Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - В неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора протоиерей Александр Якушечкин совершил Божественную литургию святителя Василия Великого
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

В неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, настоятель Петро-Павловского кафедрального собора протоиерей Александр Якушечкин совершил Божественную литургию святителя Василия Великого

06 Апрель 2016

 

 

В завершение Богослужения перед Честным и Животворящим Крестом Господним, который будет всю неделю находиться на центральном аналое храма, было совершено славление с пением «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

После Литургии отец Александр поздравил собравшихся с Крестопоклонной неделей Великого поста, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн и обратился к присутствовавшим с живым и назидательным словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Эта неделя Великого поста именуется в Церкви неделей Крестопоклонной. Об этом нам напоминает вынесенный в середину храма Крест Господень, перед которым мы поклоняемся. Об этом напоминает нам весь ход Богослужения, молитвенные песнопения, которые мы слышим и повторяем в храме: «Кресту твоему поклоняемся Владыка и Святое воскресение Твое поем и славим». В Евангелии от Марка мы слышим: "Призвав народы соученики Своими, рече им (т.е. призвав народы с учениками своими): иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет". 

Давайте вдумаемся в эти слова: «Кто хочет идти за Мной», – говорит каждому из нас Христос. Призадумаемся: если мы христиане, то есть ли кто из нас, кто не хотел бы идти за Христом? Куда идти? К жизни вечной, к спасению, к Царствию Небесному. Значит, кто хочет идти за Мной, говорит Христос, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне идёт. Обратим внимания на эти слова. Христос здесь ставит очень важное условие, без выполнения которого тщетны все наши молитвы, тщетны все наши хождения в храм, все слезы, которые мы проливаем в молитве. Если этого мы не сделаем, то внешне мы можем идти ко Христу, внешним, видимым образом, мы можем быть христианами, а по сути за Христом не пойдем. По сути ко Христу не придем. По результату.

Даже бизнесмены, когда затевают бизнес, составляют бизнес-план и в нем пишут, что нужно ему сделать чтобы достичь того или иного результата. Мы не составляем бизнес-план своей жизни, но должны подумать, что нам нужно сделать для того, чтобы спастись, чтобы быть на самом деле христианином, а не только внешним образом: крестик носить, в церковь ходить, пост соблюдать и так далее, и тому подобное. Много чего можно перечислять: водичку на Крещение и кулич на Пасху освятить, квартиру освятить, ребенка покрестить. Замечаете, что в основном это все внешние обстоятельства? Никто не говорит, что не нужно освящать квартиру или ребенка крестить. Конечно, нужно это делать. И на Пасху в храм придти порадоваться, и куличи освятить, и святую крещенскую воду принести в дом и окропить свое жилище – это действительно нужно. Оказывается, этого мало. «Отвержется себе, и возмёт крест свой».  Нужно отвергнуться себя, не просто идти за Христом.

Отвергнуться себя! Что это значит: отвегнуться себя? У каждого есть то, от чего он должен отвергнуться: от пристрастия к какому-либо греху, от собственного мнения, самомнения, от своей гордыни, от своей самости. Ведь мы очень часто ловим себя на мысли, как тот маленький ребенок, которого обидели, или ему кажется, что его обидели. Может, его наказали справедливо, и он сидит в углу. Каждый, наверное, вспоминает свои детские годы. Мы не выросли до сих пор. Нам до сих пор жалко себя. Нам до сих пор обидно, когда нас поругали ни за что. Наказали ни за что. Начальник как-то не так к нам отнесся, не должным образом, несправедливо. Окружающие, близкие, родные люди, от которых мы ожидали взаимопонимания и сочувствия, этих качеств к нам не обнаружили. И действительно это так. И это правда. И нам обидно – и всё. А что мы должны сделать? Мы должны отвергнуться от себя, забыть эти обиды, заставить себя это сделать. Это трудно, это тяжело. Но нужно заставлять себя это делать. Отвергнуться себя – это очень важно, это сложно, но без этого невозможно спастись. Ты повздорила с соседкой или с каким то другим человеком – подойди к этому человеку, через «не могу», через «не хочу», обними этого человека, посмотри ему в глаза и, может быть, ты увидишь в этих глазах, которые недаром называют зеркалом души, нечто то, чего ты не замечал раньше. Потому что любви к ближнему своему, которую должен иметь христианин, ты к этому человеку не имел, и не думал эту любовь найти в своем сердце. Даже нужно заставлять себя делать это. Потому что «Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е», – это написано в Святом Евангелии. То есть Царство Небесное достигается трудом, принуждением, понуждением себя к этому угодному Господу труду.

Итак, «кто хочет идти со Мной, отвержется себя и возьмет крест свой». Господь не просто говорит: возьмет крест, Господь говорит: и возьмет крест свой. Это означает, что у каждого из нас есть свой личный, как бы мы сказали индивидуальный, лично к нам относящийся, к нашему индивидууму, свой крест. И у каждого этот крест действительно свой, и у каждого он разный. Это не крест, который мы выбрали по самохотению. Это крест, который нам дал Господь. Вот это очень важно, потому что Господь непосильных крестов не дает, Он дает то, что нам возможно и то, что нам нужно для спасения. Вы все, наверное, знаете народную притчу, которая имеет христианское толкование и правильное содержание, о том как шли два человека и несли свои тяжелые кресты, которые им дал Господь. И один из них шел, падал, вставал, вставал снова, шел с трудом, тяжело, но шел, двигался и нес свой крест. А другой упал под тяжестью креста, встал, крест не поднял, а взмолился Господу. Как хорошо он сделал, на первый взгляд – помолился, обратился к Богу: «Господи, помоги, мне так тяжело, так трудно, я не могу нести этот крест». И Господь дал ему выбор из множества крестов разных. И он выбрал небольшой, не тяжелый, комфортный, по размеру, как одежду мы выбираем. И понес он этот крест. И встретилась на их пути пропасть. Человек, который нес большой крест, тяжелый, трудный, по этому кресту через пропасть перешел. По другому пути пройти невозможно было. А тот, который нес небольшой крест, поменьше, полегче, чуть-чуть меньше, чуть-чуть легче, какой он себе выбрал сам, вытребовал у Господа, с этого креста сорвался и упал в пропасть. Эта притча напоминает нам о том, что Господь непосильного для нас не дает. Мы должны со смирением воспринимать все то, что встречаем в свое жизни, все обстоятельства, все страдания.

Мы сегодня встретимся с вами на Пассии, будем читать акафист Страстям Христовым, будем поклоняться Господу и Спасителю нашему, будем читать Страстное Евангелие. И мы говорили в прошлое воскресенье о том, что вся жизнь человека состоит из страданий. Вот это мир совершенно не может воспринять и понять. Все с восторгом и умилением принимают заповедь о любви. О том, что Бог есть любовь, что нужно любовь являть в своей жизни. Это действительно так. Это очень важно. Это миру понятно. А вот что жизнь состоит из страданий, что это действительно состояние нашей жизни (страдание только Христа ради, ради Христа), очень многие отказываются понять и не хотят об этом говорить. Да что говорить! Не хотят об этом думать и задумываться, гонят от себя эту мысль. Но на самом деле любой взрослый человек понимает, что это действительно так. Если  страдания претерпеваем мы ради Христа и со Христом, мы чувствуем  присутствие Христово, чувствуем эту духовную радость жизни во Христе.

Как святитель Лука, наш великий угодник Божий, частица мощей которого тоже пребывает в нашем храме, когда его спросили: «Вам было тяжело, вам было трудно на каторгах, в лагерях» (он ведь 11 лет пробыл в тюрьмах и на каторгах), ответил: «Нет, мне было нетрудно». Как может быть нетрудно в тяжелейших условиях лагерей? Допросы, когда спать человеку не давали и вымучивали, выдавливали какие-то ложные на себя обвинения, признания, которых Святитель Лука так и не сделал. Он выдержал все эти мучения и пытки и многое другое. И все же: как же Вам не было трудно? И он ответил: «Вы слышали что сказал Господь: Отвержись себя, и возьми на рамена крест свой и следуй за мною. И я сделал это. И я чувствовал,  –говорит святитель Лука не только тем, кто его вопрошал тогда в 1958 году, он говорит это всем нам, – я чувствовал, что Христос пребывает рядом со мной. Я чувствовал его щедрую десницу. И я испытывал радость, что я рядом со Христом, что шествую вслед за Ним».

Будем, дорогие братья и сестры, помнить об этом, помнить и заставлять себя, принуждать себя, отвергаться от себя, от своего «я», которое нас давит как падшего с небес ангела, от гордыни и любви к себе. Эта гордыня, эта любовь к себе является исчадием очень многих наших грехов. Будем отвергаться от своих грехов и будем следовать за Христом. Аминь».

Проповедь протоиерея Александра Олашина, сказанная после ранней Литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Третья неделя Великого поста, возлюбленные братья и сестры, именуется неделей Крестопоклонной, когда в центр храма износится Животворящие Древо Креста Господня – то орудие, через которое человек получил спасение. И в сегодняшнем Евангелии, обращаясь к нам, Господь говорит: "Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне гряде.".

Чего же должен отречься, отвратиться человек? Прежде всего, от того гнусного греха, который удалил человека от Богообщения, через который человек потерял общение с Богом, потерял место Рая, место блаженства: то, что Господь даровал человеку.

Так возлюбил Бог мир, посылая Сына Своего Единородного ради искупления человека. Все время Великого поста мы пытаемся придти ко Христу. Как это нелегко, как трудно исполнять заповедь Божью, как сложно работать Господеви. Человек отвергается беззакония, и только молитва, только таинство может исцелить человека, исцелить нашу душу. Ибо порой сил наших недостаточно для того, чтобы твердо и с легкостью пройти это поприще Великого поста. Ведь недостаточно отказаться от пищи, и сказать: "Да, я прошел Великий пост, я постился почти 50 дней. Священное Писание говорит, что пища – то, что входит в уста человека, не оскверняет его, но то, что исходит из уст его, оскверняет человека. Прежде всего, это наши слова, наши деяния, наши поступки. Ведь весь закон Господень созидается на любви. Заповедью любви Господь спасает человека. По любви Господь восходит на крестные страдания, на Голгофу. Живя беззаконно, человек вновь и вновь распинает Христа своими поступками, нарушениями заповедей Божьих.

Возлюби Господа всем сердцем своим и всей душой своей, и ближнего, как самого себя. Если мы не имеем, братья и сестры, любви по отношению друг к другу, то все наши усилия духовной жизни, все наши подвиги – посты, молитвы, покаяние – тщетны, они не приносят пользы для души человека. Только все это вместе: молитва, покаяние и любовь прежде всего приводят нас к созерцанию Творца, к той радости внутренней, о которой говорится: «Царствие Божие узрите». Как мы можем узреть Царствие Божие, если мы внутри исполнены ненависти, злобы, гордыни человеческой, которая отвергает нас друг от друга? И мы говорим, что мы христиане, мы православные! Мы далеко отстоим от той истины Православия, от той жизни духовной, пример который явили нам тысячи святых угодников. Преподобный Серафим Вырицкий, память которого мы сегодня празднуем, жил не в такое далекое время – это ХХ век. Отказавшись от всего, что имел: богатства, нормальной и полноценной земной жизни в достатке, он оставляет все и идет служить Богу, получая постриг в Свято-Сергиевой лавре, а потом неся послушание в Александро-Невской лавре. Он является тем святым угодником, на которого мы должны особо обращать внимание: на жизнь его, на его служение Богу, на его служение людям. Проходя это время поста, братья и сестры, венцом которого есть Пасха Христова, будем со вниманием проживать это время и свою жизнь, помня о том, что в конечном итоге нам придется предстать пред Творцом мира, пред Господом и дать ответ за свою жизнь. И благо тому человеку, который услышит слова Господа: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы". Аминь.

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Якушечкина

Аудиозапись проповеди протоиерея Александра Олашина



назад к списку новостей