Православный приход Петро-Павловского собора г.Симферополя Республики Крым - Проповедь секретаря Симферопольской и Крымской епархии, настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора г.Симферополя протоиерея Александра Якушечкина в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь секретаря Симферопольской и Крымской епархии, настоятеля Петро-Павловского кафедрального собора г.Симферополя протоиерея Александра Якушечкина в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

08 Апрель 2014

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сей день Святая Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. «Днесь спасения нашего главизна…», – так воспевает Церковь в своих песнопениях об этом празднике, т.е. сегодня спасения нашего начало. С Благовещения Божией Матери начинается наше спасение. Почему этот день столь важен для нашей жизни вечной? Нам необходимо еще раз вспомнить, как происходило это торжество.

Предание гласит, что незадолго до самого Благовещения Матерь Божья читала Священное Писание. Предание гласит о том, что она читала книгу пророка Исайи. Наверное, она также просила Господа о том,  чтобы повидать эту женщину, которая родит Спасителя. Она хотела не просто увидеть, но и послужить ей. В этот момент, когда Она читала Священное Писание (а такой благочестивый навык Она имела, Матерь Божья с юных лет воспитывалась при храме, занималась там чтением Писания и рукоделием), в этот момент Ей является архангел Гавриил. И что же, какова была Ее первая реакция? Она испугалась! «Чего же Она испугалась», – подумаем мы? Конечно, это не мы, сразу впадающие в прелесть. Чуть что во сне приснится: «Батюшка, мне сон был!» Кто мы такие, чтобы Господь посылал нам во сне Свою волю? Разве мы можем сравниться с преподобным Сергием Радонежским, которому во сне являлась Матерь Божья?! Разве мы можем поставить себя хотя бы на расстоянии ста километров от преподобного Серафима Саровского, который тысячу дней и ночей молился на камне, с которым во сне говорила Матерь Божия?! Разве мы можем приблизиться к этому подвигу!? Мы даже и помыслить об этом не можем.

Наша душа через лукавого уже заражена грехом прелести и гордыни. Нам уже кажется, что мы что-то слышим. Нам кажется, что мы можем что-то передать, сделать замечание тому, кто в храм пришел и не так оделся, не так повернулся, не так руки сложил за спиной, не той рукой свечку передал. Почему только правой рукой свечку передать можно? А если у человека нет правой руки, ее ампутировали, что – левой рукой ему нельзя передать? Почему-то самая распространенная жалоба (это великая скорбь, я как священник вам скажу): а вот уборщица сняла мою свечку или передвинула ее на другое место. Свечи тают, особенно летом, они изгибаются, они не могут стоять рядом, поэтому служители храма стараются поставить их подальше, соблюсти чистоту. Ты зажег свечу, ты сотворил молитву! Свеча– это символ нашей молитвы, а люди усматривают в этом какие-то манипуляции: вот она передвинула, не дожгла ее до конца, полтора сантиметра осталось и так далее. Но ведь это язычество самое настоящее! Неужели дух покаяния преисполнял тебя в эти минуты? Вот искушение! Как раз больше нечем заняться!  Мы стали такими христианами, так возлюбили весь мир, мы так сотворили жертву любви, накормили голодного, одели  нагого, посетили в больнице страждущего!? (Целое отделение имеется в седьмой городской больнице. Из тысячи прихожан нашего храма только десять человек находят в себе силы каждую неделю кормить этих голодных и несчастных людей). Мы все сделали уже для нашего спасения! Вот теперь осталось последнее: то три шестерки нас беспокоят где-то там, в чипах каких-то неведомых, то в паспортах увидят люди какие-то неведомые знаки и давай сайты создавать, смотреть фильмы, слушать благословение неведомых старцев, хотя Церковь свое слово уже сказала. Все эти числовые вопросы – не вопросы спасения. Технический прогресс, действительно, не ведет к тому, чтобы установит рай на земле. Все это, действительно, ведет к концу мира, который таки будет. Но христиане ждут не пришествия антихриста, а второго пришествия Христа. Мы, к сожалению, обо всем этом забываем, нам проще выучить какие-то правила, совершить какие-то внешние действия, чем в самой своей сути изменить себя, так как делала это Пресвятая Богородица, Которая жила в смирении, кротости, чистоте и целомудрии, Которая никогда никого не поучала. Уж Она-то имела моральное право кого-то наставить, могла проповедовать, но никогда этого не делала. Она старалась никого не поучать. Она учила других особым образом – без слов, Своим личным примером. 

Почему мы плачем, что у нас плохие дети? Потому что мы их такими воспитали! Мы говорим одно, но своим примером делаем-то другое. Наши дети, как губка, впитывают от нас все наши грехи. Чему уж тут удивляться, что в скорбях пребывают они, и мы вместе с ними скорбим. В этом есть прямая закономерность, логический естественный результат нашей жизни. Матерь Божья старалась жить так, чтобы тот, кто находится рядом с Ней, действительно, был озаряем Божественной любовью. Вот как о Ней пишет святитель Игнатий Богоносец. Это, кстати, тот самый святитель, который изображен на иконе «Христос, благословляющий детей», помните эту икону? Там Христос одной рукой благословляет деток, и всегда, на каждой иконе, на руках Он держит одного мальчика. Этот мальчик вырос и стал святителем Церкви  - епископом Игнатием.

Вот он пишет о Божией Матери: «У нас все знают, — писал св. Игнатий Богоносец — что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела (мы сразу должны сравнивать с собой, сколько скорбей у нас бывает, а Матерь Божья всегда была весела); в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка (Богородицу оскорбляли! А уж нам-то о чем говорить. Как мы должны относиться к этим оскорблениям? Мы должны не гневаться); к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии — учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения». Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого вероятия, что по Ея святости видимо в Ней соединилось естество ангельское с человеческим».

Будем, дорогие браться и сестры, подражать Божьей Матери, научаться у Нее истинному смирению, которое подобает иметь христианину. Будем помнить, что через Божью Матерь Господь возвеличил человеческое естество, потому что Богородица была ведь из человеческого естества, она выросла среди людей и была восхищена на небо, она была драгоценным сосудом, вместилищем Духа Святого, вместилищем Того, Который поистине является Спасителем всего мира – Господа нашего Иисуса Христа.

Вот этого смирения, этой простоты, этой незлобивости и любви будем искать не только в образе Пресвятой Богородицы, но и в себе, и понуждать себя к добрым, богоугодным делам любви веры Христовой, которые пусть приумножат нашу веру, укрепят нас духовно, которые начнут наш путь ко спасению, ибо мы его еще и не начали. Аминь.

Проповедь в формате mp3



назад к списку новостей