Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь секретаря Симферопольской и Крымской епархии, настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора г.Симферополя протоиерея Александра Якушечкина в день празднования Успения Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь секретаря Симферопольской и Крымской епархии, настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора г.Симферополя протоиерея Александра Якушечкина в день празднования Успения Пресвятой Богородицы

31 Август 2015

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. Среди множества праздников, посвященных Божией Матери, день Ее Успения почитается особенно торжественно, с наибольшим величием. Почему так происходит? Почему этот день, когда Матерь Божия завершила Свое земное бытие и была вознесена душа Ее на небо Самим Господом Иисусом Христом, пользуется особым почитанием у верующих людей? В тропаре сегодняшнего праздника воспевается: «В Рождестве девство сохранила есиво Успении мира не оставила еси…». То есть, в Своем Успении (Успение – завершение земного пути; мы не говорим «смерть», потому что Она не умерла, а была вознесена на небо) Она не оставила мира, несмотря на то, что земной путь Ее завершился.

Что это означает? Означает то, что Своими молитвами Матерь Божия спасет от смерти наши души, то есть, Она молится за нас там, на небесах. Как это понять? Мы ведь знаем, что душа, раз родившись, уже не умирает. От какой же смерти спасает Пресвятая Богородица души? От той смерти, которая наступает вследствие греховности. Любой человек рождается милостью Божией с прекрасной, безгрешной душой. Посмотрите на детей, которые сегодня находятся во множестве в храме. Эти дети бесхитростны, они открыты миру, не помнят зла. Даже когда мы отшлепаем ребенка за какое-либо неправильное действие, уже через полчаса он вновь протягивает к тебе ручки. И обиды этой в душе нет, потому что это душа любящая, чистая. Такая душа, как была у каждого из нас, которую мы могли также сохранить. Святые угодники Божии (такие как преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие-многие другие) сохранили детскую душу, исполненную Божественной любви. Как же они ее сохранили? Не так, как мы храним продукты в холодильнике, но в молитве, любви и послушании. Когда мы совершаем свои земные греховные пути, мы душу свою убиваем.

Современный мир все чаще и чаще подталкивает человека к тому, что все относительно. Нет никакого понятия нравственности и морали. Каждый народ живет по-своему, у каждого народа своя нравственность, свои представления о хорошем и плохом, у каждого поколения свои представления: что такое хорошо, что такое плохо, что такое стыдно, постыдно, а что такое норма жизни. Да! Сто лет назад было стыдно появиться женщине в брюках, а сейчас женщины в шортах (да, и мужчины тоже в спортивных трусах) не брезгуют в храм зайти. Видано ли это было? Что изменилось… Время? Цифры поменялись на календаре, но больше ничего не изменилось. Заповеди Божии какими были, такими и остались.

Иногда говорят, что у разных народов разные представления о нравственности. Например, у китайцев согласно их древнему нравственному учению Конфуция, было чувство гуманности – «жень». Это чувство гуманности порой отличается от того что подразумевают под этим русские люди. Ну, например, если кто-то из русских людей вдруг подарит родителям на какую-либо важную дату не цветы, а принесет гроб, то, конечно, родители не поймут. Да и окружающие будут в недоумении. А в древнем Китае считалось, что это есть добродетельное отношение к родителям. Радостные, они ставили этот гроб на самое лучшее место в доме и показывали всем друзьям и соседям, демонстрируя то, как дети заботятся о них. Казалось бы, вроде бы дистанция несоизмеримая, разные понятия у нас. Но если мы поразмыслим, если мы вспомним, что эти древние китайцы все равно верили в загробную жизнь, имели религиозные представления об особой жизни души, о ее спасении, то поймем, что дети заботились не о том чтобы поскорее положить родителей в гроб, но о посмертной участи души своих родителей. Разве не об этом мы просим у Бога и для наших родителей, которых нет с нами, и  для живых и для самих себя? Казалось бы, такие разные народы, несмотря на то, что многие из них так и не пришли ко Христу (хотя и среди них, благодаря трудам святителя Гурия, мощи которого почивают в нашем храме, были православные верующие). Если посмотреть не формально, не на букву, а на дух этого обычая, то мы увидим, что ничего нет в этом кощунственного. Просто в этом народе, в этой традиции дети так заботились о душе, о спасении своих родителей. Мы убеждаемся, что даже разные люди, культуры, религии сохранили универсальные понятия о добре, благодати, душе, о том, что такое хорошо, что такое плохо. Это не придумано людьми, не изобретено человеческим обществом, это есть Божий дар, который даровал нам Создатель вне зависимости от расы, национальности, места проживания.

Ученые историки, этнографы исследовали все народы на земле, даже в самых непроходимых джунглях, даже там, где тысячелетиями не ступала нога человека, и обнаружили, что за всю историю земли не было народа, не имевшего религиозные представления, народа-безбожника. Не было таких людей, но среди нас они появляются как раковые клетки в организме человека. Если не лечить этот организм, то эти клетки, размножаясь, приводят весь организм к гибели. Так и грех, если не лечить его, не искоренять его, то, разрастаясь как раковая опухоль, он приводит к смерти человеческой души, когда уже все безразлично, все не важно. Поэтому Матерь Божия, зная все наши греховные немощи, молится о всех нас и молитвами Своими спасает от смерти души наша, как воспевается в тропаре сегодняшнего праздника. Будем же взывать к Ней, к Царице неба и земли, нашей усердной Заступнице, чтобы Она не ослабила молитвы о нас, чтобы не отвернулась от нас. Будем иметь духовный взор, чтобы слышать эти молитвы и откликаться на них, чтобы жить так, как просит Матерь Божия у Своего Единородного Сына. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

Проповедь в формате mp3

 

 


назад к списку новостей