Новости
- Настоятель Петропавловского собора Симферополя протоиерей Александр Якушечкин провёл совещание с руководителями направлений внебогослужебной деятельности храма
- 20 Ноябрь 2024
- Протоиерей Александр Якушечкин в Петропавловском соборе Симферополя провел встречу с руководителем ФАДН России
- 19 Ноябрь 2024
Объявления
- Молодежные встречи в нашем соборе!
- 13 Октябрь 2024
- Объявляется набор в детскую Воскресную школу при Петро-Павловском сборе
- 29 Сентябрь 2024
Проповедь настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в Прощеное воскресенье
15 Март 2016
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сей день, возлюбленные о Господе братья и сестры, в Церкви нашей Святой Православной именуется как Прощеное воскресенье – день, когда мы буквально в нескольких часах стоим от Святой Великой Четыредесятницы, то есть Великого поста. Вечером сегодня во всех храмах, и в нашем храме тоже, будет совершаться особый чин прощения, все мы соберемся сегодня еще раз, чтобы попросить у друг друга прощения. Но прежде всего, мы должны попросить прощения у Бога за те грехи, которые мы совершаем. Ведь что такое страх Божий? Человек должен жить со страхом Божиим. Некоторые люди это неверно толкуют, понимают так: страх Божий – это значит бояться Бога. Страх Божий – это, прежде всего, страх обидеть Бога, страх согрешить перед Богом, страх не выполнить Божии заповеди. Этот страх должен быть не рабским, а сыновним, т.к. человек боится что-то тяжелое, что-то неприятное, что-то скорбное представить своим близким и родным людям. Например, своей маме. Вот так и мы перед Отцом своим Небесным должны иметь этот страх. Именно в этот день, перед началом Великого поста, прежде всего нужно просить прощения у Бога, Который так любит нас!
Вся наша жизнь является доказательством неизреченной Божьей любви к роду человеческому. Согрешили наши праотцы Адам и Ева? Согрешили. Они пребывали в общении с Богом, они пребывали в раю. Они являлись венцом творения, но согрешили и были изгнаны из рая. Но, даже изгнав из рая, Бог не отвернулся от рода человеческого. Бог дает роду человеческому пророков, патриархов, избирает среди народов Свой особый, Богоизбранный народ. И своим промышлением об этом народе, о его пророках, Господь, усыновляет всех нас, все иные народы. Господь дает и нашей стране, Руси Святой, свой особый смысл, свой особый путь. Русь Святая недаром именуется уделом Пресвятой Богородицы. Мы видим, как промыслительно во всей истории нашего Отечества, является эта Божия любовь, Божия защита, Покров Матери Божией над нашей страной. Мы это ясно ощущаем, в том числе и в эти дни, когда мы все так погрязли во грехах, мы видим, что все равно Русь Святая остается Святой Русью. Не потому, что ее населяют святые люди. Конечно, мы не святые. Мы великие грешники. Но Русь Святая свята потому, что ее любит Бог, ее покрывает Своим омофором Божия Матерь. И все обстоятельства внешние, которые мы сейчас наблюдаем со своей страной, не должны нас приводить ни в какое уныние. Наоборот, мы отчетливо видим, что у Святой Руси нет никаких иных покровителей кроме Бога. И это очень даже хорошо. Потому, что в друзьях оказываются опасные люди, опасные настроения, опасные умозаключения. Такие союзники, которые отвернулись от Бога, которые ведут греховную жизнь и пропагандируют это безбожие и грех. Упаси Господи от таких союзников и таких друзей! Я сейчас говорю не о внешней политике, хотя и о ней мы можем сказать то же самое. Мы говорим о нашей жизни: с кем, куда и для чего мы идем. Идем для того, чтобы спасаться или для того, чтобы проводить время впустую? Время очень ограниченно и очень коротко. Сама наша жизнь очень часто, бывает, проходит впустую.
Мы приняли Православие в 988 году от греков, от великой Византийской Церкви, Византийской империи, которая тогда была действительно основой – ссновой и Православия, основой и мирового порядка и экономики. Не Римская Церковь, которая пребывала в Риме, под властью папы. Казалось бы, всё было у этой Римской империи – мощь экономическая и военная, могущество, культура, архитектура. Но не было главного – твердой веры. Духовное одичание, прозябание во греховной жизни, уничтожило это государство. Вот также часто и мы живем: что-то делаем, куда-то несемся, куда-то мчимся, а зачем, куда, во имя чего и для чего, даже не успеваем задать вопрос себе.
От греков мы приняли Православие, напомню еще раз. В греческом языке слово «грех» буквально означает «промах». Представьте себе мишень. Человек пытается в нее стрелять и все время попадает мимо цели. Вот в языке греческом грех и есть попадание мимо цели. Это очень на нас похоже. Мы так исполнены решимости сделать выстрел в защиту своего спасения. Целимся, целимся, а попадаем мимо. И вот тогда приходит время покаяния. И мы стремимся эти дни покаяния использовать с пользой для души своей. А вот в греческом языке покаяние – слово «метанойя», тоже напоминает нам в чем суть этого покаяния, в чем суть «метанойи». «Метанойя» значит изменение. Изменение состояния, перемена. Вы не просто должны сказать: «Господи, я каюсь. Господи, прости меня за мои грехи». Истинное покаяние всегда есть изменение жизни человека. Нужно сделать так, как в детстве нам говорили родители и учителя: чтобы слово не расходилось с делом.
Посмотрите, какой удивительный у нас народ! Мы взорвали все храмы, посажали в тюрьмы священников, отреклись от Бога, от веры своей православной, в большинстве своем. Но все равно, как Бог любит нас, наш народ! Он даже пословицы, поговорки, правила поведения в жизни, в быту, сохранил для нас истово христианские: Чтобы слово не расходилось с делом. Дал слово, держи его. В начале было Слово, и Слово было Бог, – читаем мы в начале Священного Писания. Это все мы должны, дорогие братья и сестры, сохранить в нашей жизни и приумножить, воспитать своих детей в любви, вере, воспитать их так, чтобы у них это слово не расходилось с делом. И когда наши детки буду подходить в первый раз, в семь лет, к священнику на исповедь, мы должны им не просто подсказать, что священнику надо сказать о том, как ты нехорошо себя вела. Нужно объяснить, что ты должен постараться отныне построить свою жизнь так, чтобы не возвращался обратно к тем грехам, о которых ты просишь прощения прежде всего у Бога.
Будем жить как православные люди, будем жить как православный народ, как православная наша держава. Будем, как приход, стремиться помогать друг другу. Сегодня, в это Прощеное воскресенье, в нашем соборе мы проводим небольшую ярмарку в день завершения масленицы. Наши волонтеры, добровольцы нашего храма испекли блины, приготовили чай. Добровольцы, дети, представители Родительского комитета сделали поделки. Эта ярмарка благотворительная. Мы поможем одной семье, как я рассказывал вам в прошлое воскресенье, которая спасалась из Донбасса, оказалась в Крыму и очень нуждается, потому что ребеночек, которого мама воспитывает, – девочка-инвалид. И конечно, как в любой семье, где дети болеют, нужна помощь. Мы постараемся сегодня свою маленькую лепту внести. Постараемся, чтобы наши слова не расходились с делом. Если будет так, то мы пойдем по правильной дороге. Мы прицелимся в свой грех и сделаем этот выстрел, уничтожим его и попадем в цель. А значит, достигнем «метанойи», достигнем подлинного покаяния. Господи, помоги нам в этом. Аминь.
Проповедь протоиерея Александра Якушечкина
Проповедь иерея Михаила Петрова
назад к списку новостей