарь Симферопольской и Крымской епархии, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора г. Симферополя протоиерей Александр Якушечкин и духовенство собора совершили утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице. В сослужении клириков собора протоиерея Василия Корнута, протоиерея Александра Олашина, иерея Михаила Петрова, иерея Алексия Астапова, протодиакона Леонтия Спельника, диакона Алексия Мандрыки, диакона Евгения Галяса, отец Александр, вознес бла­годар­ствен­ные по­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це.

Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: “Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!” И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

В память об этом дне с особой торжественностью читается в храмах акафист Пресвятой Богородице. Это первый акафист, написанный для церковного употребления диаконом цареградской церкви Георгием Писидийским и послуживший образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Пресвятой Девы, Господа или святых и различных церковных праздников.

Акафист — это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским “Аллилуйя”, каждый икос — приветствием архангела “Радуйся…”. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Для чтения акафиста священнослужители выходят на середину храма.

Акафист разделен на 4 части. После 16 кафизмы поется лишь 1/4 часть Акафиста – 3 кондака и 3 икоса. Начинается пением начального кондака Акафиста “Взбранной Воеводе победительная”, так сказано в Уставе: “И поем кондак насреди, – т.е. на середине храма, – со сладкопением, косно” – т.е. на витиеватую, красивую мелодию, и косно – медленно. Затем – 3 икоса и 3 кондака и снова поется Взбранной Воеводе и священнослужители уходят обратно, в алтарь. Затем читается 17 кафизма, потом малая ектения. Снова отверзаются Царские Врата, священнослужители выходят на середину храма, опять поется Взбранной Воеводе и 3 кондака и 3 икоса. И снова Взбранной Воеводе, и священнослужители уходят в алтарь. Затем после третьей песни канона точно такой же выход и после 6-ой песни канона четвертая четверть Акафиста в обрамлении Взбранной Воеводе. После чтения канона следует праздничное окончание утрени.

Пение акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением акафистов, и молебны с пением Акафистов. Однако, в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста. Это единственный предусмотренный Уставом акафист, единственная Уставная форма соединения обычной службы с акафистом. Это соединение таково, что день этот становится совершенно незабываемым праздником, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице.



назад к списку новостей