Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Воскресная проповедь клириков Петро-Павловского кафедрального собора. Неделя о мытаре и фарисее.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресная проповедь клириков Петро-Павловского кафедрального собора. Неделя о мытаре и фарисее.

22 Февраль 2016

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 

Сегодня братья и сестры начинается подготовка к Великому Посту и к празднику Пасхи Господней. Подготовку мы начинаем с воспоминания Евангельской притчи о мытаре и фарисее. Мытарь это тот человек, который был призираемый в Израиле, грешный, собиравший подати в пользу оккупировавшего Израиль государства. Этих людей не любили потому, что они брали кроме положенных налогов лично себе сверху и были не честными. Мы бы сейчас назвали их коррумпированными чиновниками, поврежденными до глубины души. И вот если представить, что события, описанные в притче, происходят не две тысячи лет назад, а сейчас, то в храм заходит священник и какой-нибудь прожженный депутат. И наше отношение к обоим таковое, что Батюшка благочестив, а депутат, - страшный грешник и мы его презираем. И Господь показывает нам, какие мысли у этих двух людей, какие молитвы у них возникают. Один, тот который фарисей, который "праведный", говорит, спасибо Господи тебе за то, что я не такой, как эти прелюбодеи, пьяницы и убийцы, не такой как тот мытарь, который стоит презренный. Благодарю тебя Господи, что ты меня возвысил до таких высот. А мытарь не может даже поднять глаза к небу, потому, что ему стыдно, он понимает и осознает, что душа его вся черна, что он порабощен греху и в этом порабощен и он погибает. И из-за этого в его душе звучит не много слов, не такие молитвословия, которые были у фарисея. В его душе звучат эти проникновенные слова: «Боже, милостив буди мне грешному». Потому что он не надеется на свою собственную праведность, он не надеется на свои добродетели, на свои добрые дела или на то, что он способен сам исправится. Он надеется только на милость Божию и к этой милости он взывает, "милостив буди мне грешному", осознавая свое полное не достоинство и ничтожество. И господь говорит нам, о том что мытарь уйдет оттуда оправданным, а фарисей не получит оправдания. Не получит оправдания, потому, что сердце его останется глухим, в первую очередь к самому главному, к смирению. И к сожалению, так получается, что после грехопадения, именно грех нас подталкивает к покаянию. И когда человек видимо, внешне правильный, как тот фарисей, который говорил, что постится, что он отдает десятину, и это часто слышишь от нас всех. Мы сами часто в это заблуждение впадаем, если мы приходим в храм по воскресениям, если мы постимся, если мы исполняем церковное правило, предание, то тем самым мы уже становимся праведниками. Якобы становимся лучше, чем те люди, которые за пределами храма, которые окружают нас в нашей повседневной жизни и зачастую не видят и не верят в Бога. Или как нам кажется, верят в Него совсем, совсем несерьезно. Осуждение всегда связанно с самолюбием и гордыней. Осуждая кого либо, говоря о ком, либо так же презрительно как говорил это фарисей. Соответственно мы превозносимся, гордимся, тщеславимся, а это самые главные стены, которые отделяют нас от Господа. И Господь попускает, такому человеку зачастую очень серьезные грехопадения. Зачем!?

Для того, чтобы человек понял что он ничтожество, что не в руках человека его благочестие. Как говорил св.Серафим Саровский, что если Бог дал бы власть, то самый малый бес мог бы уничтожить этот мир. Что только в Божиих руках наше спасение и только в Божиих руках наша добродетель. И смирением, и только им, мы приближаемся к Богу и становимся способными к изменению, исправлению своей собственной жизни и самое главное к водворению в своей душе любви. Потому что горделивое сердце не может любить. Оно может желать, может желать иметь, любимого человека, иметь даже детей, которых будет воспринимать, как свою частную собственность, но при этом любви в таком сердце не будет. Любовь не в обладании, а в бытии. Не в том чтобы брать, а в том, чтобы отдавать. И этот показано в примере, который нам Святая Церковь предлагает накануне Великого Поста. Им она как раз таки подготавливает нас, чтобы мы в Пост вошли в первую очередь не в плане пищи, не в плане употребления и воздержания от тех или иных продуктов, а в плане того, чтобы мы все этим Постным поприщем стяжали бы смирение. Смирение, которое внутри, не которое снаружи. Смирение, которое является замечательным и светлым чувством присутствия Божия в жизни. Оно не является чем то ущемляющим нас, чем то уничижающим нас, как образ Божий, а наоборот возвышающее нас и приближающее к этому замечательному образу Господа нашего Иисуса Христа. Господь очень много говорит о фарисеях в Евангелии, и нам кажется это странным, потому что фарисеев давно уже нет. Нет тех людей, которые были тогда. В действительности Господь говорит об этой проблеме в целом, в обществе. Потому что каждый из нас в той или иной мере страдает фарисейством. Страдает грехом осуждения и страдает грехом превозношения. Памятуя о том, что это грех, давайте будем стараться все таки от него избавляться, избавляться в первую очередь вниманием и чутким отношением к ближнему своему. И не осуждением. потому, что осуждение даже над явным грешником является все же прерогативой Господа. У нас просто нету прав, чтобы осуждать кого либо в этом мире. И здесь очи наши должны быть обращены к поиску греха в своей собственной душе и поиску добродетели в окружающих нас людях. С праздником братья и сестры. С воскресным днем.

Проповедь иерея Михаила Петрова

Проповедь иерея Алексея Астапова



назад к списку новостей