Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь секретаря Симферопольской и Крымской епархии, настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в Неделю мясопустную, о Страшном суде, 6 марта 2016 года
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь секретаря Симферопольской и Крымской епархии, настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в Неделю мясопустную, о Страшном суде, 6 марта 2016 года

08 Март 2016

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня начинается последняя неделя перед Великим постом – неделя, которая часто в простонародье называется масленицей. Это название не передает точного смысла, который заключается совсем не в том, как печь блины или в какой день недели кушать тещины блины.

Правильное церковное название этой недели, истинное и глубоко духовное, – это неделя о Страшном суде. Почему она так называется? Потому что в начале этой недели, в воскресенье, читается Евангелие о Страшном суде. Это Евангелие от Матфея, 25 глава, 31-46 стих. Прочтем его на всем нам понятном русском языке. Прискорбно, что многие не разумеют церковно-славянского языка. Одна прихожанка подошла ко мне и сказала: "Что Вы там читаете? Ничего я не поняла. Какие-то непонятные там слова". О чём это свидетельствует? О том, что ты, дорогая, дома не читаешь достаточно внимательно и усердно молитвы на церковно-славянском языке. Если читаешь по-церковнославянски, если останавливаешься и задумываешься над прочитанным, то, конечно, все будет понятно без особого перевода. Например, "помилуй мя, Боже, помилуй мя" – это тоже по-церковнославянски сказано. "Боже, милостив буди мне грешному", – это тоже по-церковнославянски. "Господи помилуй", – это тоже по-церковнославянски. "Пресвятая Богородице, спаси нас" и это тоже по-церковнославянски. Не по-английски, не по-японски, не по-китайски (хотя эти слова говорятся на всех этих языках, и святитель Гурий, почивающий в нашем соборе, перевел Евангелие на китайский язык). Имеющий уши да слышит. Поэтому нужно трудиться духовно, нужно учиться духовно, постигать свою православную веру, свой великий церковнославянский язык, который мудро сохраняется Церковью.

Некоторые люди говорят: а почему на русский язык не переведете? А вы послушайте, как звучит Господня молитва у протестантов. Представьте, что тем же языком, которым мы общаемся с ближними и дальними, ругаемся в общественном транспорте, злимся, этим же языком мы будем обращаться ко Господу. Нет. Наш народ сохраняет уже тысячелетие, больше тысячи лет свой особый язык, язык своей веры, язык, на котором он обращается к Богу, к угодникам Божьим, на котором он обращается к Пресвятой Богородице. Это сакральный язык, который ничем не должен быть испачкан: ни нашими грехами, ни нашей суетной жизнью. Это особый язык, который можно постичь и нужно принять всей душой и сердцем. И не обязательно для этого ходить на курсы церковнославянского языка, достаточно просто читать и задумываться. И даже если какое-то слово непонятно, можно найти его перевод.

Сегодня Господь к каждому из нас обращает Свое великое слово: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей". Обратим внимание, задумаемся, поразмыслим над этим стихом. Господь придет в конце мира, придет не Один, придет вместе с ангелами, со всеми Своими Ангелами. Великое и несметное количество Ангелов будет сопровождать Господа. Это будет Его второе пришествие. "И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую". Многих смущает вопрос: где же это произойдет на земле, где такое место, где соберутся все народы и где Господь свершит свой Страшный суд? Но ни дня, ни часа, ни места никто не знает.

Все остальные «пророки» и протестанты не могут нам сказать больше, чем Христос. Это я говорю потому, что очень часто, даже верные Церкви Христовой верующие люди соблазняются, читая в газетах, слушая различные передачи, какие-то пророчества, какие-то предсказания. Уж если б Господь хотел нам что-либо сказать, Он бы уже сказал это и сказал не единожды. Все Его слова содержатся в Евангелии. Нам больше ничего не нужно. Нам нужно только лишь понять то, что говорит нам Господь и соразмерить Его слова со своей жизнью.

Некоторые верующие, читая Святое Писание, допускают, что это будет Иосафатова долина. Есть такая в Иерусалиме, и есть о ней определенное повествование. Конечно, мы с вами понимаем, что если все люди, жившие на земле за многие тысячелетия, воскреснут, восстанут из мертвых, то на всей земле не будет места для того, чтобы они все там собрались. Поэтому эти слова, эти предположения стоит воспринимать иносказательно. Да, собственно, неважно, где и в какой географической точке мира это произойдет. Мы ведь прекрасно знаем, что у Бога нет ни времени, ни чисел, ни земных мер веса и многого-многого другого, что нас окружает. У Бога есть великое чудо, и то, что невозможно человеку, возможно Богу. Главное не где, а как и в каком качестве предстанем мы перед Богом. Тридцать четвертый стих: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»".

Вот и ответ на вопрос, который мучает и терзает нас всех. Что же мне делать, чтобы спастись? Что мне, неразумному, неграмотному, несведущему в Священном Писании и богословских вопросах, делать, чтобы спастись? Вот отвечает Господь каждому из нас. Что нам еще нужно, скажите? Как услужить Господу? Услужить одному из малых сих. Т.е. услужить ближнему своему, накормить голодного. Что, нет возле нас голодных людей, которые нуждаются? Принять странника, посетить в темнице страждущего. Т.е. протянуть руку не просто помощи, а протянуть свое сердце, преисполненное любовью к этому человеку, и сотворить милость. Милость сердца своего отдать тому, кто нуждается в этом. Вот именно об этом сейчас и вопиет наша Церковь, благословляет священноначалие, и Святейший Патриарх, и Правящий архиерей, об этом только и говорится, как должны сейчас жить приходы, храмы, общины. Не обсуждается, во сколько должна начинаться служба, какой цвет облачения, какое освещение должно быть в храме. Даже такие важные вопросы, какие иконы и какое церковное пение (а над этим тоже надо поразмыслить, чтобы это соответствовало духу молитвы), даже эти вопросы сейчас во главу угла не ставятся. А ставятся вопросы: как живут прихожане в своей общине. Слово «община» сразу нам подсказывает, что есть нечто общее, что объединяет людей. Их объединяет, конечно, молитва, их объединяет служение. Но их должно объединять и общее дело – общее дело любви, милости, милосердия. Помните, Христос говорил: "Милости хочу, а не жертвы". Господь хочет, чтобы мы изъявляли миру любовь, чтобы эта любовь истекала из нашего сердца, изливалась в нашу жизнь повседневную, и чтобы от этой любви становилось теплее тем, кто находится рядом с нами. Чтобы этой любовью они согревались. И мы должны учиться этому. И мы будем учиться вместе с вами – и священники, и миряне, и все, кто в храме работает, будем учиться на простых примерах.

В следующее воскресенье мы вместе с вами проведем ежегодную благотворительную ярмарку. Как вы видели, при входе в храм на плакате размещены фотографии семей. Это люди, которые постоянно находятся вместе с нами, которые ходят в наш храм. Но по их виду трудно определить то, что они нуждаются в нашей помощи. Но милостью Божией Господь дает нам возможность узнать о них. В следующее воскресенье мы сможем помочь женщине, которая спасла своего ребенка-инвалида, покинув многострадальные земли Донбасса, и в связи с тем, что ребенок болеет, их семья нуждается. Так получилось, что у них появился небольшой домик, который они могут летом сдавать отдыхающим, сами переселяясь в сарайчик. Вот летом им протянуть еще можно. А зимой им существовать очень затруднительно. Поэтому мы решили, что средства, вырученные от блинов, которые мы испечем, чай, который мы заварим, поделок, которые сделаны руками наших маленьких прихожан – членов отряда православных разведчиков и следопытов, учеников школы рукоделия, которая работает в нашем соборе, силами родительского комитета нашего храма – все собранные средства мы от всего сердца передадим этой семье, чтобы они смогли приобрести себе все необходимое. Этим самым мы поможем не только этой семье, но и себе. Мы поможем себе стать другими, поможем научиться любить других людей, а научившись любить других людей, мы будем учиться любить Господа Бога. Чтобы не произошло с нами так как дальше будет сказано в Евангелии: "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Якушечкина

Проповедь иерея Михаила Петрова



назад к списку новостей