Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в Неделю Торжества Православия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в Неделю Торжества Православия

23 Март 2016

Первое воскресение Великой Четыредесятницы есть Неделя Торжества Православия. Этот праздник торжества православной веры был утвержден за сто лет до Крещения Руси, в IX веке, в память о том, как на VII Вселенском соборе в VIII веке была побеждена ересь иконоборчества, восстановлено было иконопочитание, т. е. почитание икон, в память о победе святой православной веры над различными ересями и расколами. 

Как легко впасть в раскол! Как легко впасть в грех ереси! Но ни один ересиарх (так называют человека, который пребывает в ереси), ни один еретик не скажет, что хочет впасть в ересь. Ни один раскольник не скажет, что хочет расколоть Церковь, потому, что грех раскола такой великий и страшный, что даже не смывается мученической кровью. Если какого-нибудь раскольника растерзают иноверцы и заставят отречься от Христа, а он не отречется, но будет пребывать в расколе и не покается, то даже его мученическая кончина, кровь не смоет этого греха. Вот какой страшный грех раскола! Вот какой страшный грех ереси! И ведь никто не хочет в него впасть, но сколько людей в него впадают. Ведь никто не хочет согрешить, но сколько в этом расколе пребывает. Посмотрите, что сейчас на Украине творится: так называемый «филаретовский раскол», автокефальная церковь и многое, многое другое.

Что же происходит? Почему еще в IX веке Церковь наша утвердила праздник Торжества Православия? Есть вера Православная и Церковь Православная, но в тоже время есть и раскольники. Что же здесь происходит? А происходит то, что в душе человека, который стремится ко спасению, никуда не исчезает грех. Как только этот грех чувствует благодатную почву, как только он чувствует благоприятные для себя условия, он как страшный сорняк. Чтоб вырастить картошку, надо ее и посадить, и окучивать, и жучков разных выбирать. Столько раз ты поклонишься этой картошечке, чтобы потом урожай собрать, сколько раз наклонишься, сколько раз польешь – она драгоценная для тебя будет, ты будешь ее с особым чувством и трепетом в руках держать как Божий дар. И она действительно Божий дар. А вот сорняк не поливай, не вскапывай, не окучивай, ничего ему не надо делать – он сам по себе растет. Вот и грех так же растет, как только чувствует благодатную почву. И наипаче гордыни грех, который дает человеку подумать, что он может что-то по своему объяснить, что-то по своему трактовать, что он может за собой кого-то повести. Разные люди впадают в грех: и простецы, и миряне, и прихожане, и монахи впадали в этот грех, и священники. Да, что священники – даже архиереи и патриархи! Вот такой страшный этот грех.

Что же делать, как бороться с ним, как не прорастить его  в своей душе? Святитель Димитрий Ростовский обращает внимание на Евангельское чтение сегодняшнего дня. Мы сегодня с вами слышали: «Сегодня отверсты небеса и Господь в этих отверстых небесах, там пребывает, и к Господу восходят ангелы, и вы, люди, тоже можете войти». Вот какая духовная перспектива открывается человеку:  каждому из нас в сегодняшний день отверсты небеса, и к Господу можно взойти, и ангелы восходят к Господу. Обратите внимание: ангелы могут и летать, но там не сказано, что Ангелы возлетают к Господу. Нет. Восходят, идут. Что труднее: прилететь или дойти? Конечно, дойти, ведь нужно употребить определенный труд. И вот святитель Димитрий обращает наше внимание, на то, что нам недоступно умозрительное богословие: взирать на Господа, созерцать Господа и исполняться высшим Богословием. Человеку грешному это труднодоступно. Но доступно другое: доступен труд, который употребив, мы можем и должны восходить ко Господу как по лестнице. В каждой лестнице есть ступеньки и перекладины, но есть два основных ее составляющих, на которых перекладины эти держатся. Это, прежде всего, покаяние и труд во имя Господа. Труд не просто физический, телесный, а труд духовный. Имея покаяние в своем сердце, осознаем свои грехи, свою греховность: кто я такой, чтобы вести за собой кого-то? Или кому-то что-то объяснять, трактовать, учить. Даже часто мы своих близких и дорогих людей обижаем своими нравоучениями. А ведь никто не хочет, чтобы у этого родного и близкого человека испортилось настроение. Мы же всегда с благим побуждением ему хотим спасения! А все же не получается исправиться этому человеку, он наоборот все больше начинает злиться. В чем же здесь дело? А вот не надо было учить, не надо словами своими греховными будоражить душу человека. Любовью – да. Молитвой – да. Изменением своей жизни. Вот это лучший пример, лучшее научение – исправься сам и глядя на тебя исправится другой человек. Начни с себя и не надо громких и красивых слов. Вот это нам доступно, это покаяние. И доступны нам духовные труды – изменение себя. А потом уже, когда нам будут доступны эти две составляющие направляющие линии, мы пойдем про этой лестнице ступенька за ступенькой. Что это за ступеньки? Святитель Димитрий говорит нам, что это есть добродетели. Как много великих и спасительных добродетелей уготовал нам Господь, которые мы можем взращивать в нашем сердце: и милосердие, и нищелюбие, и смирение, и любовь! Обретая в своей жизни эти добродетели, мы, ступенька за ступенькой, сможем восходить к Господу. Господь никогда не отворачивается от нас, несмотря на то, что мы такие нехорошие и греховные. Несмотря ни на что, Господь продолжает нас любить и не закрывает от нас небеса. Они отверсты – будем об этом, дорогие братья и сестры, помнить. Помнить о том, что мы милостью Божией православные. Что мы милостью Божией можем быть в православном храме, православной общине, вместе собираться, вместе молиться, вместе трудится. Для чего? Для того, чтобы спасаться. Да будет так. Аминь

Аудиозапись проповеди



назад к списку новостей