Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - О празднике Успения Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О празднике Успения Пресвятой Богородицы

31 Август 2015

Дорогие братья и сестры, поздравляем Вас с Великим праздником Успения Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии.

28 августа наступил праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день, в сослужении духовенства, совершал Богослужение настоятель Петро-Павловского кафедрального собора, протоиерей Александр Якушечкин.

Что означает – успение?

Успение – это смерть. Тогда, почему же смерть – это праздник? Потому, что смерть телесная – это переход от жизни временной, к жизни вечной.

Высокий жребий преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной. "Чудно рождение Твое, восклицает Церковь, чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в Тебе, Богоневеста" (Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1 канон, п. 5, 3.)

После того, как Спаситель, с Креста утешая и ублажая пречистую Матерь Свою, вместо Себя усыновил Ей возлюбленного ученика Своего Иоанна Богослова, разделявшего с Ней страдания Ее, ученик взял Ее к себе (Иоан. 19:26,27) и не оставлял до успения Ее, служа Ей как матери своей. Пребывание Ее было в доме св. Иоанна Богослова, в Иерусалиме, на Сионе.

Уже при жизни Божией Матери начали сбываться пророческие слова: се бо отныне ублажать Мя вси роди. С распространением славы Иисуса Христа, как Сына Божия, блажима была и пречистая Его Богоматерь, жившая на земле. По вознесении Иисуса Христа на небо Она пребывала с учениками в молитве (Деян. I, 14), и прияла дары Святого Духа в день Пятидесятницы.

Для Апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передала все слова, которые слагала в сердце Своем; - поведала о чудесных событиях благовещения, безсеменного зачатия и нетленного от Нее рождества Христова, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно Апостолам, насаждала и утверждала христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение Апостолов к Богоматери было чрезвычайно. По приятии Св. Духа они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Имея Царицу Небесную, как наместницу Христа Господа своего, взирая на Ее святое лицо и внимая Ее словам, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь (Деян. XII, 1 - 3), около 43 года по Р. Х., Пресвятая Дева Мария удалилась со св. Иоанном Богословом, в г. Ефес. Впрочем, по сказанию предания, Она была не только в г. Ефесе, в котором выпал жребий проповедовать Евангелие святому апостолу. Также Матушка Всецарица была и на Кипре у епископствовавшего св. Лазаря, и на горе Афонской, о которой, как говорит Стефан Святогорец, Богоматерь пророчески сказала: "сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Аз буду заступница месту сему и Богу о нем ходатаица".

Благоговение древних христиан к Божией Матери было так велико, что они передали все о жизни Богородицы, что только могли заметить из Ее св. слов и деяний. А также они передали нам о Ее внешнем виде. По сказанию св. Амвросия Медиоланского, основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, - Апостолов из 70-ти, Пресвятая Богородица, живя на земле, "была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".

А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие - первый в IV, а второй в XIV веках, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии. "Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет".

Ко времени Своего блаженного успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Божьей Матери распространилась уже по земле и вооружила против Нее многих завистливых и гордых Иудеев. Они покушались на жизнь Богородицы, но Бог хранил Ее от врагов.

Живя у св. Иоанна Богослова в Иерусалиме, Пресвятая Дева пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела Божественное желание созерцать Сына Своего, сидящего одесную Бога. Часто посещала места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих. Горя непрестанно любовью к Богу, св. Дева часто молилась и воздыхала о Своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего. И как было предвозвещено Ей о воплощении от Нее Сына Божия, так и тогда, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Матери Своей о блаженном Ее Успении.

Обстоятельства, предшествовавшие и сопровождавшие успение Богоматери, известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об успении Богоматери писал Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо находится между сочинениями Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский. В V веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, об успении Богородицы говорил греческой царице Пульхерии: "хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ея, впрочем, мы знаем об них из древнейшаго и вернейшаго предания". Это предание подробно собрано и изложено в "Церковной истории" Никифора Каллиста в XIV веке.

Пресвятая Дева Мария окончила Свою земную жизнь в летах преклонных. Из древнейших сказаний об успении Богоматери, собранных Никифором, известно следующее. Успение Божией Матери сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери Апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в Иерусалиме. В самый день успения Ее явился в сретение душе Пресвятой Богородицы в необычайном свете, осиявшем храмину отходившей, Господь с Ангелами и святыми. Подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ Богоизбранный (Исход. XIV, 19 - 20), облачный круг в день погребения также осенял и охранял святейшее тело Богоизбранной Отроковицы и Матери, несомое Апостолами для погребения.

По завещанию Пресвятой Девы святой тело Ее было положено в Гефсиманской веси, находившейся на горе Елеонской, близ Иерусалима, между гробами праведных родителей, Богоотец Иоакима и Анны и Ее обрученника, праведного Иосифа. На третий день по смерти, когда Апостол Фома, небывший при погребении св. Девы, пришел в Гефсиманию и открыл гроб, пречистого тела Богородицы уже не было в гробнице. Господь переселил пренепорочную Матерь Свою в небесные обители. Как Сам Он воскрес в третий день и в сорокой вознесся на небо с пречистой Своей плотью, так и Богоматерь в третий день по смерти Ее дивным смотрением Божиим с телом взята на небеса, согласно с предсказанием пророка Давида: "воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея" (Псал. CXXXI, 8).

После успения Матушки Богородицы, когда Апостолы во время трапезы своей беседовали о необретении тела во гробе, они увидели Пресвятую Деву на небесах, "живу, со множеством Ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемую, яже и рече к ним: радуйтеся". По воскресении Спасителя Апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, а после стола возносить этот хлеб, нарицаемый Господнею частью, славя великое имя Пресвятой Троицы. Когда же во время трапезы, по успении Богоматери в третий день, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный, и внезапно услышали горе - хвалебное пение Ангелов и узрели Пречистую Деву, то вместо: Господи Иисусе Христе, возопили: Пресвятая Богородице, помогай нам, и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем панагии.

(Источник: Дни богослужений Православной Кафолической восточной Церкви. Протоиерей Г.С. Дебольский. том I, С.- Петербург, 1901. Репринтное воспроизведение издания. Издательство "Отчий дом", Москва, 1996.)

 

 


назад к списку новостей