Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - День Ангела клирика кафедрального Петро-Павловского собора протоиерея Александра Олашина
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

День Ангела клирика кафедрального Петро-Павловского собора протоиерея Александра Олашина

13 Сентябрь 2015

В день когда в Симферополе молитвенно отмечается память святого благоверного великого князя Александра Невского прихожане Петро-Павловского кафедрального собора поздравили клирика кафедрального Петро-Павловского собора протоиерея Александра Олашина. Молитвенно обращаясь к святому Александру Невскому о Божией помощи Отечеству и Православной Церкви вспомним об истории празднования сего дня.

«Не в силе Бог, а в правде». Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Русская Православная Церковь празднует 23 ноября по ст. с. / 6 декабря по н.с. (день его отпевания) и вторично - 30 августа по ст. с. / 12 сентября н.с. (день перенесения его святых мощей из г. Владимира в царствующий град св. Петра).

Святой благоверный великий князь Александр Невский - подлинное воплощение русской православно-христианской государственности. Это - светлый образ возвышенной, благородной, детски-чистой души народного вождя-правителя, мужественно-обнажающего свой меч в защиту поругаемой веры. Это - безстрашный исповедник истинной веры Христовой, самоотверженный и доблестный защитник Православной Церкви от грубого насилия иноплеменников иноверцев.

12 сентября (30 августа по старому стилю) мы празднуем перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В этот самый день, в 1724 году, был заключен судьбоносный и благодетельный Ништадтский мир, обозначив конец кровопролитной Северной войны, по которому России возвращались Ингрия, Карелия и передавалась Эстляндия (Эстония). Россия в результате этой победы стала империей. Великий и благоверный государь Петр Ι ощущал глубокую благодарность Создателю и Его святым, в особенности святому князю Александру Невскому. Именно поэтому он решил день заключения Ништадтского мира ознаменовать перенесением мощей святого князя.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были доставлены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года. В августе 1724 года они были торжественно перенесены в Санкт-Петербург. Сам царь и его ближайшие соратники были в команде той галеры, на которой перевозились святые мощи. 30 августа святыня была внесена в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где почивает и ныне.

Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено, но не по причинам церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено.) Архимандрит Гавриил (Бужинский; впоследствии епископ Рязанский; † 27 апреля 1731 г.) составил специальную службу на воспоминание Ништадтского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

Это перенесение было промыслительны м. Святой князь Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед – туда, где Господь сподобил его остановить первый натиск еретического Запада. Промыслительно также, что перенесение мощей осуществил первый император Всероссийский Петр Великий.

К сожалению, временами в отечественной историографии встречается мысль о том, что война со Швецией была не нужна, что убытки, понесенные Россией в этой войне, пятикратно превосходят шведские. Это далеко не так. Война действительно была нужна, во-первых, для освобождения православных Ингрии и Карелии, которых шведы-протестанты угнетали и старались постепенно ассимилировать и опротестанить. Во-вторых, для того, чтобы Россия открыла себе «окно в Европу». Но не с целью заражаться тлетворным западным духом. Петр I сказал замечательные и глубокие слова: Европа нужна нам лет на тридцать, а потом смело можем повернуться к ней спиной. Это нужно было для того, чтобы устоять в технологическо м соревновании с Западом, остаться великой державой и не погибнуть.

Святой благоверный великий князь Александр Невский своими мощами освятил град святого Петра – будущий маяк апостольства не только для северных земель, но и для всего мира.

***

Для нас память святого Александра Невского жизненно важна по многим обстоятельства м. Во-первых, он показал нам наш путь и великий исторический выбор. В XIII веке Русь оказалась в клещах. С одной стороны – Золотая Орда, татары, с другой стороны – шведы и Тевтонский орден. Воевать на два фронта Русь не могла. С кем было мириться, заключать союз, а с кем – воевать? Святой князь Александр Невский промыслительно разглядел антихристианск ую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание ассимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные. И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу – душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию. Александр Невский сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением.

Что же касается Невской битвы… У князя Александра была малая дружина, а шведский ярл Биргер шел в силе тяжкой и бросал князю дерзкий вызов: если хочешь – сопротивляйся, я здесь и пришел пленить твою землю. На кого полагается князь? Не на народ, не на дружину, не на самого себя, а на Бога. Он горячо молится в Софийском соборе, потом выходит к своей малой дружине и говорит: «Не в силе Бог, а в правде». Он выходит на Неву и в короткой, но страшной и решительной битве наголову разбивает шведские полчища.

Князь Александр познал и людскую неблагодарност ь, когда гордые и кичливые новгородцы после Невской победы указали ему путь из Новгорода. Он смиренно ушел, а Новгород претерпел наказание за свою неблагодарност ь: немцы взяли вначале Изборск, а затем Псков. Показательна роль иудина греха в этих событиях. Ворота Изборска и Пскова отворили сторонники «немецкой партии», в частности предатель Твердила Иванкович. Эта партия предала русское дело ради своих временных выгод, ради возможности свободно торговать с ганзейскими городами, получать прибыль и барыши. Из-за этого предательства и оказались возможны поражения, которые терпели новгородцы в 1240–1241 годах. Только тогда, когда немецкие разъезды показались в 30 верстах от Новгорода, вновь был зван князь Александр. И он молниеносными ударами выбивает немцев из всех захваченных крепостей – Копорья, Пскова, Изборска – и 5 апреля 1242 года выходит на лед Чудского озера.

Как он рассматривал эту битву? Как Суд Божий. Перед боем он говорит следующие проникновенные слова: «Суди, Господи, обидящих меня, побори борющих меня, рассуди меня с этим высокомерным и кичливым народом». Князь выходит на страшную кровавую битву. По тем временам это была битва народов; в ней полегло около 400 рыцарей – для Запада это была громадная цифра, особенно если учесть, что каждый рыцарь вел с собой отряд из, как минимум, десяти оруженосцев и пехотинцев. Летописец говорит о невидимой ангельской помощи, которая поражала врагов русского войска. Это показывает, что благодать и милость Божия пребывала с благоверным князем Александром и русским народом. Как ровно через 700 лет она почила вновь на русском народе, который встретился с потомками тех самых крестоносцев, шедших на Россию с немецким крестом и надписью: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Но Бог и в 1242, и в 1942 году оказался не с ними, а с нами.

Показательно, с какими словами обратился великий князь Александр Невский к освобожденным псковичам: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами, но забыли всё это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского». Это – страшное предупреждение нашим современникам, склонным торговать Россией и оптом и в розницу, как это делал Твердила Иванкович.

Своей мудрой политикой святой князь Александр Невский неоднократно спасал Россию от татарских нашествий. Когда его призвал к себе Батый, Александр поклонился ему как царю, которому Бог даровал власть над многими землями, но отказался кланяться кусту и огню даже под угрозой мучительной смерти. И Бог его уберег: Батый подивился его смелости и отпустил живым.

Последнее свое путешествие в орду князь Александр Невский совершил в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, возвращаясь из Орды, он заболел и умер в Городце 24 ноября (6 декабря по н.ст.).

Существует мнение, что князь был отравлен в Орде. Если это так, то он увенчался и мученическим венцом. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу на Чудском озере.

Святой благоверный великий князь Александр Невский являет нам пример воинского предстояния перед Господом, защиты земного Отечества. В то же время он являет собой пример мудрого и сострадательно го правителя, который делал, что мог, для уврачевания ран Русской земли после монгольского нашествия. Он являет собой образ мудрого дипломата, достойно отвечавшего на вызовы своего лукавого времени. Он являет образ великого молитвенника и печальника за землю Русскую. Он являет нам великий и высокий пример духовного мужества, человеколюбия, дерзновенной молитвы ко Христу Вседержителю.

Имя святого благоверного великого князя Александра Невского было провозглашено Именем России. Имя Александра Невского укрепляет, просветляет и преображает душу русского человека. Это один из стержней нашего национального самосознания, один из наших проводников по пути в Царствие Небесное.

Диакон Владимир Василик

 

 


назад к списку новостей