Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь секретаря Симферопольской и Крымской епархии, настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в день празднования Крещения Господня
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь секретаря Симферопольской и Крымской епархии, настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора протоиерея Александра Якушечкина в день празднования Крещения Господня

21 Январь 2015

Во имя Отца и Сына Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сей день святого Богоявления Господня, день Крещения Господа и Спасителя нашего в реках Иорданских мы приходим в храмы, освящаем великую святыню, крещенскую воду. Мы всякий раз вспоминаем в этот день, как Господь, когда ему исполнилось тридцать лет, пришел к Иордану, потому что там уже крестил народ Предтеча, Креститель Господень Иоанн. Иоанн Предтеча – человек, который предшествовал Христу, который жил в пустыне, носил грубую одежду и питался только теми корневищами и насекомыми, которые водились в пустыне, то есть вел крайне аскетический образ жизни и призывал всех людей к покаянию. Этот призыв Иоанна Предтечи обращен ныне к каждому из нас. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное!» – с такими словами обращался к израильтянам Иоанн Предтеча. К нему на Иордан приходит Господь. Конечно же, Иоанн Предтеча пребывает в недоумении. Как Божий пророк он понимает, Кто находится перед ним, Кто к нему пришел. Иоанн удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). Но Господь отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3,15).

Господь входит в воды Иордана, умаляя себя до нашего человеческого естества. Произошло это уже не в первый раз, ибо когда он родился в убогой Вифлеемской пещере (в сарае, будем говорить так), где держали скот, Бог посылает Своего Сына, чтобы каждый из нас имел надежду на спасение. Бог сниходит к человеку, к его немощам. И вот, здесь в реку Иордан входит Господь. В этой крещенской купели омываются все грехи. Кстати, если кто из взрослых когда-либо крестится, то на следующий день этот человек без исповеди идет ко Причастию, потому что все грехи его омыты в купели крещения. Однако, Господь безгрешен, не имея ни одного греха, входит в воды Иордана, чтобы омыть не Свои грехи (у Него  их не было), а чтобы омыть наши грехи, потому что Господь совершает великую искупительную жертву и своим Крещением Он омывает грехи всего человечества, Он показывает, как должно быть исполнено слово Божие и со смирением принимает Крещение от Иоанна. Этот день Церковь называет днем Богоявления, то есть явлением Бога-Троицы на землю, что и произошло. Божий Сын входит в реку, затем мы слышим голос с небес, голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Дух Святой нисходит в виде голубя к Спасителю. Таким образом, все три Ипостаси Бога были явлены человечеству в этом событии.

Мы должны помнить, дорогие братья и сестры, что каждый из нас тоже воспринял Таинство Крещения, у каждого из нас тоже была крещенская купель, каждый из нас тоже таким образом призван к святости. Человек призывается не ко греху, хотя, конечно, безгрешных людей не бывает. Но каждый человек должен в жизни не просто иметь идеал, но стремиться к этому идеалу, этот идеал и есть Бог. Человек должен соединиться с Богом в своей жизни, и это дано человеку. И вот, что самое ужасное – мы не оправдаемся с вами никакими весомыми аргументами или логическими умопостроениями, мы не оправдаемся тогда, когда предстанем перед Господом. Никак мы не оправдаемся, что мы приходили в Церковь, читали молитвы (и даже «Отче наш» выучили в детстве), приходили в храм освятить водичку, пили ее, кропили  ею свое жилище (это все нужно делать, нужно ходить в храм, читать молитвы, исповедоваться и причащаться). Сейчас нас слышат даже на улице те люди, которые стоят в очереди на улице, которым даже в храм некогда зайти (борщ варить надо спешить). О, если б они знали, что каждый священник знает множество примеров, когда человек в последние минуты своей жизни, когда уже встать невозможно, но Бог еще дал возможность говорить, раскаивается в своих грехах, но уже ничего невозможно изменить. Кстати, это милость Божия, когда человек имеет возможность хотя бы на своем смертном одре покаяться, чтобы священник принял у него исповедь! Об этом мы все должны просить Бога, но это не всем дано. Кто-то заболел, кто-то, как мы, наивно говорим: «Какая смерть легкая! Заснул и не проснулся». Очень легкая смерть, заснул со своими грехами и не в чем не поисповедовался! В чем же легкость этой кончины? Человек призван к Богу, призван к святости. Эту святость мы должны являть не только, когда приходим в храм, чтобы зажечь свечечку, символ нашей молитвы перед Богом. Самое главное – мы должны свою жизнь проводить так, как учит нас Христос. Мы должны в своей жизни меняться! В чем ты поменялся по сравнению с прошлым днем, с прошлым месяцем? С кем ты помирился, кого согрел? Кого бескорыстно, без надежды на благодарность, облагодетельствовал? Кого ты любовью своей согрел? Как ты покаялся Богу, как жизнь свою изменил? Так ли, как Господь учил в Своих заповедях, или мы живем как все, потому что иначе трудно. Время от времени мы вспоминаем, что нужно причастить ребенка, покрестить ребенка, прибежать в храм за водичкой. Так и бежим в этой жизни, убегая от Бога, убегая от Христа.

Господь пришел не для того, чтобы мы соблюдали только ритуалы, только внешнюю часть (кстати, внешняя часть помогает нам жить, и обряды есть, и пение, и иконы, и свечи), но это только вспомогательные средства – это таблетки, но живем-то мы не для того, чтобы таблетки есть, правда? Мы живем для того, чтобы являть своей жизнью Христа и доказывать самому себе, не окружающим, нет, самому себе каждый день доказывать что ты христианин и способен вслед за Христом взять на свои плечи Крест Господень и с ним шествовать по жизни, не ожидая, что тебе будут аплодировать, твой путь будут устилать ковровыми дорожками и сплошное благо тебе будет, нет! Не ради благ, аплодисментов, славы пришел Христос, но для того, чтобы претерпеть все, что надлежало претерпеть ему, ибо так возлюбил Бог мир, читаем мы в Евангелии от Иоанна, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Таким образом, мы имеем великую благость, вечную жизнь, надежду на вечную жизнь со Христом, надежду на спасение! Поэтому, дорогие братья и сестры, особенно те, кто сейчас стоит на улице и пока не успевает в храм Божий войти и не понимает, для чего он существует, будем вспоминать о том, что каждый храм – место особого присутствия Божьего. Будем приходить к Богу, давайте начнем жить по-христиански, начнем жить так, как заповедовал Христос, а проверить это очень просто: перед каждым своим поступком остановитесь и задумайтесь, а что сказал бы Христос Господь, если бы вдруг я задал Ему вопрос: «Так поступить или так?». Совесть ваша, сердце ваше подскажет вам, как нужно правильно поступить., но это только первый шаг. Самое легкое – спросить. Самое тяжелое – выполнить то, что тебе подсказывает твоя совесть и сердце, а значит, выполнить и то, что тебе подсказывает Господь. Пусть хватит у каждого из нас сил на эту жизнь, на выполнение голоса совести, который посылает нам Господь. Аминь.

Проповедь в формате mp3

 


назад к списку новостей